по шумерским легендам. Сначала все было водою. У этого вечного океана не было ни начала, ни конца, ни верха, ни низа. В пучине его одиноко жила праматерь всего сущего богиня Намму. Времени тоже не было, и поэтому сама Намму не знала, когда в ее чреве зародилась гора и как долго она росла, пока не стала великой. Подобная полушарию, гора была из мягкого гибкого олова, и на ней возлежал Ану - отец всех богов. А плоский низ горы был из глины. Эта глина была ложем для богини Анту, его супруги. Они так крепко держали друг друга в объятиях, что казалось, нет силы, которая могла бы их разъединить. У Ану и Анту родился сын Энлиль. Был он грозен, как дикий бык, и не обуздан, как ревущий ветер. Каждое его движение сотрясало глиняное основание и свинцовый купол великой горы. Затем появились на свет еще пятьдесят богов и богинь. А потом Ану приказал появиться на свет младшим богам. Родилось их сразу шестьсот. У них не было имен. Их называли просто ануннаки, то есть сыновья Ану. Им положено было выполнять приказы старших богов, жить на земле и в подземном царстве. Боги и богини вступали в браки. У них рождались дети. В конце концов всем им стало очень тесно в объятиях Ану и Анту. И тогда все они обратились за помощью к самому сильному и неукротимому, старшему брату Энлилю. Он решился на великое деяние. Энлиль сделал острый нож и вспорол им то место, где небосвод соединялся с землей. Великая гора с треском раскололась на две части. Разорвались объятия Ану и Анту. Мать-богиня осталась на земле, края которой омывали воды великого океана. А оловянная крыша мира поднялась высоко в небо. Навсегда расставшийся со своей супругой Ану стал жить там. Так, благодаря великому подвигу Энлиля, навсегда разлучились земля и небо. Освободившиеся боги и богини признали его самым главным - владыкой земли. В самом центре земли Энлиль построил город Ниппур и поселил там всех богов. А для себя выстроил огромный дворец Экурдом горы. Лишь один из его братьев - Энки - не захотел жить в Ниппуре, а поселился в великой бездне Абзу, глубины которой никто, кроме него, не знал. В отличие от Энлиля, грозного и необузданного, он был спокойным и мудрейшим, из мудрых, слышащим все, что творится во вселенной. Энлиль сделал его своим первым помощником в обустройстве земли. Водами великой бездны Энки стал орошать землю, превращая пресные воды в дождь и реки. Так родились две великие реки Тигр и Евфрат. По их берегам зазеленели деревья, тростник и травы. Энки создал рыб и пустил их в реки. Он запретил соленым морским волнам заливать землю. Из своей бездны Абзу Энки проник в недра земли и разбросал там залежи золота, серебряной и медной руды... Вот так и поделили между собою работу божественные братья. Энлиль властвовал над землей и управлял богами, летавшими между небом и землей. Энки делал ее красивой, богатой и пригодной для жизни. А великий праотец Ану возлежал на верхнем небе и спокойно наблюдал за тем, что делают его бессмертные дети, внуки и правнуки. Сделаем небольшое отступление и поразмышляем об этой части легенды. Итак первым на Земле был построен город Ниппур. Но мы знаем, что Ниппурский список царей Шумера начинается 435 тыс.лет назад, включая царя Исина Синмагира, он правил в Исине 11 лет. Это означает, что легендарный город Ниппур был построен более 440 тысяч лет назад (от наших дней). Но в это время никакого Междуречья еще не было. Кстати в Ниппурском списке нет самого города Ниппур ( список начинается с города Эриду). Значит легенда эта начинается не в Шумере, а где то далеко, и эту легенду в Шумер принесли с других мест. Откуда?? В это время согласно древних индийских легенд центр человеческой цивилизации находился еще на юге Тибета (Тибет – «вечный материк», который не был потоплен во время Всемирного Потопа). И там существовал древнейший (возможно самый древний город на Земле – Город Богов, иногда его называют Аввалон и именно там древние люди (асуры) строили Вавилонскую (Аввалонскую) башню и именно после тех времен единый народ (асуры) стали расселяться по всей Земле и языков стало много. Анунаки – это и были асуры, их тоже считали богами.