Тема миграции, если ею немного серьезнее интересоваться, довольно сложная и неоднозначная чтобы ее получилось раскрыть даже в полноценной статье, не говоря уже про краткую заметку.

Такие темы больше подходят для научных работ результаты которых оформляют в виде книг, но, к сожалению, такой книги нет по нашему региону, по крайней мере, я не встречал. Маловероятно, что-то подобное вообще может появиться, поэтому, за неимением чего-то более серьезного, просто поделюсь своими мыслями на эту тему.
Вначале кратко затрону тему иммиграции в Семиречье и Тургень в частности. Если первые русские появившиеся в Казахстане – это воры, дезертиры и старообрядцы, спасающиеся здесь от российских властей, то первые русские Семиречья – люди наоборот переселенные из современной России той же самой властью. По поводу семиреченских казаков есть очень интересный труд в 800 с лишним страниц написанный еще до революции. Я не стану здесь его цитировать, но мои слова касательно них опираются именно на него. До 1861-го года сибирские казаки были почти на таких же правах как и крепостные крестьяне, с той лишь разницей, что барином выступал не конкретный человек, а российская власть в лице сибирского генерал-губернатора. И когда «барин» в своих интересах решил заселить территорию площадью большей чем современная Германия, то оказалось, что казаков в таком количестве в Сибири просто нет. Тогда было принято решение о переселении крестьян из сибирских губерний с зачислением их в казаки. Но казенные сибирские крестьяне к тому времени были уже куда менее подвластны правительству, их нельзя было переселить указом, как это было сделано с казаками и поэтому пришлось стимулировать их переезд. Но даже с такой стимуляцией все желающие русские добровольно перебраться в Семиречье закончились через два года. Если Иссык и Талгар были заселены на 20% казаками принудительно и на 80% крестьянами пожелавшими переселиться с зачислением в казаки, то Каскелен, основанный двумя годами позже, почти полностью заселен выселенными с Алтая казаками и лишь 14 семей в нем были из высланных властью крестьян проживавших в Сибири, но не приписанных к ее селам. Казалось бы причем здесь Тургень? Но вот я, к примеру, потомок казаков переселённых российской властью в 1860-м году на Каскелен, моя жена – потомок таких же казаков переселённых с той же Бийской линии на Талгар. К тому же, в этой группе есть потомки, как казаков, так и бывших крестьян прибывших в том же 1858-м году на Иссык. Вполне справедливым будет сказать, что первые русские люди в наших местах появились либо по прямому указу российской власти, либо исключительно ее стараниями.
Если о желании казаков никто не спрашивал, то чем же сюда заманивали крестьян? Во первых, оплачивался каждый день пути из Сибири, во вторых, на два года давался казенный хлеб, в третьих на такой же срок давалась льгота от службы, в четвертых давались подъемные деньги на устройство домов, ну и в пятых давалась земля. По закону на каждого мужчину старше двух лет казаки должны были получить 30 десятин, ну а по факту, в Копале, например, выделили по 100. Десятина - это 1,1га. Т.е. семье, где был отец и 4 сына причиталось 550 га земли. 5 человек просто физически не в состоянии обработать такой объем земли при помощи лошадей. При обследовании, которое провели через несколько лет выяснилось, что под пашнями в Копальской станице казаками было занято лишь 7% от выделенной им земли, а остальная или пустовала или сдавалась в аренду казахам у которых она и была изъята под станицу за несколько лет до этого.
И при всем при этом за 20 лет удалось заселить край лишь пятнадцатью тысячами русских. Сочтя такие темпы неудовлетворительными государство решило сменить тактику и вместо принудительных и поощрительных переселений разрешило добровольное с наделением вновь прибывших уже только землей, причем таким же как и в Сибири наделом в 15 дес./муж. Но при этом людям было разрешено оставаться в крестьянском сословии, хотя и не было запрещено переходить в казачье. В результате за 4 года приехало еще 15 тысяч человек и доля русского населения составила 7% от общего.
