Патриоты производства

Встречи с такими людьми, как Ирина Николаевна Овчинникова не забываются. Наоборот, хочется увидеться еще и еще. Есть о чем поговорить: о первостроителях, о том, как расцветал Ангарск, о пережитых трудностях, вспомнить счастливые времена.
Она долго проработала инженером-сметчиком в конструкторском отделе нашего комбината. Это один из основных отделов, где трудились энергетики, строители, механики, проектировщики. Подсчитывались все расходы, как на строительство новых производств, так и на реконструкцию действующих. Ее муж Юрий Иванович Овчинников был заместителем директора по капитальному строительству, возводил комбинат и жилой массив в сжатые сроки. Да кто же не знает Юрия Ивановича?! Заботливая жена, она чувствовала, как нелегко ему все это достается.
Она помнит всю нашу историю, в Ангарске таких людей единицы. Ирина Николаевна дала мне фотографии отца, нигде не опубликованные. Читатели эти снимки видят впервые.
Об отце мы с ней и поговорим – Николае Ивановиче Станишевском, приехавшим на место будущего Ангарска в 1946 году. Почетный гражданин города, он строил не только жилье, но и промышленность, в том числе АЭХК.
– Я родилась в городе Кашира в ста километрах от Москвы. Когда началась Великая Отечественная война, мне исполнилось 7 лет, и я пошла в школу, – рассказывает Ирина Николаевна. В сентябре 1941 года уже начались бомбежки, бомбили железнодорожный узел, так как дорога связывала Москву с Донбассом. Утром мы приходили в школу, а примерно через час объявляли воздушную тревогу. Учителя нас быстро отводили в бомбоубежище, которое находилось здесь же в подвале. Я помню первый день войны, мы отдыхали на реке Ока, ярко светило солнце, и вдруг, все стали кричать: «Война!». Все побежали по домам. В войну мы и мерзли, и голодали, однако верили в Победу и ждали ее. Однажды нам объявили, что все население города должно уходить в сторону Москвы, так как немец уже наступает.
В Кашире стояли военные установки «Катюши», и мы бежали под их огнем. Они стреляли вверх. Нам было очень страшно! Немецкие танки шли уже на окраине. Был бой, но город немцам взять не удалось. Немцы были очень точные, бомбили город в одно и то же время. В наш дом, маленький, деревянный, по счастливой случайности бомбы не попали, хотя кругом многое было уничтожено. Наш дом стоит до сих пор, я ездила туда, порадовалась за новых жильцов.
Немцев отогнала Армия генерала Белова. Мы, дети того времени, знали всю военную технику и даже командиров по фамилиям, которые шли через Каширу. Мой папа добровольцем ушел на фронт, его с нами не было. Мама уезжала работать в Москву, бабушка заведовала почтой и рано уходила на работу. Со мной оставалась няня, брала меня за руку и вела в церковь, молилась за победу. Она была верующая. Именно она научила меня многим хозяйственным делам и этикету.
Помню, вечером объявили по радио о конце войны, все обнимались, целовались… Мы, дети войны, пережившие любые невзгоды, все понимали и очень радовались. Счастья было много, оно пришло ко всем нам.
На снимке:
1. Ирина Николаевна для внука Саши оформила фотографии и этот текст, а он с гордостью унес его в школу. Справа – ей семь лет. Сидит в валеночках тихо, а на улице бомбят.
2. Дочь Татьяна закончила Плехановский экономический институт в Москве. Жила в Протвино, работала в московской областной печати, а также на Центральном телевидении.
3. Сыновья Татьяны Арсений и Тарас. Оба учились на ракетчиков в специальном военном учебном заведении.

Комментарии

Комментариев нет.