Ни один буллинг, ни одна

Травля не закончится,
Пока в неё не вмешаются
Взрослые, третьи силы.
Буллинг- (английское слово переводится как хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у других страх и тем самым подчинить себе.
Но как распознать ситуации, границы уже давно пройдены и требуется немедленное вмешательство родителей, школы, психологов? Чем отличается конфликт от травли?
Во-первых, буллинг – это агрессивное по отношению к другим поведение, которое влечёт за собой умышленные насильственные действия. Иными словами, непросто сказал «Вася, ты дурак», нарисовал например фотожабу, компрометирующую умственные способности жертвы, и расклеил по всей школе. То есть в отличие от конфликта, который тоже может закончиться дракой или оскорблением, буллинг – это намеренное и продуманное причинение страдания и вреда.
Буллинг – это долгосрочный процесс постоянно повторяющегося насилия. Конфликт, каким бы острым и жёстким он ни казался окружающим, - это одномоментное событие. У него есть чёткий алгоритм развития – есть противоборствующие стороны, есть предмет конфликта (то, что стало яблоком раздора), есть период конфликтного взаимодействия (в процессе которого решается, кто прав, кто не очень), и, наконец, есть однозначный итог, который, так или иначе, разрешает конфликтную ситуацию. Буллинг может продолжаться очень и очень долго, пока жертва и агрессор находятся в хоть каком-то личностном взаимодействии.
Жертвой буллинга может оказаться кто угодно. Это не зависит от социального статуса семьи, национальности, религиозных предпочтений, внешности или наличия проблем со здоровьем.
У жертвы травли нет возможности самостоятельно повлиять на ситуацию. Поэтому необходимо помогать, нельзя оставлять ребёнка один на один с травлей, советовать не обращать на это внимание или попытаться понравиться обидчикам, требовать и искать причину в себе или учиться давать физический отпор. Конфликт – важная часть взросления. Издевательства – нет. Издевательства ожесточают, травмируют, и это не имеет ни какого отношения к взрослению. Конфликт может быть разрешён детьми самостоятельно. Буллинг – это уже патология, это сигнал, что дети не смогли справиться с вызовами взросления. При буллинге единственный верный путь – вмешательство извне взрослых.
Что делать родителям, если они узнали, что их ребёнок участвует в буллинге?
Во-первых, не спешить с выводами! Не стоит драматизировать – все приплыли, мой ребёнок уголовник. Или реагировать агрессивно – да они там все уроды и идиоты, я их раскатаю за такие обвинения. Вдохнуть, выдохнуть, поблагодарить за информацию, спокойно и методично начать разбираться в ситуации.
Во-вторых, вам нужна как можно более полная картина происходящего в классе. Поговорите со своим ребёнком. Без обвинений, криков и эмоций. Постарайтесь спокойно обсудить тему его общения с предполагаемой жертвой. Посмотрите на реакцию. Поговорите с учителями, родителями других детей. Выслушайте версию родителей ребёнка, пострадавшего от буллинга. На этом этапе постарайтесь не вступать в пререкания, не возражать и не оправдываться. Просто послушайте, что вам скажут. Если есть возможность, поговорите с одноклассниками. Если ваш ребёнок посещает секции или дополнительные занятия, узнайте, как он ведёт себя там. Вспомните, случались ли конфликты вне школы. Проверьте аккаунты в социальных сетях. Это спорный с моральной точки зрения вопрос, можно ли нарушать цифровую приватность подростка. Решение за вами. Но переписка ребёнка может пролить свет на то, что происходит и чем это может грозить вашей семье в случае суда. Если информация о причастности вашего ребёнкак травле подтверждается, то у вас две главные задачи.
Первая задача – убедить ребёнка, что он не прав, что его поведение ошибочно и вредит ему самому. Самое сложное в этих разговорах - от недвусмысленного порицания действий ребёнка не перейти к осуждению его самого. Мы тебя любим, мы тебя поддерживаем, мы всегда поможем тебе, и во здесь и сейчас тебе нужна помощь! Давай разберёмся вместе, почему.
Если есть возможность, на какое-то время изолируйте ребёнка от школьного коллектива. Для жертвы смена обстановки – это бегство, которое как раз и провоцирует формирование комплекса неполноценности, уязвимости перед агрессией. Для ребёнка – агрессора смена обстановки – это возможность взглянуть на ситуацию со стороны, оценить своё поведение без привязки к уже распределённым ролям в коллективе. Если агрессор лишается поддержки своих сторонников, он теряет уверенность в себе, так как рядом не остаётся никого, за чей счёт можно самоутвердиться, выплеснув агрессию и подкрепив тем самым пошатнувшуюся веру в себя.
Вторая задача – сотрудничество с родителями пострадавшего ребёнка. Прежде всего поговорите с юристом. Вы точно должны знать, чем конкретно грозят вашему ребёнку его действия. Дайте понять, что вы категорически не приемлете такого поведения своего ребёнка в частности и класса в целом. Выясните, какие меры предпринимаются школой для того, чтобы предотвратить ситуацию травли. Предложите свою помощь в организации таких мероприятий. Если ваш ребёнок причинил конкретный ущерб (порча вещей) – договоритесь о возмещении. Принимайте активное участие в школьной жизни: походы, постановка спектакля, волонтёрские обязанности. Это даст вам возможность увидеть отношения между детьми за пределами школьных правил, понять роль учителей в детском коллективе. Травля возникает не мгновенно, и этот кризис в одночасье не решается. Даже после устранения активных проявлений агрессии нормализация отношений в коллективе занимает какое-то время.
Буллинг одинаково разрушителен как для жертвы, так и для агрессоров. Ваши действия служат благу прежде всего вашего ребёнка. Здесь нет победителей и побеждённых, здесь есть только общее желание минимизировать причинённый вред и научить детей нормальному общению и выстраиванию отношений в коллективе.

Комментарии

Комментариев нет.