В 1867-69х годах было произведено первое исследование края и проведен анализ количества земли, которую можно было изъять у кочевого населения не причиняя ущерба его хозяйству. Определены места под 36 переселенческих сел и рассчитано количество семей, которых можно в них поселить. Например, в Тургени - 40, в Маловодном - 15 и т.д. Когда эта цифра была достигнута область была закрыта для переселения уже в начале 1870-х. Но прекратилась ли миграция из России? Нет. С тех пор русское население в течении 30 лет увеличилось с 7 до 12% от общего числа.
Параллельно с созданием первых русских сел в крае, Россия заняла Кульджу, уходя из которой разрешила переселение в Семиречье 45 тысячам уйгур и нескольким тысячам дунган. Если дунгане поселились в основном по Чу, то уйгурам обязаны своим возникновением современные Балтабай, Корам, Лавар, Амангельды, Акбастау, Жанашар и т.д.
В начале 1900-х, из-за земельных проблем в центральных регионах России, Петербург, презрев предупреждения местных чиновников, начал переселять в край людей по реформе Столыпина. Именно к этому времени относится появления Александровки, Купластовки сросшейся в Балтабаем, Евгеньевки и Натальевки сросшихся с Маловодным, Анатольевки. Результатом такого решения стало не только увеличение доли русского населения за 10 лет до 20%, но и туркестанское восстание в 1916-м году. К этому времени надел земли был урезан с 15 до 6 десятин. Но были ли в крае эти 6 десятин? Нет. В начале 1900-х, по распоряжению из столицы, местными чиновниками был проведен очередной анализ свободной земли и единственным результатом отчета, в котором говорилось, что свободной земли в Семиречье для новых поселков практически нет, стало увольнение со службы людей написавших отчет. Если в 1870-е, когда нарезали землю для Тургени, казахи, чьи зимовки были на месте Жанаталапа просто перешли на правый берег реки, то в 1910-м, когда нарезали землю под Анатольевку, людям, чьи зимовки были на месте этого села, было уже некуда уходить, вокруг все уже было размежевано и занято.
Потом была революция, гражданская война, и первая этническая депортация в Советском Союзе. Для многих депортация это про немцев, поляков, корейцев и пр., но первыми в Союзе подверглись депортации именно русские Туркестана и Кавказа. В справочнике по АТД Алматинской области говорится, что в это время было упразднено 80 переселенческих поселков в Жетысу. Но больше похоже на то, что упразднена была лишь небольшая часть, а часть существует и поныне, только в 1920-е население из них было выселено или за пределы области или в соседние села, а сами же поселки переименованы и отданы новым хозяевам, возвращавшимся в это время из Китая после восстания. Для некоторых, возможно, будет новостью, но первая репатриация казахов из Китая в наш край, это не про 1991 год, этим занималась даже не большевики, а еще временное правительство во главе с Керенским. А вот советская власть их начала уже расселять по домам из которых выселила русских переселенцев.
Я несколько раз тратил время на бессмысленные споры с людьми, которые утверждают, что их вынудили или даже выгнали из Казахстана в 90-е. И не редко на слова о том, что это не правда доводилось слышать, что в то время я еще был мал и знать таких вещей не могу. Это так, не могу. Зато знаю, что в документах 1920-х годов под приговорами о выдворении из Тургени “в голодные губернии России с полной конфискацией имущества” стоят вовсе не казахские фамилии, а вполне себе русские, хоть и не местные. Документов высылке из села с конфискацией имущества при раскулачивании я не видел, но никто не задумывался каким образом люди, родившиеся в Тургени на фронт призывались Аральским РВК? Если поискать в обл.архиве, то наверняка я найду такие приговоры, и там тоже, скорее всего, будут русские фамилии и вполне вероятно, что даже наши, тургенские. Есть повод думать именно так. Мне кажется, что именно такие вещи можно назвать “выгнали”, а вовсе не те которые я не могу помнить в силу возраста.
