АНГАРСКИЙ ТРАМВАЙ

БОЛЕЕ 40 ЛЕТ ГАЛИНА АФАНАСЬЕВНА РАБОТАЛА ВОДИТЕЛМ ТРАМВАЯ
КРУГЛЫЙ ГОД И В ЖАРУ И В ХОЛОД ВЫХОДИЛА НА ЛИНИЮ И ВОЗИЛА АНГАРЧАН
Мне снятся трамваи
Которую вечность.
По белым вагонам
Гуляет сквозняк.
Почти просыпаюсь –
С надеждой на встречу,
Но выдохнуть больно
И спрыгнуть – никак.
Наталья Разувакина
Галина Афанасьевна Решетникова приехала в Ангарск из Свердловской области, из села Шурала. Захотели с подругой уехать на заработки: ткнули пальцем в карту Советского Союза, попали в молодой неизвестный город далеко в Сибири – так сюда и приехали.
Очень хотелось устроиться официантками в ресторан «Тайга». Пришли. Отбор проводил сам директор Матвей Александрович Янкилевич. Маме запомнились его роскошные усы. Отбор строгий: молоденьких и хорошеньких девушек, желающих попасть в образцовый ресторан, было большое количество. Юной Галине отказали, но она не стала унывать. В строящемся городе везде нужны рабочие руки. Пройдя стажировку, устроилась водителем трамвая. И посвятила этому всю свою жизнь. Мне иногда кажется, что стихи поэтессы Натальи Разувакиной мама читает, как будто о себе: проработав столько лет водителем, она и во сне все водит трамваи.
Пришла Галина Афанасьевна работать в трамвайный парк в 1964 году кондуктором, а после курсов и стажировки – водителем. Есть у нее наградные знаки трех степеней «За работу без аварий» – пройдено 100 тысяч километров, знак отличия «Ветеран труда».
Можно с гордостью сказать, что все годы своей работы Ангарское трамвайное управление неизменно входило в тройку самых лучших, передовых транспортных предприятий Российской Федерации. Приезжали учиться и набираться опыта работники из других городов. Коллектив ангарских трамвайщиков на всех уровнях – городском, областном, республиканском – занимал призовые места, получал почетные грамоты. Многие водители перебрались в Санкт-Петербург, благодарили сильную школу водителей, организованную в Ангарске.
Мне запомнилось, что мама постоянно была на работе. Так рассказывала о комбинате: «Мы возили, и возили, и возили. И даже сцепленных трамваев по 2 и по 3 вагона не хватало». Все трамваи ходили строго по расписанию, и расписание это было весьма плотное. Набивалось в вагоны больше сотни человек, при вместимости 60 человек. Кондукторов не было, а были автоматы с монетами, когда билетики выкручивались. Многие помнят, что проезд тогда стоил 3 копейки, и зайцев не было. Засмеяли бы всем вагоном того, кто «зажмотил» эти копейки.
Один из директоров трамвайной транспортной системы нашего города, Петр Сергеевич Борисов, сделал многое, чтобы ангарский трамвай развивался как предприятие. Он стремился улучшить качество перевозок и сделал все, чтобы ангарчане в любое время года тратили на ожидание трамвая не более пяти минут.
Возили пассажиров вагонами МТВ-32 производства Рижского вагоностроительного завода. Они, кстати, оказались очень живучими и ходили по ангарским маршрутам вплоть до 1975 года. Конечно, ангарчане помнят эти вагоны с округлыми крышами, складными дверями и их большие мягкие сиденья с подогревом. Правда, мало кто знает, что по-настоящему тепло в салонах стало только благодаря ангарским умельцам. Именно они переделывали в рижских трамваях систему отопления, рассчитанную на теплый прибалтийский климат.
Галина Афанасьевна вспоминает, что трамвайные пути строил при долевом участии Ангарский электромеханический завод. К началу 90-х годов в Ангарске было проложено около 100 километров трамвайных путей. А начиналось с семи! Трамвай стал для молодого города основным видом транспорта, и этот транспорт не только эксплуатировался, но и развивался.
Водителей было много, и работы хватало на всех. Текучка, конечно, была. Постоянно от мамы слышала, что набирают новых водителей, многие не выдерживали. Хотя еще не было такого активного движения машин по городу. Одна наша соседка, после окончания строительного ПТУ не сумевшая сразу найти работу по специальности, решила попробовать работать водителем трамвая. Пример тети Гали (моей мамы) ее вдохновил.
Но проработала она недолго. Ее пугал постоянный поток машин, и однажды она попала в аварию на остановке «Аэрофлот». И больше не смогла работать, не смогла входить в кабину вагона трамвая. У мамы же был принцип – лучше пропустить мчащиеся машины, чем ехать наперерез. Может поэтому она и смогла так долго проработать без аварий.
Меня всегда удивляла ее способность вставать рано, к 4 часам утра, когда самый сладкий сон. Нужно было бежать на служебный автобус. Это тяжело – круглый год, в жару и в холод, да еще работа с людьми выматывала. Но она всегда с прической и маникюром, в красивых кофточках и блузках: «Ведь я работаю на людях, на виду».
Когда отца в 1999 году не стало, мне нужно было провожать маму до служебной остановки. Тогда у нас еще была собака Арс. Помню, зимой ранним-ранним утром мама будила меня перед самым выходом, когда она стояла уже в одежде. Сонной мне приходилось на скорую руку одеваться, брать собаку, и мы шли до служебной остановки, благо она была рядом. На улице пустынно: ни машин, ни пешеходов – никого, мы бредем по заснеженной улице, собака радуется ранней прогулке. И все равно немного страшно. Подходил служебный автобус – всегда вовремя, система была отлаженная. В автобусе – женщины-водители, и я видела их доброжелательные, одобряющие улыбки.
В то время обязательно на любом предприятии создавались бригады. Не обошло это веяние и Ангарское трамвайное управление. Помню, что все праздники и дни рождения отмечали бригадой. Было весело. На столе обязательно стояло то, что приготовили и испекли сами. Вкуснейший рассыпчатый хворост получался только у бригадира Елены Шумиловой. Она пользовалась большим уважением в трудовом коллективе. Была прекрасным организатором соцсоревнования, общего досуга, спортивных мероприятий. Умели веселиться и работали с огоньком. Конечно, были и соревнования между бригадами, были и победы в таких соревнованиях.
Мама вышла на льготную пенсию в 50 лет, но еще 10 лет работала водителем и всегда считала свою работу любимой. Когда в трампарке начались серьезные проблемы и поголовные сокращения, то, конечно, пенсионеры в первую очередь попали под эти санкции. Помню, как мама хотела работать еще и долго возмущалась, что она попадает под сокращение, «под эту гребенку». Нам с сестрой ее приходилось уговаривать и успокаивать, что пора бы на пенсии отдохнуть. Но она упорно искала любую возможность подработать и на заслуженном отдыхе.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ....
На снимках: 1. Галина стала ангарчанкой. 2. Галина на сцепке вагонов. 3. Бригада дружно отмечает дни рождения.

Комментарии

Комментариев нет.