Люди в повозке, запряжённой лошадьми.
Калифорния, ок. 1867. Фотограф Карлтон Уоткинс
В первой половине XIX века наличие большой дорожной кареты, запряжённой несколькими лошадьми, считалось престижным. Количество лошадей определяло официальный статус хозяина. Например, если в карету запрягали шестерку лошадей, это свидетельствовало о том, что её владелец не просто состоятельный человек, а настоящий аристократ.
Карета считалась самым престижным видом транспорта, и позволить себе её могли только состоятельные люди, по крайней мере, новую. Французский литератор Теофиль Готье, побывавший в Петербурге в 1858 году, писал: «Люди определённого уровня не должны ходить пешком. Русский без кареты, как араб без лошади. Подумают ещё, что он неблагородного происхождения, что он мещанин или крепостной».
Цены на кареты были разными. Сохранилась дневниковая запись профессора Бодянского, в которой он пишет, что его знакомый П.А. Кулиш в 1853 году купил карету у первого московского каретного мастера Ильина за 1075 рублей серебром. Однако, пока покупатель с женой добирался до Тулы, карета растрескалась и потеряла товарный вид. Кулиш потребовал вернуть деньги за карету и транспортные расходы. После этого он купил карету у каретника Маркова за 880 рублей серебром и остался очень доволен покупкой.
Импортные кареты стоили гораздо дороже. Особенно престижными были английские. Дама на картине Феликса Журавлёва, с унылым видом едущая с бала домой, на самом деле живёт весьма неплохо, если может позволить себе такой транспорт.
Однако из-за плохих дорог и отсутствия должного обслуживания кареты быстро выходили из строя и за несколько лет теряли свой товарный вид. Старую карету можно было купить намного дешевле, но её часто приходилось чинить. Ремонт стоил дорого. Пушкин в письмах жаловался, что заплатил за ремонт кареты 500 рублей, а другой мастер взял бы 100. В 1858 году архитектор Андрей Достоевский, брат известного писателя, купил за 50 рублей карету 1830-х годов. Ситуация напоминала современный автохлам. К концу XIX — началу XX века новая карета стоила уже несколько тысяч.
Рыдваном называли большие дорожные кареты. В них можно было с относительным комфортом разместить и несколько человек, и дорожные сундуки. В первой половине XIX века иметь такой рыдван было очень престижно. Он стоил дорого и требовал сразу нескольких лошадей. В то время количество лошадиных сил было регламентировано официальным статусом хозяина. Запряг шестерку лошадей — сразу видно, это не какой-нибудь нувориш едет, а самый настоящий и почтенный аристократ.
Но по мере внедрения железных дорог практическая необходимость в покупке подобного транспорта отпадала. Рыдван стал символом громоздкости, архаичности и неуместного хвастовства. Ранее в таком контексте использовали слово «колымага», которое было предшественницей карет.
Также известно, что в 1863 году в Центральном парке Нью-Йорка появились первые экипажи для туристов, и с тех пор повозка, запряжённая лошадью, стала непременным атрибутом города.
#деладавноминувшихдней #ретро #ретрофотография #ретрофото
Озон https://bit.ly/3HeUG6m
Яндекс Маркет http://bit.ly/3XES0pH