Прекратился ли поток людей из других регионов страны после революции и депортации? Нет. В 1926-м возникает Ново-Алексеевка, в 1930-м Табаксовхоз. В начале 30-х, параллельно с коллективизацией и индустриализацией начинает проводиться государственная политика по «осаждению кочевников на землю». В наших краях появляются казахские Каракемир, Талдыбулак, Сатай, Таутургень, Коктобе, Кайназар, Рахат. Но вместе с этим, чуть позже, появляются и современные Аймен, где доля немцев к 89-му году была больше чем доля русских в Тургени, появляется курдкий Карасай. В Тургени появляются нерусские турецкий поселок, Жанаталап, ул.Клеверная. На севере области появляются немецкие Крупской и Тельмана, корейское Приморье, чеченский Дальний Восток, татарский Тенлик и т.д. По желанию самих жителей были созданы эти села? Нет. Создание этих сел не особо-то и отличалось от создания Каскелена, полностью заселенного принудительно, или Иссыка, в который население власть заманивала особыми условиями. Речь ведь идет не только о депортации, но и о привлечении в край специалистов для новых предприятий.
В 1940-е начинается война. В Семиречье направляются не только беженцы, но и предприятия вместе с персоналом. Часть этих предприятий благополучно доработает до развала Союза, а часть потомков людей прибывших вместе с ними живет в наших краях и поныне. В результате чего доля некоренных народов неуклонно продолжает расти.
В послевоенное время начинается восстановление страны, строятся новые предприятия и заводы. В Тургени открывается завод, которому требуются квалифицированные рабочие. Я не застал это время и не могу этого знать точно, но логичным кажется, что первых специалистов для завода в Тургень завезли со стороны, так же как и людей которые стали учить местное население в СПТУ. Опять же это не самовольное переселение, а результаты государственной политики.
Результатом всего этого стало, то, что к году моего рождения доля русских в области выросла до своего исторического максимума в сорок с лишним процентов вместе с Алма-Атой или около 32% без нее. Но в Тургени их доля к этому времени упала до 55% и среди них потомков первых ста семей основавших за 120 лет до этого село, уже тогда было меньшинство. Т.е. за 70 лет советской власти доля русских в селе снизилась на 40%.
Остановилась ли иммиграция в Тургень после развала Союза? Нет, точно так же как и после развала Российский империи она не останавливалась. Вероятно, точные цифры есть у акимата, но судя по тому, что в селе появились целые улицы, которые в моем детстве, т.е. еще четверть века назад, были пустырями людей в Тургень приезжает так же много, как и все предыдущие 120 лет ее существования. Несмотря на то, что существенная часть села за последние 30 лет выехала за пределы страны людей в Тургени сейчас очень ощутимо больше чем в 1989-м году. На первых порах государство так же помогало переезжать и обустраиваться переселенцам. Сейчас, кажется, этого уже не делается и переселение идет без особого участия со стороны власти.
Влияло ли государство на состав и численность населения в Тургени? Да. Причем так было и при Империи, и при Союзе, и при Казахстане. Просто это разные государства, у них разная национальная политика, исходя из этого и результаты влияния разные. Но в целом Казахстан точно так же стремиться повысить долю титульного населения в регионах с его низким уровнем как это делала и Россия давая разрешение на основание нашего села.
Если в двух словах, то вот такая была иммиграционная обстановка за полтора века существования Тургени. Ну а если взглянуть глубже?
Вначале 1900-х было произведено обследование казахского населения Верненского уезда. Местными ли были казахи кочующие рядом с селом? Лишь частично. Часть была с северных уездов, а одна группа была вообще с территории современного Туркменистана. Т.е. ситуация когда в 90-е годы иссыкские дачи заселили люди из соседних аулов на территории Узбекистана, или когда в Коктобе и под Талгаром существуют анклавы казахов из Кегеньского района живущих среди местных – это не что-то новое, а повторение ситуации которая была и за сто лет до этого.