Многие исследователи считают что Город Богов находился где то в Шамбали – близко от священной горы Кайлас. Вот именно с тех мест предки шумеров принесли свои легенды в Аравию (в страну Шам). Страна Шам стала называться позднее страной Дильмун, именно из Дильмуна предки шумеров (а это были несколько древних народов) переселились на территорию Междуречья и основали страну Шумер (измененное название страны Шам). И именно в Шумере эти легенды были переписаны (и искажены) применительно к новому месту – к стране Шумер и к шумерским городам. Теперь продолжим описание других шумерских легенд. Долго-предолго на земле жили только боги. Самым главным был Энлиль. Ведь он был старшим сыном праотца Ану. В ближайшем окружении Энлиля были семь великих богов и богинь, с которыми он решал, что делать на земле. Обязанностью еще пятидесяти было давать советы. А многочисленные ануннаки советовать не смели. И делать им было пока нечего, потому что властвовать было не над кем. Работать бессмертным не пристало, а есть всем хотелось. Особенно трудно приходилось ануннакам, потому что их было очень много. Они бродили по земле, питались травой и кореньями, а воду пили из канав. Но разве это пища и питье. Великие боги собрались в Зале творения, чтобы придумать, как улучшить свою жизнь. Они вылепили из глины двух новых богинь, Лахар и Ашнан, которым предстояло всех накормить и напоить. Лахар пригнала с небес, с божественных полей Ану, стада овец. Мудрый Энки научил ее доить послушных животных, из молока делать сыр и масло, а из шерсти - одежды. И стала Лахар «матушкой овец». А вторую богиню, Ашнан, он сделал матерью пшеничных зерен. Мудрый Энки научил Ашнан засевать поля, убирать урожай, растирать зерна в муку, печь из нее лепешки, а также готовить пиво и вино. Бесчисленные боги и богини ели хлеб, сыр и масло, но не наедались. Пили молоко, пиво и вино, но никак не могли утолить жажду. Бедные Лахар и Ашнан совсем выбились из сил. И тогда бессмертные, по-прежнему голодные, обратились к мудрому Энки с просьбой: - Создай помощников для Лахар и Ашнан, чтобы умножить количество еды и питья! Ведь богам — детям, внукам и правнукам Ану — работать было не с руки. Как появились люди Энки продолжал спокойно дремать в своей бездне Абзу. Он не торопился откликаться на просьбы и мольбы, потому что был одним из самых главных среди бессмертных. Наконец, к нему обратилась сама праматерь-земля с просьбой создать людей, которые будут слабее богов, а потому безропотно работать на своих господ. Лишь теперь Энки вышел из бездны вместе с богиней земных недр Нинмах. А вслед за ним вышли духи, умеющие лепить горшки. В руках они несли комья глины, добытые в глубинах Абзу. Толпа богов и богинь собралась, чтобы посмотреть, как Энки и Нинмах будут творить людей. Но прежде чем начать работу, Энки устроил для своих гостей пир. После того как все пиво и вино было выпито, Энки призвал Нинмах вылепить людей по образу и подобию богов. Но руки ее дрожали, и получались уродцы. Рассердился Энки и сам принялся за дело. Но у него тоже дрожали руки, и получилось хилое существо, которое не могло ни стоять, ни сидеть, а тем более работать. Энки понял, что после пира надо сначала отдохнуть, прежде чем приниматься за важное дело. И действительно, после отдыха к нему пришла удача. Он вылепил сильных и разумных мужчин и женщин, подобных богам, но лишил их бессмертия и написал на роду безропотно служить богам и во всем помогать Ашнан и Лахар. А богам сказал: — Если люди будут самовольничать и добиваться того, что им недоступно, усмиряйте их безжалостно. Лахар и Ашнан, как только у них появилось свободное время, стали спорить: - Я важнее, потому что даю молоко и одежду! - кричала Лахар. - Нет, я, потому что даю сытный хлеб и хмельное вино! — доказывала Ашнан. Из-за этого спора овцы тощали, а урожаи становились все меньше. Лишь Энлилю