Сил нет молчать о случайной, удивительной находке, которая прямо не будет связана с историей села Кулдым, но косвенно все может быть. С мая 2024 года и по сегодняшний день мной было прочитано и изучено более 40 метрических книг различного временного периода по с. Кулдым. Судьба жителей села во все времена переплеталась с судьбой жителей других сел и деревень. Сначала жители села Кулдым роднились с жителями с. Лемдяй, с. Вертелим, с. Теризморга, д. Сарга, с. Левжа, с. Темяшево и многих других населенных пунктов. Перемещения, переезды семей в поисках лучшего места для жительства никто не отменял. Стоило переехать только одной семье и следом мог переехать весь род. Сегодня речь пойдет об уроженке села Левжа - Евдокии Петровой. Село Левжа расположено от села Кулдым по прямой в 45,5 километрах . Кроме близости расположения сел есть и другая причина на которую было обращено внимание и это фамилия Петрова. В селе Кулдым такая фамилия имеет место быть. Подтвердить или опровергнуть родство рода Петровых в селе Кулдыме и рода Петровых в селе Лемжа можно только после изучения конкретного временного периода и конечно на этот момент будет обращено особое внимание. Вся информация о Евдокии Петровой будет изложена в полном объеме без каких либо комментариев. Комментарии ,как говориться излишни, потому ,как сам текст очень правдиво и достоверно расскажет о достижения и заслугах этой удивительной женщины.
"Настоятельница Пайгармского монастыря игуменья Евпраксия (в миру Евдокия Петрова ) родилась в селе Лемжа Инсарского уезда в простой крестьянской семье в 1845 году. Вступила в 1865 году – на 20-м году своей жизни – послушницей в число сестер Пайгармского монастыря (тогда еще общины), где проходила разные виды монастырского послушания. В 1895 году поставляется во главе обители. В этом же году избрана действительным членом Православного Палестинского Общества . Ещё при жизни первой настоятельницы, из-за болезни устранившейся от дел, мать Евпраксия, будучи казначеей (с 1886 г.), в этом же году посвящена и в мантию , фактически уже управляла монастырем , и за 30 лет управления ею Пайгармскою обителью монастырь этот достиг высокой степени своего роста и процветания. Построены два собора-холодный и теплый , трапезная для сестер; построены корпуса: сестринский , архиерейский с прекрасною церковью, игуменский ,для духовенства, построены четыре гостиницы; все старые деревянные здания заменены новыми каменными; построено много хозяйственных каменных служб ; в г. Инсаре построено прекрасное подворье с великолепной каменною церковью . (В настоящее время подворье это самостоятельный монастырь.) Неутомимая, энергичная и предприимчивая мать Евпраксия при той массе работы, которая выпала на ее долю, не забывала просветительные и благотворительные цели. Помимо школы-приюта для девочек-сироток при самом монастыре, выстроены три церковно-приходские школы: две – при деревнях Пайгарме, Быкове и в селе Лемжа, полное содержание первых двух школ в первое время было от обители , в последующее же время школы эти получали от монастыря учебные пособия, отопление и прислугу. В тяжелые годины народных испытаний, как то было в русско-японскую войну, пожертвовано 2000 р. на Красный Крест, а в войну русско - германскую 1914 года – единовременно деньгами 1000 руб., лучшая гостиница отведена была под лазарет и оборудована совместно с Инсарским земством на 200 коек, больные и раненые воины снабжались от обители хлебом, молоком, овощами и прислугой. Приходила она с своею помощью и к окрестным крестьянам; в неурожайные годы она раздавала им хлеб, муку, зерно и открывала столовую для голодающих; в случаях пожаров выдавала готовые срубы и лес для сеней и двора. За свою высокополезную службу церкви игуменья была награждена синодальным крестом, двумя золотыми (один на Андреевской ленте для ношения на шее). Пайгармская обитель благодаря трудам игуменьи Евпраксии «достойно занимает почётное место среди славнейших обителей православно-русской земли, крепка послушанием, сильна молитвой насыщающей, являет образец победы над мирскими соблазнами, знает цену благословенного Богом труда и распространяет лучи света учения Христова и любви окрест себя» (Епарх. Вед. 1916 г. №24). Умерла игуменья Евпраксия в 1916 году. Она стяжала себе высокое почитание среди сестёр управляемой ею обители, как равно и отменное уважение местной епархиальной и высшей церковной власти своими строго иноческими личными высокими качествами души и жизни, а равно и выдающимися административными способностями. К 1 марта 1898 года список членов Императорского Православного Палестинского Общества по Пензенскому Отделу составляли: почётные члены – 3, действительные члены – 11, члены-сотрудники – 157. Количество членов Императорского Православного Палестинского Общества, входящих в состав Пензенского Отдела (Из отчета 1910–1911 гг.): почётные члены – 2, действительные члены – 5, члены сотрудники – 84. Благотворительность русских на Святой Земле не только укрепляла положение православия в Палестине, но и соединяла Россию со Святой Землёй. В 1918 году Пензенский отдел, как и другие Отделы Общества, прекратил свою работу в связи с принятием Декрета Совнаркома о свободе совести, церковных и религиозных обществах, который отделил Церковь от государства и лишил Палестинское Общество права собирать взносы и пожертвования для своей деятельности. Согласно ст. 685 Постановления Народного Комиссариата юстиции «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (Инструкция) от 24.08.1918, средства от сборов в пользу Православного Палестинского Общества, на улучшение быта православных паломников в Палестине, в пользу Иерусалимской церкви Гроба Господня подлежали передаче в Народный Комиссариат по иностранным делам." ( Книга Пензенский отдел Императорского Православного Палестинского Общества 1894-1918 год. Год издания 2018).