Если же взглянуть на людей основавших село, то можно увидеть три большие группы начавшие прибывать в край одновременно, за пару лет до появления Тургени. К первой относятся жители Курской и Воронежской губернии отправившиеся заселять Сибирь в 1850-х. Ехали они в Сибирь по такой же государственной программе, какая действуют сейчас в России по заселению Дальнего Востока. Приехали, пожили 20 лет и поехали по программе заселения Семиреченской области. Вторая группа – переселенцы из тех же мест, ехавшие по программе заселения Амурской области. Эти, доезжая до Омска, сворачивали на юг, заслышав о том, что на Амуре делать нечего. Ну и третья – уроженцы Поволжских губерний, ехавшие на тот же Амур и так же не доехавшие. Последние, ехали из сел, которые на Волге возникли не сами по себе, а так же по государственной программе в начале 1800-х и заселены были людьми с той же самой Воронежской губернии, но по большей части переселенцами из современной Украины. Делалось это не только в тех же целях, что и в Семиречье, т.е. разбавить местное население русскими людьми на которых в случае чего можно опереться, но, по большей части, нижнее Поволжье заселяли рабочими для соленного промысла. Предки первых двух групп в Курской и Воронежской губерниях тоже появились не сами по себе, а по воле русских царей, начиная от Ивана Грозного. Дон тех времен – пустынная территория Дикого поля: на востоке Россия, на западе Польша, на юге вассалы Турции. И дабы оставить эту землю за собой российское правительство, пусть и с перерывами, но последовательно и планомерно начинает ее заселять русскими из современной Тульской, Рязанской, прочих центральных областей России, но одновременно оно же дает разрешение селиться там и украинцам, бывшим подданным польского короля, пожелавшим перейти под власть русского царя. Вот эти люди и есть предки очень существенной части первых жителей Тургени. Можно и далее углубляться, рассказав как получилось так, что одна часть единого народа оказалась на Оке, а другая за 500 километров на Днепре, как они вообще на Днепр и Дон попали, но это уже совсем далеко.
По поводу эмиграции хотелось бы сначала привести вот такие данные. По переписи 1989 года большая часть русских в Казахстане и Средней Азии были приезжими. К этому времени население региона составляло 45 млн. Русских из них было 9,5 млн., т.е. 21% от всех. Из этих 9,5 миллионов - 5,3 млн. в Азии не родились, а приехали в нее, причем больше десяти лет из приезжих в данных республиках проживало лишь 1,6 млн. Т.е. 55% русских в Азии к моменту развала Союза было приезжими и почти 40% прожило в крае меньше 10 лет.
С тех пор прошло 35 лет. За это время общая численность населения увеличилась с 45 до 68 млн. т.е. более чем в половину, не смотря на отток некоренных народов и трудовых мигрантов. Русских же в бывших азиатских республиках остается 4,4 млн, в основном в Казахстане, где они в большинстве своем и проживали до 1991-го года. Поэтому когда мы говорим, что половина русских уехала из бывших советских азиатских республик, надо помнить, что ровно столько же их в эти республики и приехало, а не родилось там.
Можно ли понять отъезд на историческую Родину людей которые не прожили на новом месте и 10 лет когда оказались в чужой стране перед необходимостью учить чужой язык и конкурировать за источник доходов с людьми, которые несколько десятилетий лидировали в СССР по уровню рождаемости? По моему, их решение вполне понятно.
Наверное, можно понять и немцев (как в кавычках, так и без них), которых в Казахстан из Украины и России привезли насильно и которые начали уезжать еще до развала, как только получили такую возможность. Когда тебе предлагают переселиться в страну, где уровень жизни в разы выше чем там где ты родился или родились твои предки, то сложно устоять.
