Ашви́ны (от açva - лошадь) = «конник», «обладатель коней»), или Ашвини Кумары, - в индийской мифологии божественные близнецы-всадники, боги видимых небесных световых явлений, подчинённые Варуне и появляющиеся первыми на утреннем небе, на рассвете, предшествуя утренней заре и принося людям первые лучи света.
Ашвины - близнецы, едущие в золотых колесницах, изготовленных божествами-умельцами Рибху и влекомых конями, орлами или соколами. Это - благотворные боги, одарённые мудростью и чудной силой исцеления, исцеляющие слепых и больных, возвращающие юность старцам. Подобно Диоскурам (Кастору и Поллуксу), с которыми они тождественны, они спасают погибающих на море. Религиозные песни индусов прославляют их готовность прийти на помощь своим поклонникам и разнообразные чудеса, ими творимые; поэты же выставляют их идеалом юношеской красоты и мужественной силы. В «Ригведе» они сыновья богини облаков Саранью, жены Сурьи в облике Вивасвата. Близнецы упоминаются в «Ригведе» 376 раз, им посвящено 57 гимнов. Они - лекари богов и покровители аюрведийской медицины. Их называют Насатья (в двойственном числе насатйау «добрые, полезные») в «Ригведе», позже Насатьей называли одного из близнецов, другого называли Дасра («светлый дар»). Исходя из популярной этимологии, имя Насатья трактуется как на+асатйа «не лживый»="истинный". В «Махабхарате» жена царя Панду, Мадри, посвятила своих сыновей Ашвинам и рожает близнецов Накулу и Сахадеву, которые, наряду с сыновьями Кунти, позже стали известны, как Пандавы. Ашвины наделили мудростью поэта Какшивата. Жорж Дюмезиль проводит параллель между Ашвинами и греческими Диоскурами, а также скандинавскими близнецами Фрейром и Фрейей, считая всех их олицетворением третьей общественной функции - плодородия и благополучия. Все эти мифологические образы божественных близнецов, по мнению Дюмезиля, восходят к общеиндоевропейским временам. Санскритское имя Ашвинов происходит от индоиранского корня *aćua- (ср. Авестийское aspā), которое само по себе происходит от индоевропейского слова, обозначающего лошадь, *h1éḱw-os, от которого также происходит литовское имя Ашвеняй. В Ригведе Ашвины всегда упоминаются вместе, без индивидуальных имен, хотя ведические тексты различают двух Ашвинов: «один из вас почитается как победоносный владыка Сумахи, а другой - как счастливый сын небес».. Их несколько раз называют divó nápātā, то есть «внуками Дьяуса (бога неба)». Эта формулировка сопоставима с литовским Dievo sūneliai, «сыновьями Диеваса», связанными с Ашвеняй, латышскими Диева Дели - «сыновьями Диева» и греческими Диоскурами, «сыновьями Зевса». Богов-близнецов также называют Насатьями (возможно, «спасителями»). Имя «Насатьи» встречается в Ригведе 99 раз. Этот эпитет, вероятно, происходит от протоиндоевропейского корня *nes- («вернуться домой в целости и сохранности»). Ему родственно авестийское имя демона Nā̊ŋhaiθya, - в результате зороастрийской религиозной реформации божества были сделаны демонами - дэвами. Также этому корню родственно имя греческого героя Нестора и в готский глагол nasjan («спасать, исцелять»). В более поздней Махабхарате Ашвинов часто называют Насатьями или Дасрами. Иногда один из них упоминается как Насатья, а другой как Дасра. Аналоги Ашвинов в других мифологиях Ашвины - вариант индоевропейских божественных близнецов, покровителей коней. Их версии в других индоевропейских религиях включают литовских Ашвеняй, латышских Диева Дели, греческих Диоскуров и, возможно, английских Хенгиста и Хорсу, валлийских Брана и Манавидана, славянских Леля и Полеля. Первое упоминание о близнецах-Насатьях содержится в миттанийском договоре (ок. 1350 г.до н.э.) между Суппилулиумой и Шаттивазой, соответственно, царями хеттов и митаннийцев.