и Энки удалось уладить опор. Вот каким было их мудрое решение: «Только хлебом можно насытиться, а от вина развеселиться. Значит, хлеб и вино важнее для жизни, чем молоко и шерсть. Ашнан первая, а Лахар не смеет равняться с нею, должна чтить ее и признавать ее старшинство». С тех пор труд земледельца стал почитаться как самый важный для жизни богов и людей. Всемирный потоп (это уже был не всемирный, а региональный потоп в Междуречье). Не нравилось старшему богу Энлилю, что людей на земле все больше и больше, что становятся они все умнее и сильнее. Так, глядишь, и богов пересилят. Собрал он на верхнем небе, в жилище праотца Ану, старших богов и склонил их сердца к жестокому решению: устроить великий потоп и уничтожить всех людей - и заставил всех богов поклясться в том, что не откроют они эту страшную тайну людям. Лишь добрый бог Эа был огорчен. Но как спасти хотя бы один род, не нарушая клятву? Он спустился на землю в город Шуруппак, что лежит на берегу Евфрата, и зашептал тростниковой стене человеческого жилища: — Хижина, хижина, стенка, стенка! Слушай, хижина, стенка, запомни мои слова: «Шуруппакиец, спасай свою душу, построй корабль, погрузи на него весь свой род и все живое». Заметьте Библия скопировала это событие и из шумерских легенд и имя Утнапишти замения на израильское имя Ной. В шелесте тростника услышал хозяин хижины Утнапишти совет бога. И спросил: — Но как объясню я все это народу и старцам? — А ты скажи, что Энлиль тебя ненавидит и ты решил спуститься к океану к владыке Эа. Там много рыбы, прольется дождь, и будет богатая жатва. К заходу солнца пятого дня построил Утнапишти по своим чертежам корабль. Нагрузил его всем, что имел, поднял на борт всю семью и род свой, скот степной и зверье и всех мастеров, помогавших ему в работе. Наступил день потопа. Глянул на погоду Утнапишти и устрашился. С основания небес встала черная туча. Бог грома гремел в ее середине. Что было светлым, во тьму обратилось. Южный ветер налетел, пригнал воду, вырывая жерди плотин и затопляя горы. И казалось, земля раскололась, как чаша. Даже боги устрашились потопа. Они поднялись на верхнее небо, сгрудились у жилища Ану. Губы у них пересохли от страха. Они плакали и проклинали тот день, когда поддались уговорам Энлиля. Лишь на седьмой день успокоилось небо, утих ураган. Утнапишти открыл отдушину и взглянул на море. Тишь настала, а все человечество превратилось в глину. Плоской, как крыша, была поверхность воды, и некуда было причалить. Но вот медленно опадать стала вода, поднялась из моря гора Ницар. К ней и пристал Утнапишти. Шесть дней простоял у горы корабль Утнапишти. Опять заметили подмену – в Библии гора Ницар заменена на горы Араратские. На седьмой он выпустил голубя. Но вернулся голубь, не найдя суши. Затем выпустил ласточку. И она ни с чем вернулась. Тогда Утнапишти выпустил ворона. Не вернулся ворон. Нашел берег и стал громко каркать. Утнапишти понял, что спасен. Сошел на берег. Поставил жертвенник, воскурил благовония и принес в жертву барашка. Боги почуяли знакомые запахи, обрадовались и слетелись к Утнапишти. Но богиня-мать, когда-то помогавшая лепить людей из глины, допустила к жертвенным баранам всех, кроме Энлиля. За то, что тот, не подумав хорошенько, чуть не лишил землю людей, а богов — верных слуг и кормильцев. И решили боги: когда людей будет становиться слишком много, не делать потоп. Пусть людей поубавит лучше лев или волк, пусть часть из них умрет от голода или мора. А Утнапишти в благодарность за спасение рода человеческого, зверей и птиц наградили бессмертием и поселили на уединенном острове. Гора Ницар сейчас носит название гора Шам (в память о древней стране Шам). Именно с этого места предки шумеров стали по новой расселяться на Ближнем Востоке. А в Библии расселение началось с Араратских гор. Библия является полной подменой шумерских легенд.
История человечества. Тайны, теории, загадки
:Анатолий Перминов
Происхождение человеческой цивилизации
по шумерским легендам.