Но если брать не приезжих и не депортированных, а людей основавших наше село, то с исторической Родиной не все так однозначно, как это может показаться на первый взгляд. Я не могу сказать за все 100 семей, но места жительства 60 из 100 я смог найти и мне сложно понять украинцев или русских среди них больше. Люди к нам переселялись не просто из уездов одновременно населенных и теми, и другими, но нередко непосредственно из русско-украинских сел. Оба народа в уездах Воронежской области появляются почти в одно время, только одни с запада приходят, а другие с востока. Причем со стороны Днепра приходят не только крестьяне, но и существенное число запорожских казаков, среди которых часть бывших реестровых. Реестровые казаки – не просто вольные люди с территории современной Украины, это профессиональные военные, присягавшие на верность королю Речи Посполитой и в составе польских войск неоднократно воевавших русскими.
Я не стану называть фамилии, но приведу один из примеров. В 1674-м году на русскую границу выходит группа украинских казаков и правого берега Днепра и просит дать им землю для поселения, взамен обязуясь служить русскому царю верой и правдой. Правительство им отводит место на реке Волчьей и они основывают современный город Волчанск. В 1810-м году часть жителей Волчанска, переселяется в низовье Волги и основывают село Волчанка в Самарской области. В 1856-м часть ее жителей переезжает в Астраханскую губернию, из которой в 1865-м году в составе сборной группы отправляется на заселение Амурской области. В 1865-66 годах они живут рядом с Бийском, а в 1867-м в количестве нескольких сотен человек появляются в Верном. Часть этой группы так и осталась в Алматы, но большинство расселилось по первым русским селам от Чилика до Узын-Агаша, в том числе и в Тургени несколько семей осело, а так же по южную сторону хребта от Тюпа до Карабалтов. Получается, что люди, с условно Волыни или Черкасс, переселяются на Харьковщину, где живут 130 лет. Потом они живут 60 лет в Поволжье и вот уже почти 160 лет в Семиречье. Подозреваю, что из Тургени их потомки поехали на “историческую” именно в Россию и не исключено, что могли поучаствовать в превращении города основанного их предками в руины.
Если знать историю своей семьи, то в плане исторической Родины коренным тургенцам довольно сложно, т.к. даже если люди и приехали из явно русского или украинского села, то за сто с лишним лет совместной жизни в Азии мы настолько сильно перероднились, что уже невозможно определить какой части в нас больше.
По сути, дело ведь не в исторической Родине, выбор делается на основе симпатий к той или иной стране и культуре, а не путем исторического исследования. И не всегда этот выбор делается в сторону России, т.к. только за последние 30 лет в Украину из Казахстана переехало четверть миллиона человек и еще 80 тысяч уехало в Белоруссию. Могут ли среди них быть тургенцы? Я точно знаю, что они среди них есть.
Ну и в заключении хотел сказать пару слов про национализм. Когда пять лет назад мой брат уезжал в Россию, национализм в Казахстане был одним из доводов к переезду. Месяца они не прожили в Новосибирске, как его падчерица услышала на улице “Ты – черная, иди отсюда, мы с тобой играть не будем”. Представляю какое у них было бы разочарование, если бы национализм был единственной причиной для переезда. Уехали из Сибири на Кубань, теперь дети в школе не казахский, а адыгейский язык учат.
Если ли в Казахстане бытовой национализм? Конечно. Говорю как человек, который не один раз с ним лично столкнулся. Но где его нет? В России, Германии, Украине, Греции? В Казахстане за призывы в социальных сетях, что “мочить хохлов”, что “резать русню” очень даже можно получить реальный тюремный срок, если у кого-то дойдут руки написать заявление в соответствующие органы. У меня нет уверенности, что в современной России или Украине все так же обстоит. Так в какой из стран национализма больше?
