☦ СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА.

ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК:
Прит­чи о невер­ном и бла­го­ра­зум­ном ра­бах и о де­ся­ти де­вах
""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Во святой и Великий Вторник мы вспоминаем притчу о десяти девах, ибо эти притчи Господь, идущий на страдания, входя (Это было на горе Елеон — см. Мф. гл. 21, 22, 25) в Иерусалим, рассказывал Своим ученикам, а иные обращал и к иудеям.
Гос­по­дин по­ки­да­ет свой дом и по­ру­ча­ет управ­ле­ние двум слу­гам. Один, ду­мая, что хо­зя­ин вер­нет­ся неско­ро, на­чи­на­ет бить то­ва­ри­щей сво­их и есть и пить с пья­ни­ца­ми (Мф.24:49); дру­гой ис­прав­но де­ла­ет свое де­ло. Гос­по­дин вер­нет­ся неожи­дан­но и бла­го­ра­зум­но­го ра­ба сде­ла­ет управ­ля­ю­щим име­ни­ем, а с невер­ным по­сту­пит су­ро­во: рас­се­чет его, и под­вергнет его од­ной уча­сти с ли­це­ме­ра­ми; там бу­дет плач и скре­жет зу­бов (Мф.24:51).
Притчу же о десяти девах Он сказал, призывая к милостыне и вместе с тем уча всех быть готовыми заранее к кончине; потому что Он много говорил им о девстве и о скопцах, да и всегда девство прославляется, ибо это действительно великая (добродетель). Но чтобы кто, подвизаясь в ней, не пренебрегал другими, прежде всего милостыней, которая делает ярким светильник девства, святое Евангелие приводит эту притчу; и называет мудрыми пятерых, приложивших к девству много дорогого елея милостыни, а пятерых — неразумными, ибо хотя и они имели девство, но милостыню — несравненно (меньшую). Потому они и неразумные, что, выполнив большее, оставили меньшее, и ничем не отличались от блудниц, ибо были так же побеждены через богатство, как те — через плоть.
Когда же кончилась ночь сей жизни, задремали все (Мф. 25, 5) девы, то есть умерли, ибо сон означает смерть. И когда они спали, в полночь раздался крик (Мф. 25, 6). Одни, взявшие много елея, вошли с женихом, когда открылись двери; а неразумные, имеющие недостаточно елея, проснувшись, искали его. Мудрые же хотели дать, но не могли и перед тем как войти сказали: чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите (лучше) к продающим, то есть к бедным, и купите (себе) (Мф. 25, 9), — но бесполезно, ибо после смерти это невозможно, как и (в притче) о богатом и Лазаре открывает Авраам, говоря: трудно перейти отсюда туда (Ср.: Лк. 16, 26). Однако неразумные, придя непросвещенными, так взывали, стуча в двери: Господи! Господи! отвори нам (Мф. 25, 11). Сам же Господь дал им тот страшный ответ, сказав: Отойдите, не знаю вас (Мф. 25, 12); ибо как вы могли бы увидеть жениха, не имея приданого, т. е. милостыни?
Итак, для вразумления богоносные отцы и установили поместить здесь притчу о десяти девах, поучающую нас всегда бодрствовать и готовиться ко встрече истинного Жениха добрыми делами, особенно милостыней, поскольку неизвестен день и час кончины; так же как и (примером) Иосифа (учат) стяжать целомудрие, а смоковницы — всегда приносить духовный плод. Ибо, кто делает одно, даже и явно большее, (доброе) дело, а другими, прежде всего милостыней, пренебрегает, — не входит со Христом в вечное упокоение, но со стыдом возвращается назад. Ибо нет ничего более печального и постыдного, чем девство, побеждаемое пристрастием к имуществу.
Об этом же по­ет­ся в тро­па­ре пер­вых трех дней Страст­ной сед­ми­цы: «Вот, Же­них при­хо­дит в пол­ночь, и бла­жен тот слу­га, ко­то­ро­го Он най­дет бодр­ству­ю­щим; а ко­го най­дет уны­ло спя­щим – тот недо­сто­ин. Смот­ри же, ду­ша моя, не отя­го­щай­ся сном, чтобы те­бя не пре­да­ли смер­ти и не за­кры­ли пред то­бой две­ри Цар­ствия, но вос­прянь, взы­вая: Свят, Свят, Свят, Ты Гос­по­ди. По мо­лит­вам Бо­го­ро­ди­цы по­ми­луй нас!».
Но, о Жених, Христе, причти нас к мудрым девам, причисли к Твоему избранному стаду и помилуй нас. Аминь.

Комментарии

Комментариев нет.