Сначала все было водою. У этого вечного океана не было ни начала, ни конца, ни верха, ни низа. В пучине его одиноко жила праматерь всего сущего богиня Намму. Времени тоже не было, и поэтому сама Намму не знала, когда в ее чреве зародилась гора и как долго она росла, пока не стала великой. Подобная полушарию, гора была из мягкого гибкого олова, и на ней возлежал Ану - отец всех богов. А плоский низ горы был из глины. Эта глина была ложем для богини Анту, его супруги. Они так крепко держали друг друга в объятиях, что казалось, нет силы, которая могла бы их разъединить.
У Ану и Анту родился сын Энлиль. Был он грозен, как дикий бык, и не обуздан, как ревущий ветер. Каждое его движение сотрясало глиняное основание и свинцовый купол великой горы. Затем появились на свет еще пятьдесят богов и богинь.
А потом Ану приказал появиться на свет младшим богам. Родилось их сразу шестьсот. У них не было имен. Их называли просто ануннаки, то есть сыновья Ану. Им положено было выполнять приказы старших богов, жить на земле и в подземном царстве.
Боги и богини вступали в браки. У них рождались дети. В конце концов всем им стало очень тесно в объятиях Ану и Анту. И тогда все они обратились за помощью к самому сильному и неукротимому, старшему брату Энлилю. Он решился на великое деяние. Энлиль сделал острый нож и вспорол им то место, где небосвод соединялся с землей. Великая гора с треском раскололась на две части. Разорвались объятия Ану и Анту. Мать-богиня осталась на земле, края которой омывали воды великого океана. А оловянная крыша мира поднялась высоко в небо. Навсегда расставшийся со своей супругой Ану стал жить там.
Так, благодаря великому подвигу Энлиля, навсегда разлучились земля и небо. Освободившиеся боги и богини признали его самым главным - владыкой земли.
В самом центре земли Энлиль построил город Ниппур и поселил там всех богов. А для себя выстроил огромный дворец Экурдом горы.
Лишь один из его братьев - Энки - не захотел жить в Ниппуре, а поселился в великой бездне Абзу, глубины которой никто, кроме него, не знал. В отличие от Энлиля, грозного и необузданного, он был спокойным и мудрейшим, из мудрых, слышащим все, что творится во вселенной. Энлиль сделал его своим первым помощником в обустройстве земли. Водами великой бездны Энки стал орошать землю, превращая пресные воды в дождь и реки. Так родились две великие реки Тигр и Евфрат. По их берегам зазеленели деревья, тростник и травы. Энки создал рыб и пустил их в реки. Он запретил соленым морским волнам заливать землю. Из своей бездны Абзу Энки проник в недра земли и разбросал там залежи золота, серебряной и медной руды...
Вот так и поделили между собою работу божественные братья. Энлиль властвовал над землей и управлял богами, летавшими между небом и землей. Энки делал ее красивой, богатой и пригодной для жизни. А великий праотец Ану возлежал на верхнем небе и спокойно наблюдал за тем, что делают его бессмертные дети, внуки и правнуки.
Сделаем небольшое отступление и поразмышляем об этой части легенды. Итак первым на Земле был построен город Ниппур. Но мы знаем, что Ниппурский список царей Шумера начинается 435 тыс.лет назад, включая царя Исина Синмагира, он правил в Исине 11 лет. Это означает, что легендарный город Ниппур был построен более 440 тысяч лет назад (от наших дней). Но в это время никакого Междуречья еще не было. Кстати в Ниппурском списке нет самого города Ниппур ( список начинается с города Эриду). Значит легенда эта начинается не в Шумере, а где то далеко, и эту легенду в Шумер принесли с других мест. Откуда?? В это время согласно древних индийских легенд центр человеческой цивилизации находился еще на юге Тибета (Тибет – «вечный материк», который не был потоплен во время Всемирного Потопа). И там существовал древнейший (возможно самый древний город на Земле – Город Богов, иногда его называют Аввалон и именно там древние люди (асуры) строили Вавилонскую (Аввалонскую) башню и именно после тех времен единый народ (асуры) стали расселяться по всей Земле и языков стало много. Анунаки – это и были асуры, их тоже считали богами.Многие исследователи считают что Город Богов находился где то в Шамбали – близко от священной горы Кайлас. Вот именно с тех мест предки шумеров принесли свои легенды в Аравию (в страну Шам). Страна Шам стала называться позднее страной Дильмун, именно из Дильмуна предки шумеров (а это были несколько древних народов) переселились на территорию Междуречья и основали страну Шумер (измененное название страны Шам). И именно в Шумере эти легенды были переписаны (и искажены) применительно к новому месту – к стране Шумер и к шумерским городам.