История человечества. Тайны, теории, загадки
:Анатолий Перминов
Ашви́ны (от açva - лошадь) = «конник», «обладатель коней»), или Ашвини Кумары, - в индийской мифологии божественные близнецы-всадники, боги видимых небесных световых явлений, подчинённые Варуне и появляющиеся первыми на утреннем небе, на рассвете, предшествуя утренней заре и принося людям первые лучи света.
Ашвины - близнецы, едущие в золотых колесницах, изготовленных божествами-умельцами Рибху и влекомых конями, орлами или соколами. Это - благотворные боги, одарённые мудростью и чудной силой исцеления, исцеляющие слепых и больных, возвращающие юность старцам. Подобно Диоскурам (Кастору и Поллуксу), с которыми они тождественны, они спасают погибающих на море. Религиозные песни индусов прославляют их готовность прийти на помощь своим поклонникам и разнообразные чудеса, ими творимые; поэты же выставляют их идеалом юношеской красоты и мужественной силы.
В «Ригведе» они сыновья богини облаков Саранью, жены Сурьи в облике Вивасвата. Близнецы упоминаются в «Ригведе» 376 раз, им посвящено 57 гимнов.
Они - лекари богов и покровители аюрведийской медицины. Их называют Насатья (в двойственном числе насатйау «добрые, полезные») в «Ригведе», позже Насатьей называли одного из близнецов, другого называли Дасра («светлый дар»). Исходя из популярной этимологии, имя Насатья трактуется как на+асатйа «не лживый»="истинный".
В «Махабхарате» жена царя Панду, Мадри, посвятила своих сыновей Ашвинам и рожает близнецов Накулу и Сахадеву, которые, наряду с сыновьями Кунти, позже стали известны, как Пандавы. Ашвины наделили мудростью поэта Какшивата.
Жорж Дюмезиль проводит параллель между Ашвинами и греческими Диоскурами, а также скандинавскими близнецами Фрейром и Фрейей, считая всех их олицетворением третьей общественной функции - плодородия и благополучия. Все эти мифологические образы божественных близнецов, по мнению Дюмезиля, восходят к общеиндоевропейским временам.
Санскритское имя Ашвинов происходит от индоиранского корня *aćua- (ср. Авестийское aspā), которое само по себе происходит от индоевропейского слова, обозначающего лошадь, *h1éḱw-os, от которого также происходит литовское имя Ашвеняй.
В Ригведе Ашвины всегда упоминаются вместе, без индивидуальных имен, хотя ведические тексты различают двух Ашвинов: «один из вас почитается как победоносный владыка Сумахи, а другой - как счастливый сын небес».. Их несколько раз называют divó nápātā, то есть «внуками Дьяуса (бога неба)». Эта формулировка сопоставима с литовским Dievo sūneliai, «сыновьями Диеваса», связанными с Ашвеняй, латышскими Диева Дели - «сыновьями Диева» и греческими Диоскурами, «сыновьями Зевса».
Богов-близнецов также называют Насатьями (возможно, «спасителями»). Имя «Насатьи» встречается в Ригведе 99 раз. Этот эпитет, вероятно, происходит от протоиндоевропейского корня *nes- («вернуться домой в целости и сохранности»). Ему родственно авестийское имя демона Nā̊ŋhaiθya, - в результате зороастрийской религиозной реформации божества были сделаны демонами - дэвами. Также этому корню родственно имя греческого героя Нестора и в готский глагол nasjan («спасать, исцелять»).
В более поздней Махабхарате Ашвинов часто называют Насатьями или Дасрами. Иногда один из них упоминается как Насатья, а другой как Дасра.
Аналоги Ашвинов в других мифологиях
Ашвины - вариант индоевропейских божественных близнецов, покровителей коней. Их версии в других индоевропейских религиях включают литовских Ашвеняй, латышских Диева Дели, греческих Диоскуров и, возможно, английских Хенгиста и Хорсу, валлийских Брана и Манавидана, славянских Леля и Полеля. Первое упоминание о близнецах-Насатьях содержится в миттанийском договоре (ок. 1350 г.до н.э.) между Суппилулиумой и Шаттивазой, соответственно, царями хеттов и митаннийцев.