КОМПЛЕКС "ПОРОГИ"

Часть 2 Продолжение. Немного истории... Прочитайте, ЭТО ИНТЕРЕСНО!👍
Порожская плотина – на сегодняшний день единственное в мировой практике гидротехническое сооружение, возведённое путём кладки из дикого камня (песчаника). Кладка представляет собой крупные обработанные камни и плиты, связкой между которыми служит глина и цемент. Плотина имеет форму дуги. Её высота –21 м, длина по гребню –125 м. Ширина по подошве –12,5 м, по гребню –4,2 м. Рядом с плотиной реку пересёк мост, выложенный из бетонных плит на сварных металлических опорах.
В производственном корпусе разместились машинный зал, электростанция, ремонтные мастерские, электроплавильный цех, отделения для подготовки шихты и электродов, химическая лаборатория, построенная из камня, деревянные склады и весовая, конюшня, пожарный сарай, кузня. В нескольких сотнях метров от завода, в жилом поселке, расположилось каменно-деревянное здание заводской конторы и дом управляющего.
Заводской комплекс был оснащен разнообразными механизмами, машинами и агрегатами лучших зарубежных фирм из Германии, Австрии, Англии и других стран. Так, в помещении машинного зала электростанции были установлены две гидротурбины с генераторами производства фирмы «Бри-глеб, Хансен и К°», изготовленные в 1909 в городе Гота (Германия). Одна из них мощностью 800 л.с. на одном валу с генератором предназначалась для питания электросталеплавильных печей, вторая, мощностью 50 л.с, на одном валу с генератором трехфазного переменного тока служила для освещения самого завода и рабочего поселка.
У обеих гидротурбин имелись масляные регуляторы скорости, позволяющие с высокой точностью поддерживать число оборотов вала гидротурбины. В этом же помещении машзала был установлен мостовой одно-балочный кран клепаной конструкции с ручными цепными приводами хода моста, передвижения тележки и подъема, грузоподъемностью 5 тонн. Он был изготовлен на заводе фирмы «Альфред Гутман» (г. Москва).
В плавильном цехе были установлены дуговые электропечи системы «Эру» (Франция). Печи работали на цельных графитовых электродах сечением 400x400 мм или собранных из пучка брусков 200x200 мм. Электроды изготавливались здесь же, в графитовом отделении Порожского завода. В отделении подготовки шихты с последующей ее плавкой в печах для измельчения сырья применялась дробилка «Блэка». На плотине были установлены лебедки и зубчато-реечные механизмы для подъема и опускания затворов в водоперепускных пролетах, изготовленные в г. Бирмингеме.
1 июля 1910 электрометаллургический завод «Пороги» (названный так в память о каменных порогах, затопленных образовавшимся перед плотиной прудом) был пущен в эксплуатацию.
12 июля 1910 получена первая опытная партия ферросилиция, а 24 августа этого же года была выпущена первая опытная плавка феррохрома весом 954 кг. Сообщение завода с железнодорожной станцией Бердяуш Самаро-Златоустовской дороги осуществлял гужевой транспорт, а с 1935 – автомобильный.
За первые полгода со дня пуска завода здесь было выплавлено 33325 пудов ферросилиция (533,2 тонны) и 12875 пудов феррохрома (206 тонн). В плавильном цехе велись опыты по выплавке и других ферросплавов. К 1921 году, т.е. за десять лет существования завода в его печах была уже опробована технология выплавки ферросилиция, углеродистых феррохрома и ферромарганца, карбида кремния и кальция, ферровольфрама.
В 1928 году комплекс «Пороги» был передан Саткинскому металлургическому заводу и продолжал работать по своему профилю, снабжая страну ферросплавами. В 20-30-е годы завод выплавлял сначала углеродистый феррохром, затем 30-40-% ферросилиций, а позднее 45-75-% ферросилиций в количестве 40 тыс. пудов в год. После установки в конце 30-х годов в машинном зале еще одной гидротурбины мощностью 750 кВт появилась возможность наладить работу еще одной пары электропечей. Этот агрегат был установлен совместным акционерным русско-австрийским обществом «Ротао». Гидротурбина была изготовлена по лицензии на московском заводе им. Калинина, электрогенератор – на Ленинградском заводе «Электросила», а масляный генератор скорости (выпуска 1929) поставлен австрийской фирмой из г. Леоберсдорфа под Веной. С пуском этой гидротурбины более чем вдвое вырос выпуск ферросплавов.
Являясь до 1931 единственным предприятием по выплавке ферросплавов, этот маленький по мощности завод уже не мог решить всех проблем обеспечения бурно развивающейся металлургии нашего государства. Вновь наша страна была вынуждена приобретать за рубежом ферросплавы, расплачиваясь за них золотым и валютным запасом. Именно тогда и было принято решение о строительстве большого завода электроферросплавов в Челябинске.
25 июня 1931 в Челябинске был введен в строй мощный электрометаллургический комбинат – ЧЭМК, положивший начало отечественному производству качественных сплавов в больших объемах. Это позволило отказаться от закупки за рубежом ферросплавов. Челябинск стал новой «столицей» ферросплавов, а старый завод в Порогах стал понемногу забываться, хотя и не прекращал своей работы.
На сегодняшний день Порожская гидроэлектростанция является старейшей ГЭС России (и, вполне вероятно, в мировой практике).
В электродуговых печах, были выплавлены первые российские ферросплавы, позволившие избежать иностранной зависимости в этой области и поднять уровень качества российской металлургии до требований времени.
В течение многих лет завод являлся своеобразной экспериментальной лабораторией по обработке методов и технологий по выплавке ферросплавов, а также школой теоретического и практического опыта и кузницей кадров для металлургии нашей страны.
Агрегаты и механизмы, привезенные сюда на лошадях по лесным и горным дорогам и установленные в самом начале нашего века, продолжали исправно нести свою службу почти до самого конца XX столетия. В середине 80-х годов, здесь, в старинных электродуговых печах, на электроэнергии, выработанной генератором 1909 постройки, была выплавлена партия особо чистой окиси магния – она была применена для изготовления теплоизоляционной керамики при облицовке фюзеляжа космического корабля многоразового использования «Буран».
фото 1, 2, 3 -машинный зал
фото 4 - подвал
https://zavodfoto.livejournal.com/158310…
фото 5,6,7,8,9 - Пороги, апрель 2024г.

КОМПЛЕКС "ПОРОГИ"  - 968367568043
КОМПЛЕКС "ПОРОГИ"  - 968367567787
КОМПЛЕКС "ПОРОГИ"  - 968367567531
КОМПЛЕКС "ПОРОГИ"  - 968367568299
КОМПЛЕКС "ПОРОГИ"  - 968367569835
КОМПЛЕКС "ПОРОГИ"  - 968367570091
КОМПЛЕКС "ПОРОГИ"  - 968367570347
КОМПЛЕКС "ПОРОГИ"  - 968367570603
КОМПЛЕКС "ПОРОГИ"  - 968367571371

Комментарии

Комментариев нет.