В настоящее время многие организации торговли, общественного питания и другие организации для привлечения клиентов используют различные бонусные программы. Самыми популярными остаются система бонусных баллов, которыми в дальнейшем можно оплатить покупку, и акции. Бонусные баллы представляют собой учётные (условные) единицы, начисляемые организацией клиенту в рамках принятой программы лояльности за совершение покупок. Начисленные бонусные баллы могут быть использованы клиентом в дальнейшем при приобретении товаров и услуг как у самого предприятия, так и у его партнёров, с которыми у него заключены соответствующие соглашения. Порядок и условия начисления бонусных баллов, а также их расходования и списания устанавливаются самим предприятием в одностороннем порядке в своей программе лояльности в соответствии с положением ст. 1, подп. 1 п. 1 ст. 8 и ст. 421 ГК РФ. Указанная программа принимается клиентом посредством присоединения к ней в целом (ст. 428 ГК РФ), и у любого потребителя есть возможность отслеживать на сайте предприятия, либо в приложении актуальную редакцию документа. Сами бонусные баллы не являются денежными средствами, не могут быть обналичены или выплачены клиенту иным образом. По сути, они представляют собой обычную отсроченную скидку с цены товара или услуги, поскольку клиент, которому начислены баллы, наделяется правом требовать от предпринимателя или его партнёра продажи ему продукта по определённой цене. Данное обязательственное право требования является имущественным и может быть реализовано клиентом в порядке и на условиях, которые предусмотрены программой лояльности в соответствии со ст. 128 и 426 ГК РФ. Поскольку действующим законодательством Российской Федерации не установлено каких-либо специальных правил и требований на этот счёт, организация вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия использования бонусных баллов: категории товаров, срок начисления баллов, курс их конвертации в рубли, срок действия, в течение которого баллы могут быть использованы, порядок оплаты товаров и услуг, случаи отказа в принятии бонусных баллов, их списания, а также иные условия. Если вы приобрели товар за бонусные баллы При покупке товара за бонусные баллы, всегда следует помнить, что это инициатива торгующей организации. Такие товары с точки зрения закона «О защите прав потребителей» №2300-I от 07.02.1992 (далее – Закон) ничем не отличаются от тех, что покупают за деньги. Его можно вернуть и обменять, если товар как с недостатком, так и в случае, если не подошёл по каким-либо характеристикам. Следует помнить, что при возврате товара, оплаченного бонусами, не стоит рассчитывать на их обналичивание. Потребителю возвращается только та часть денег, которая оплачена безналичным или наличным способами. Например, если 999 рублей были бонусными, а 1 рубль отдан наличными, то при возврате товара потребитель получит на руки 1 рубль. Кроме того, следует помнить, что возврат списанных бонусов на карту при расторжении договора купли-продажи зависит от магазина – законодательно этот вопрос не урегулирован.
Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области
Бонусные программы и права потребителей
В настоящее время многие организации торговли, общественного питания и другие организации для привлечения клиентов используют различные бонусные программы. Самыми популярными остаются система бонусных баллов, которыми в дальнейшем можно оплатить покупку, и акции.
Бонусные баллы представляют собой учётные (условные) единицы, начисляемые организацией клиенту в рамках принятой программы лояльности за совершение покупок.
Начисленные бонусные баллы могут быть использованы клиентом в дальнейшем при приобретении товаров и услуг как у самого предприятия, так и у его партнёров, с которыми у него заключены соответствующие соглашения.
Порядок и условия начисления бонусных баллов, а также их расходования и списания устанавливаются самим предприятием в одностороннем порядке в своей программе лояльности в соответствии с положением ст. 1, подп. 1 п. 1 ст. 8 и ст. 421 ГК РФ.
Указанная программа принимается клиентом посредством присоединения к ней в целом (ст. 428 ГК РФ), и у любого потребителя есть возможность отслеживать на сайте предприятия, либо в приложении актуальную редакцию документа.
Сами бонусные баллы не являются денежными средствами, не могут быть обналичены или выплачены клиенту иным образом.
По сути, они представляют собой обычную отсроченную скидку с цены товара или услуги, поскольку клиент, которому начислены баллы, наделяется правом требовать от предпринимателя или его партнёра продажи ему продукта по определённой цене. Данное обязательственное право требования является имущественным и может быть реализовано клиентом в порядке и на условиях, которые предусмотрены программой лояльности в соответствии со ст. 128 и 426 ГК РФ.
Поскольку действующим законодательством Российской Федерации не установлено каких-либо специальных правил и требований на этот счёт, организация вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия использования бонусных баллов: категории товаров, срок начисления баллов, курс их конвертации в рубли, срок действия, в течение которого баллы могут быть использованы, порядок оплаты товаров и услуг, случаи отказа в принятии бонусных баллов, их списания, а также иные условия.
Если вы приобрели товар за бонусные баллы
При покупке товара за бонусные баллы, всегда следует помнить, что это инициатива торгующей организации. Такие товары с точки зрения закона «О защите прав потребителей» №2300-I от 07.02.1992 (далее – Закон) ничем не отличаются от тех, что покупают за деньги. Его можно вернуть и обменять, если товар как с недостатком, так и в случае, если не подошёл по каким-либо характеристикам.
Следует помнить, что при возврате товара, оплаченного бонусами, не стоит рассчитывать на их обналичивание. Потребителю возвращается только та часть денег, которая оплачена безналичным или наличным способами. Например, если 999 рублей были бонусными, а 1 рубль отдан наличными, то при возврате товара потребитель получит на руки 1 рубль. Кроме того, следует помнить, что возврат списанных бонусов на карту при расторжении договора купли-продажи зависит от магазина – законодательно этот вопрос не урегулирован.