8 июн 2024

Развитие личности: дефициты и «нормы».

В этой статье хочу рассмотреть теорию психосоциального развития, так хорошо описанную Эриксоном, несколько под другим углом. А именно с токи зрения дефицитов развития, как они влияют на последующую жизнь человека и как обостряются при психотравмах.
Здесь я уделю внимание периоду от 0 до 6 лет, как самому базовому, фундаментальному этапу формирования личности.
Развитие личности: дефициты и «нормы».
Посвящена описанию формирования идентичности. Идентичность = образы себя, связи себя и окружающего мира.
0 - 1,5 лет.
На этом этапе формируется БАЗОВОЕ ДОВЕРИЕ К МИРУ.
Здесь: Полная зависимость от матери и ухаживающих людей (удовлетворение потребностей зависит от внешнего).
Способы взаимодействия с миром – крик, плач, чтобы мир угадывал потребности ребенка. Здесь есть понятие «верность», когда мама угадывает потребность ребенка.
Все вопросы веры, уверенности, доверия формируются здесь. Важно получить понятие веры и надежды.
(+) Если мир надежный, тогда он чувствует себя защищенным, в безопасности.
Если ребенок может пережить то, что мама уходит и вернется, тогда у ребенка появляется внутренний запас, что она вернется, появляется доверие.
(-) Если недостаточно, тогда мир опасный, ненадежный.
Если мир не надежен, не защищает, то всегда будут проекции, что мир имеет на меня угрозы, враждебен, человек везде видит врагов.
ЗДЕСЬ ЛИБО Я ЗАЩИЩЕН, ЛИБО Я В ОПАСНОСТИ.
Основная эмоция - страх.
Это не значит, что ребенок не будет развиваться, он будет жить и развиваться, но эта нерешенная задача остается с ним.
1,5 - 4 года.
Основной вопрос - АВТОНОМНОСТЬ.
Ребенок научается ходить и говорить. Появляются другие значимые люди (из диады - в триаду)
КОНФЛИКТ - ЧТО ЭТО БУДЕТ: АВТОНОМИЯ ИЛИ СТЫД.
Здесь очень важно, чтобы автономия происходила именно в отношениях. Отношения должны сохраниться, "я сам" и по-прежнему любимый. В своем выражении автономности, я должен быть признан кем-то другим.
Ребенок переживает поиск баланса ограждений и дозволений.
В начале периода ребенок не может дифференцировать стыд (я весь плохой), а к концу периода может. Хорошо бы чтобы ребенок не все в себе останавливал, а конкретные вещи.
Здесь появляются первые зачатки воли. Что могу держать и отпускать.
(+) Самостоятельный. Я могу быть и другим, и хорошим одновременно - когда благополучно пройден этот этап. Задача развития - получить ощущение "я хороший". Это и будет внутренним ресурсом для личности.
(-) Неуверенный, сомневающийся, плохой. Или ты такой как надо (тогда отношения сохраняются) - и тогда стагнация развития, либо идешь один.
Если родители зафиксированы на несовершенстве ребенка, тогда вместо самоконтроля развивается неуверенность и сомнения в себе. Тогда я не буду чего-то делать, потому что не смогу сделать сразу совершенно (не возникает одобрения себя – продолжать, когда не получил одобрение).
Здесь закладывается основа самооценки, самоотношения к себе.
Регулирование границ в новых возможностях, защита и поддержка.
4 - 6 лет.
ИНИЦИАТИВНОСТЬ - ПАССИВНОСТЬ (ВИНА)
Основная потребность - принятие моей активности и придание ей ценности.
Основная деятельность - игра. Ребенок развивается в игре. Ребенок становится более активным.
Ребенок научается фантазировать и планировать все. Возникают вопросы вины и ответственности - то, что может наступить после определенных действий. Здесь ребенок может отделить себя от своей деятельности.
На этом этапе начинает формироваться понятие "совесть". Бессовестный тот, кто не спланировал чем все это закончится.
(+) При благополучно пройденном периоде - жить так, как я хочу, без вины за это.
(-) При неблагополучном - самонаказание, чувство неполноценности, недостоинства, не имею права.
К примеру, стыд апеллирует к достоинству, вина - это про права.
!! При пихотравмах - все эти дефициты вновь возникнут, это вернет в базовые настройки. И тогда попутно с проработкой травмы стоит обратить внимание на сигналы, которые подает клиент, исходя из нерешенных задач развития. К примеру, вопросы доверия вновь могут стать основной фигурой работы в сессии, и мы это учитываем и бережно относимся, помня про то, что перед нами сейчас человек в регрессе. Соответственно, апеллировать к его взрослой части сейчас нет смысла, а гораздо эффективнее работать на потребности того периода, который мы сейчас наблюдаем.
Еще хочу отметить, что дефицит следует отличать от травмы развития (дефицит не = травма). У травмы есть вполне определенные критерии. Травма - это не событие. Это реакция организма. Это физиологическое расстройство организма, которое возникло в условиях нехватки внешней и внутренней поддержки.
Наличие в анамнезе клиента дефицитов развития будет является фактором, усиливающим травму, т.к. может не хватить ресурса, чтобы справиться (нехватка внутренней поддержки).
Анна Гулова

Развитие личности: дефициты и «нормы». - 954571228955

Комментарии

Комментариев нет.