К сожалению, мы не можем знать своего будущего. Возможно, если бы в 90-е некоторые не “побежали от казахского национализма”, а учились бы ему противостоять у себя дома, их детям не пришлось бы сейчас воевать со своими бывшими земляками и братьями (к сожалению, без кавычек) на земле их общих предков.

Комментарии

  • 27 ноя 2024 11:14
    Молодец Иван . Все обрисовал как художник -передвижник. От себя добавлю три копейки. Евразия, это так называемый Хартленд-территория древнейших цивилизаций и постоянных миграций населения. Поэтому , как только Советская власть с ее обязательной пропиской и паспортным режимом приказала долго жить, так сразу же население начало мигрировать. И это надо воспринимать совершенно спокойно.И чтобы не было сомнения , за призывы кого-то мочить в России уже давно сажают по статье "терроризм". И потом не надо забывать, что Россия была и есть империя. А в империи законы выстроены так, что разные народы имеют равные права. Про Украину пора забыть. Эта страна под флером западной демократии воспроизводит западный тоталитаризм. Просто не все понимают, что западная демократия давно превратилась в тотальное порабощение людей. Извращения вместо христианской морали и есть основа тотального порабощения. Даже папа Римский возмутился глядя на сцены открытия последней Олимпиады в Париже. Демократия должна была превратиться в свою противоположность, и превратилась. Таковы объективные законы общественного развития.
  • 28 ноя 2024 10:02
    С большим интересом прочитала Вашу статью.
    Моя семья тоже жила в Тургени.
    Хочу написать о своих предках.
    Бабушка родилась под Бердянском в 1893 году в семье Таврических казаков. Мой пра прадед отслужил в царской армии 25 лет, был полным Георгиевским кавалером. Царь наградил его за верную службу 10 десятинами земли на вечное пользование.
    Когда на Украине начался глодамор, то бабушкины родственники, всего 5 семей, ушли в другие земли. Путь их проходил через Кавказ.На Кубани мою бабушку выдали замуж за " Москаля ".Донского казака. Точно не знаю какими путями , но все мои родственники оказались в Семиречье. Стали строить там свою жизнь. Мой дед, Глазунов Григорий Иванович , когда устанавливалась Советская власть, стал первым командиром партизанского отряда и бился с беляками. Потом был председателем сельского совета. А у бабушки Глазуновой Аграфены Демьяновны родилось 14 детей, но выжило только 7 .
    Когда началась Великая Отечественная война дедушка под призыв из за возраста не попал. Но позже его и еще несколько односельчан, отправили на трудовой фронт. Все эти люди вернулись домой, а мой дед пропал без вести когда возвращались домой.
    Трое родных братьев моей бабушки Толстоноговы Василий, Николай и еще один брат ( имя к сожалению забыла) погибли на войне.
    Вот такая история моей семьи.
  • 3 янв 14:59
    Я может быть полностью согласилась со статьей, если бы не слышала рассказ своего деда о заселении и как строились наши станицы, он родился в Семиречье и как все происходило слышал от деда и отца. И про Воронежскую губернию могу сказать, что при царе она имела гораздо большие территории и включала в себя часть Кубанского края, в ней также были казачьи станицы. В современной Воронежской обл. остались на самом юге только две. Так, что и из Воронежской обл. были потомственные казаки. Казаки в своих правах были приравнены к дворянам, и конечно служили царю. Ослушаться приказа они не могли, ведь это всем понятно. Слышала и от учительницы о том как их семья попала в наш край, они были крестьянами. Они переселенцы из центральной России. Было это до революции. У моего прапрадеда было большое хозяйство и как раз предки учительницы, по приезде, стали батраками у них... И ещё много других рассказов слышала. Да хорошо, что есть документы, но жизнь на земле, национальные отношения - это немного другое. Даже сейчас мы, у которых на глазах происходили многие исторические события, иногда приходим в полное недоумение от того, что написано в документах об этих событиях.