Село Кулдым
:Любовь Кокина(Жалнина)
Сил нет молчать!
С мая 2024 года и по сегодняшний день мной было прочитано и изучено более 40 метрических книг различного временного периода по с. Кулдым. Судьба жителей села во все времена переплеталась с судьбой жителей других сел и деревень. Сначала жители села Кулдым роднились с жителями с. Лемдяй, с. Вертелим, с. Теризморга, д. Сарга, с. Левжа, с. Темяшево и многих других населенных пунктов. Перемещения, переезды семей в поисках лучшего места для жительства никто не отменял. Стоило переехать только одной семье и следом мог переехать весь род.
Сегодня речь пойдет об уроженке села Левжа - Евдокии Петровой. Село Левжа расположено от села Кулдым по прямой в 45,5 километрах . Кроме близости расположения сел есть и другая причина на которую было обращено внимание и это фамилия Петрова. В селе Кулдым такая фамилия имеет место быть. Подтвердить или опровергнуть родство рода Петровых в селе Кулдыме и рода Петровых в селе Лемжа можно только после изучения конкретного временного периода и конечно на этот момент будет обращено особое внимание.
Вся информация о Евдокии Петровой будет изложена в полном объеме без каких либо комментариев. Комментарии ,как говориться излишни, потому ,как сам текст очень правдиво и достоверно расскажет о достижения и заслугах этой удивительной женщины.
"Настоятельница Пайгармского монастыря игуменья Евпраксия (в миру Евдокия Петрова ) родилась в селе Лемжа Инсарского уезда в простой крестьянской семье в 1845 году.
Вступила в 1865 году – на 20-м году своей жизни – послушницей в
число сестер Пайгармского монастыря (тогда еще общины), где проходила разные
виды монастырского послушания. В 1895 году поставляется во главе обители. В этом же году избрана
действительным членом Православного Палестинского Общества . Ещё при жизни первой
настоятельницы, из-за болезни устранившейся от дел, мать Евпраксия, будучи казначеей (с 1886 г.), в этом же году посвящена и в мантию , фактически уже управляла монастырем , и за 30 лет управления ею Пайгармскою
обителью монастырь этот достиг высокой степени своего роста и процветания. Построены два собора-холодный и теплый , трапезная для сестер; построены
корпуса: сестринский , архиерейский с прекрасною церковью, игуменский ,для духовенства, построены четыре гостиницы; все старые деревянные здания заменены новыми каменными; построено много хозяйственных каменных служб ; в г. Инсаре построено прекрасное подворье с великолепной каменною церковью .
(В настоящее время подворье это самостоятельный монастырь.) Неутомимая, энергичная и предприимчивая мать
Евпраксия при той массе работы, которая выпала на ее долю, не забывала просветительные и
благотворительные цели. Помимо школы-приюта для девочек-сироток при самом монастыре, выстроены три церковно-приходские школы: две – при деревнях
Пайгарме, Быкове и в селе Лемжа, полное содержание первых двух школ в первое время было от обители , в последующее же время школы эти получали от монастыря
учебные пособия, отопление и прислугу. В тяжелые годины народных испытаний, как то было
в русско-японскую войну, пожертвовано 2000 р. на Красный Крест, а в войну русско - германскую 1914 года
– единовременно деньгами 1000 руб., лучшая гостиница отведена была под лазарет и оборудована совместно с Инсарским земством на 200 коек, больные и раненые воины снабжались от обители хлебом, молоком, овощами и прислугой. Приходила она с своею помощью и к окрестным крестьянам; в неурожайные годы она раздавала им хлеб, муку, зерно и открывала столовую для голодающих; в случаях пожаров выдавала готовые срубы и лес для сеней и двора. За свою высокополезную службу церкви игуменья была награждена синодальным крестом, двумя золотыми (один на Андреевской ленте для ношения на шее). Пайгармская обитель благодаря трудам игуменьи Евпраксии «достойно занимает почётное место
среди славнейших обителей православно-русской земли, крепка послушанием, сильна молитвой насыщающей, являет образец победы над мирскими соблазнами, знает цену благословенного Богом труда и распространяет лучи света учения Христова и любви окрест себя» (Епарх. Вед. 1916 г. №24). Умерла игуменья Евпраксия в 1916
году. Она стяжала себе высокое почитание среди сестёр управляемой ею обители, как равно и отменное уважение местной епархиальной и высшей церковной власти своими строго иноческими личными высокими качествами души и жизни, а равно и выдающимися административными способностями.
К 1 марта 1898 года список членов Императорского Православного Палестинского Общества по Пензенскому Отделу составляли: почётные члены – 3, действительные члены – 11, члены-сотрудники – 157.
Количество членов Императорского Православного Палестинского Общества, входящих в состав Пензенского Отдела (Из отчета 1910–1911 гг.): почётные члены
– 2, действительные члены – 5, члены сотрудники – 84.
Благотворительность русских на Святой Земле не только укрепляла положение православия в Палестине, но и соединяла Россию со Святой Землёй.
В 1918 году Пензенский отдел, как и другие Отделы Общества, прекратил
свою работу в связи с принятием Декрета Совнаркома о свободе совести, церковных и религиозных обществах, который отделил Церковь от государства и лишил Палестинское Общество права собирать взносы и пожертвования для своей деятельности.
Согласно ст. 685 Постановления Народного Комиссариата юстиции «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»
(Инструкция) от 24.08.1918, средства от сборов в пользу Православного Палестинского Общества, на улучшение быта православных паломников в Палестине, в пользу Иерусалимской церкви Гроба Господня подлежали передаче в Народный Комиссариат по иностранным делам."
( Книга Пензенский отдел Императорского Православного Палестинского Общества 1894-1918 год. Год издания 2018).