Бизнес-планирование в условиях открытой экономики: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений Продолжение. Перечислим ключевые элементы типового пятилетнего плана фирмы. Структура типового бизнес-плана. Резюме. Раздел 1. Предназначение и цель фирмы. Раздел 2. Масштаб и сфера деятельности фирмы. Раздел 3. Задачи фирмы. Раздел 4. Стратегии фирмы. Раздел 5. Отрасль. Раздел 6. Маркетинг/логистик-план. Раздел 7. Производственный план. Раздел 8. Руководство и кадровый состав. Раздел 9. Исследования и разработки. Раздел 10. Финансовый план. 1. Оборотный капитал. Общая политика управления оборотным капиталом. Управление денежными средствами и ценными бумагами. Управление запасами. Кредитная политика и управление дебиторской задолженностью. 2. Дивидендная политика. 3. Финансовый прогноз. Инвестиционная политика. Бюджет денежных средств. Прогнозная финансовая отчетность. Потребность во внешнем финансировании. Анализ финансовых условий. 4. Учетная политика. 5. Система управленческого контроля. Раздел 11. Консолидированный (объединенный) план фирмы. Вопросы. Какова цель бизнес-плана фирмы? Какой плановый горизонт наиболее популярен при составлении бизнес-планов? Какие функции планирования выполняют подразделения фирмы? Опишите кратко содержание типового плана. Резюме. Резюме подготавливается в последнюю очередь. Оно должно включать все основные положения и идеи бизнес-плана, а также выводы. Резюме состоит из введения, которое включает цели плана, характеризует цель проекта. Затем дается краткое представление всех ключевых элементов бизнес-плана его основных разделов: характер деятельности организации, анализ рынков и спроса, стоимость проекта, источники финансирования, основные экономические показатели и т.д. В заключении делается интегральный вывод об успешности бизнеса и представляются данные об основных действиях менеджмента. Резюме должно быть кратким 2-4 страницы. Одна из основных целей резюме – оно должно вызывать у инвестора любопытство и желание ознакомиться со всем бизнес-планом. Предназначение и цель фирмы Бизнес-план следует начинать с формулировки цели деятельности фирмы, которая определяет общую задачу и предназначение данной фирмы. Эту цель можно формулировать конкретно, либо общими словами. Например, фирма может заявить, что ее корпоративная цель состоит в том, чтобы: сделать акционеров богаче, или достигнуть максимальных темпов роста прибыли и дивидендов на акцию при допустимом уровне риска, и выше, чем у конкурентов, или предложить нашим покупателям лучшую связь и Internet услуги по самым низким из доступных цен, что, по нашему мнению, также приведет к увеличению доходов нашего персонала и акционеров. В большинстве случаев стабильная, динамично развивающаяся компания обеспечивает своим акционерам достаточную прибыль. Однако могут возникать и проблемы. Например, одна из американских компаний, занимающаяся выпуском электронных устройств и полупроводников, акции которой котируются на Нью-йоркской фондовой бирже, считалась одной из самых передовых в технологическом плане. Однако в деловом мире постепенно стало складываться мнение, что руководство этой компании заботится в большей степени о развитии новых технологий и недостаточно внимания уделяет сбыту своей продукции. Как результат такого мнения — снижение курса акций компании в течение последних десяти лет. Несколько крупных акционеров таким положением дел были недовольны, и руководство оказалось под угрозой увольнения. Поэтому руководство компании объявило об изменении своей стратегии и заявило, что в будущем будет придавать особое значение, как технологическому совершенству продукции, так и вопросам рентабельности производства, а не сосредоточивать свое внимание только на технологии. Благодаря такой стратегии управления доходы акционеров заметно улучшились, и цена одной акции всего за четыре года выросла в 10 раз!!!. Этот пример показывает важность правильного формулирования цели, которую ставит перед собой руководство фирмы, а также соблюдения порядков, устанавливаемых рынком. Хорошее управление подразумевает, прежде всего, выявление ниши на рынке товаров и услуг, которая может быть занята данной фирмой. В дальнейшем под воздействием рыночного механизма правильность этого выбора, а также компетентность управления найдут свое отражение в финансовых результатах деятельности фирмы. Масштаб и