Теперь продолжим описание других шумерских легенд.
Долго-предолго на земле жили только боги. Самым главным был Энлиль. Ведь он был старшим сыном праотца Ану. В ближайшем окружении Энлиля были семь великих богов и богинь, с которыми он решал, что делать на земле. Обязанностью еще пятидесяти было давать советы. А многочисленные ануннаки советовать не смели. И делать им было пока нечего, потому что властвовать было не над кем. Работать бессмертным не пристало, а есть всем хотелось. Особенно трудно приходилось ануннакам, потому что их было очень много. Они бродили по земле, питались травой и кореньями, а воду пили из канав. Но разве это пища и питье.
Великие боги собрались в Зале творения, чтобы придумать, как улучшить свою жизнь. Они вылепили из глины двух новых богинь, Лахар и Ашнан, которым предстояло всех накормить и напоить. Лахар пригнала с небес, с божественных полей Ану, стада овец. Мудрый Энки научил ее доить послушных животных, из молока делать сыр и масло, а из шерсти - одежды. И стала Лахар «матушкой овец». А вторую богиню, Ашнан, он сделал матерью пшеничных зерен. Мудрый Энки научил Ашнан засевать поля, убирать урожай, растирать зерна в муку, печь из нее лепешки, а также готовить пиво и вино.
Бесчисленные боги и богини ели хлеб, сыр и масло, но не наедались. Пили молоко, пиво и вино, но никак не могли утолить жажду. Бедные Лахар и Ашнан совсем выбились из сил. И тогда бессмертные, по-прежнему голодные, обратились к мудрому Энки с просьбой:
- Создай помощников для Лахар и Ашнан, чтобы умножить количество еды и питья!
Ведь богам — детям, внукам и правнукам Ану — работать было не с руки.
Как появились люди
Энки продолжал спокойно дремать в своей бездне Абзу. Он не торопился откликаться на просьбы и мольбы, потому что был одним из самых главных среди бессмертных. Наконец, к нему обратилась сама праматерь-земля с просьбой создать людей, которые будут слабее богов, а потому безропотно работать на своих господ.
Лишь теперь Энки вышел из бездны вместе с богиней земных недр Нинмах. А вслед за ним вышли духи, умеющие лепить горшки. В руках они несли комья глины, добытые в глубинах Абзу. Толпа богов и богинь собралась, чтобы посмотреть, как Энки и Нинмах будут творить людей. Но прежде чем начать работу, Энки устроил для своих гостей пир. После того как все пиво и вино было выпито, Энки призвал Нинмах вылепить людей по образу и подобию богов. Но руки ее дрожали, и получались уродцы. Рассердился Энки и сам принялся за дело. Но у него тоже дрожали руки, и получилось хилое существо, которое не могло ни стоять, ни сидеть, а тем более работать. Энки понял, что после пира надо сначала отдохнуть, прежде чем приниматься за важное дело. И действительно, после отдыха к нему пришла удача. Он вылепил сильных и разумных мужчин и женщин, подобных богам, но лишил их бессмертия и написал на роду безропотно служить богам и во всем помогать Ашнан и Лахар. А богам сказал:
— Если люди будут самовольничать и добиваться того, что им недоступно, усмиряйте их безжалостно.
Лахар и Ашнан, как только у них появилось свободное время, стали спорить:
- Я важнее, потому что даю молоко и одежду! - кричала Лахар.
- Нет, я, потому что даю сытный хлеб и хмельное вино! — доказывала Ашнан.
Из-за этого спора овцы тощали, а урожаи становились все меньше.
Лишь Энлилю и Энки удалось уладить опор. Вот каким было их мудрое решение: «Только хлебом можно насытиться, а от вина развеселиться. Значит, хлеб и вино важнее для жизни, чем молоко и шерсть. Ашнан первая, а Лахар не смеет равняться с нею, должна чтить ее и признавать ее старшинство».
С тех пор труд земледельца стал почитаться как самый важный для жизни богов и людей.
Всемирный потоп (это уже был не всемирный, а региональный потоп в Междуречье).
Не нравилось старшему богу Энлилю, что людей на земле все больше и больше, что становятся они все умнее и сильнее. Так, глядишь, и богов пересилят. Собрал он на верхнем небе, в жилище праотца Ану, старших богов и склонил их сердца к жестокому решению: устроить великий потоп и уничтожить всех людей - и заставил всех богов поклясться в том, что не откроют они эту страшную тайну людям.
Лишь добрый бог Эа был огорчен. Но как спасти хотя бы один род, не нарушая клятву? Он спустился на землю в город Шуруппак, что лежит на берегу Евфрата, и зашептал тростниковой стене человеческого жилища:
— Хижина, хижина, стенка, стенка! Слушай, хижина, стенка, запомни мои слова: «Шуруппакиец, спасай свою душу, построй корабль, погрузи на него весь свой род и все живое».
Заметьте Библия скопировала это событие и из шумерских легенд и имя Утнапишти замения на израильское имя Ной.
В шелесте тростника услышал хозяин хижины Утнапишти совет бога. И спросил:
— Но как объясню я все это народу и старцам?
— А ты скажи, что Энлиль тебя ненавидит и ты решил спуститься к океану к владыке Эа. Там много рыбы, прольется дождь, и будет богатая жатва.
К заходу солнца пятого дня построил Утнапишти по своим чертежам корабль. Нагрузил его всем, что имел, поднял на борт всю семью и род свой, скот степной и зверье и всех мастеров, помогавших ему в работе.
Наступил день потопа. Глянул на погоду Утнапишти и устрашился. С основания небес встала черная туча. Бог грома гремел в ее середине. Что было светлым, во тьму обратилось. Южный ветер налетел, пригнал воду, вырывая жерди плотин и затопляя горы. И казалось, земля раскололась, как чаша.
Даже боги устрашились потопа. Они поднялись на верхнее небо, сгрудились у жилища Ану. Губы у них пересохли от страха. Они плакали и проклинали тот день, когда поддались уговорам Энлиля.
Лишь на седьмой день успокоилось небо, утих ураган. Утнапишти открыл отдушину и взглянул на море. Тишь настала, а все человечество превратилось в глину. Плоской, как крыша, была поверхность воды, и некуда было причалить. Но вот медленно опадать стала вода, поднялась из моря гора Ницар. К ней и пристал Утнапишти. Шесть дней простоял у горы корабль Утнапишти.
Опять заметили подмену – в Библии гора Ницар заменена на горы Араратские.
На седьмой он выпустил голубя. Но вернулся голубь, не найдя суши. Затем выпустил ласточку. И она ни с чем вернулась. Тогда Утнапишти выпустил ворона. Не вернулся ворон. Нашел берег и стал громко каркать.
Утнапишти понял, что спасен. Сошел на берег. Поставил жертвенник, воскурил благовония и принес в жертву барашка.
Боги почуяли знакомые запахи, обрадовались и слетелись к Утнапишти. Но богиня-мать, когда-то помогавшая лепить людей из глины, допустила к жертвенным баранам всех, кроме Энлиля. За то, что тот, не подумав хорошенько, чуть не лишил землю людей, а богов — верных слуг и кормильцев.
И решили боги: когда людей будет становиться слишком много, не делать потоп. Пусть людей поубавит лучше лев или волк, пусть часть из них умрет от голода или мора.
А Утнапишти в благодарность за спасение рода человеческого, зверей и птиц наградили бессмертием и поселили на уединенном острове.
Гора Ницар сейчас носит название гора Шам (в память о древней стране Шам). Именно с этого места предки шумеров стали по новой расселяться на Ближнем Востоке. А в Библии расселение началось с Араратских гор. Библия является полной подменой шумерских легенд.