сфера деятельности фирмы Масштаб и сфера деятельности фирмы определяют ее организационную структуру и географию расположения фирмы и ее рынков. Формулирование этого понятия может быть сделано либо в общих чертах, либо путем детального описания. Например, одни компании предоставляют услуги связи, Internet, занимаются сборкой, поставкой, ремонтом, продажей компьютерного оборудования, предоставляют финансовые услуги, помогают различным фирмам, торговым центрам наладить Internet продажи. Другие занимаются только услугами связи. Последствия подобных подходов очевидны. Те компании связи (пример компаний США), которые расширили свои услуги в области Internet и первыми вышли на Internet рынки более, чем в 10 раз увеличили свой капитал. Задачи фирмы Цель, масштаб и сфера деятельности фирмы описывают в общих чертах ее подход к бизнесу, но не дают менеджерам точных формулировок производственных задач. Задачи фирмы устанавливают конкретные ближайшие цели, к достижению которых стремятся ее менеджеры. Задачи фирмы могут иметь количественную или качественную формулировку, например: Увеличить удельный вес услуг связи, Internet в общем рыночном обороте региона с 10% до 35%. Достигнуть и сохранить лидирующие позиции фирмы в отрасли по уровню проведения и результатам научных исследований и разработок. Часто формулируется целый набор задач. Эти задачи динамичны и в случае необходимости подвергаются изменениям. Задачи фирмы должны быть вызывающе трудными и привлекать к себе внимание самим фактом постановки, но при этом оставаться реально осуществимыми. Ведь размер вознаграждения менеджеров фирмы напрямую зависит от того, в какой мере решены эти задачи. Стратегии фирмы Когда сформулированы цель, масштаб, сфера деятельности и задачи, должны быть получены ответы на вопросы стратегии фирмы, чтобы помочь ей добиться решения поставленных задач. Стратегии фирмы — это наиболее общие подходы к организации и осуществлению ее деятельности, а не детальные планы. Например, одна авиакомпания может иметь стратегией предложение обслуживания пассажиров на рейсах между ограниченным набором городов в стиле «без излишков», тогда как другая может планировать обеспечение своих клиентов «отдельными каютами в небесах». Стратегии должны быть выполнимыми и совместимыми с целью, сферой деятельности и задачами фирмы. Вопросы. Опишите кратко сущность и значение следующих элементов планирования: цель деятельности фирмы; масштаб и сфера деятельности фирмы; задачи фирмы; стратегии фирмы. Почему всем менеджерам необходимо знакомство с общим стратегическим планом компании? Отрасль Оценка отрасли, конкурентов. Построение экономических моделей. В данном разделе излагается специфика отрасли, к которой принадлежит предприятие. Современное состояние и перспективы развития отрасли, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость. Сравниваются тенденции показателей среднеотраслевых и народнохозяйственных (макроэкономических), также должен быть сделан сравнительный анализ конкурирующих предприятий, отраслей и макроэкономической ситуации в зарубежных странах. Эти данные должны использоваться в дальнейших разделах бизнес-плана. В бизнес-плане кратко описывается емкость отраслевого рынка сбыта, тенденции его роста, уровень монополизма, оценивается вероятность появления новых потребителей и конкурентов и исчезновения последних; приводятся отраслевые тенденции. Полученные результаты могут быть сведены в таблицы, графики аналитические зависимости. Целью данного раздела является выявление исторического (как минимум за последние 5-10 лет) и прогнозируемого темпа роста отрасли и сопутствующих отраслей. Для этого должны быть проанализированы следующие социально-экономические параметры отрасли: объем продаж, количество и структуру занятых, динамику безработицы, средне часовую, месячную, годовую заработную плату по всем категориям работающих, фонд рабочего времени, темпы роста ВВП в сравнении с отраслевыми показателями, инфляцию в отрасли, и т.д. Далее необходимо определить факторы чувствительности отрасли: сезонность, технологическая изменчивость, информационные технологии, международная торговля и стандарты, лицензирование, сертификация, фундаментальные исследования, пути поставок и сбыта, а также другие факторы. Определить финансовые характеристики отрасли: Торговая наценка, принятая в розничной торговле. Торговая наценка, принятая в оптовой торговле. Принятый процент комиссионных. Стандартные кредитные условия. Средняя рентабельность бизнеса. Другие финансовые аспекты. Определить процентную долю в стоимости товара/услуги составляют: Стоимость рабочей силы. Стоимость компонентов и сырья. Стоимость энергии. Фиксированные затраты. Стоимость доставки. Затраты на маркетинг, логистику. Другие. Далее необходимо построить многофакторные регрессионные уравнения по вышеперечисленным среднеотраслевым показателям к объему продаж. Эти уравнения вы должны использовать в разработке финансового плана с целью ужесточения требований эффективного функционирования всех служб предприятия. Рассмотрим одну из методик построения бизнес-плана предприятия. Методика опирается на принципы подражания, сравнения вашей фирмы с экономическими показателями конкурентов. Дальнейшую оценку отрасли будем вести на примере отрасли телефонных компаний РФ. Для чего создается эконометрическая модель среднеотраслевой компании связи. Исходная экономическая информация данного раздела была получена из Internet баз сервера программы раскрытия информации Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ) России. (Адрес в Internet http://win-www.fe.msk.ru/infomarket/fedcom/welcome.html ). Рассмотрим краткий алгоритм (или шаги) данной упрощенной методики анализа. 1 Шаг. "Сбор и предварительная обработка отраслевых данных". Необходимо собрать из Internet баз ФКЦБ годовую и/или квартальную отчетную экономическую информацию о десяти (минимум) и более акционерных предприятиях конкурентов из разных регионов страны. Для исключения искажений, вносимых инфляционными, временными процессами, в нашем примере собираемые данные должны быть одного конкретного года, например 2000 года. Из полученной информации по каждому предприятию отбираем данные баланса (форма 1), отчета о прибылях и убытках (форма 2). Методику группировки данных, мы изучали выше. Эти данные должны быть помещены в таблицу. При этом данные первого действующего предприятия соответствуют первой строке таблицы и соответственно 52 предприятие – 52 строка таблицы. Всего имеются данные по 52 предприятиям связи за 2000 год. Результаты представлены в табл. 1.21.
На первый взгляд таблица просто пугающая, но это только на первый взгляд. Просто она отражает те данные, которые нам понадобятся, чтобы построить функциональные зависимости типа
TCi=f(Q),
где TCi – i-е затраты фирмы, Q – объем продаж.
Когда исследователь начинает изучать тот или иной объект он на первом этапе пытается его рассмотреть в целом. В нашем случае один из таких общих показателей будет выступать показатель "итого активы" баланса. Для этого зададимся вопросом:
Какие в среднем по величине должны быть активы (TC), чтобы обеспечить планируемый объем реализации (выручку) Q и как эту зависимость можно описать математически?
Эту зависимость, в общем случае, можно описать в виде:
Будем считать главным и единственным внешним фактором объем реализации (продажи, выручка), который определяет все статьи бухгалтерской отчетности РФ - формы 1 и формы 2, т.е. он является аргументом функции – Х по каждому зависимому фактору, т.е. Y или функции.
Давайте построим зависимость:
Итого Активы=f(Выручка).
Для чего по оси Х (абсцисс) откладываем "объем реализации", а оси Y (ординат) соответствующие ему значения – "итого активы" каждого предприятия.
Как видно из графика (см. рис. 1.4.), в результате мы получим множество точек на плоскости Y0X.
Теперь возьмите линейку и нарисуйте линию 0А, проходящую между точками – посередине. Дальше вам необходимо найти уравнение прямой по выбранным двум точкам вычерченной прямой.
Как вы помните уравнение прямой, проходящей через две данные точки М1(X1,Y1) и М2(X2,Y2):
(Y-Y1)/(Y2-Y1)=(X-X1)/(X2-X1)
Ее угловой коэффициент:
k=(Y2-Y1)/(X2-X1)=1,5118
Следующие уравнения требует пояснения. MY и MX – это средние величины. Их значения получаются суммированием Y и X и последующим делением на количество данных по выбранным предприятиям, всего у нас данных - 52 предприятия:
MX – это средняя величина выручки предприятий. Эта величина получается суммированием всех значений "Выручки" каждого из 52 предприятий и последующим делением на количество предприятий. MYk – это средняя величина k-го показателя "итого активы" предприятий. Эта величина получается суммированием показателя "итого активы" k-го показателя (в нашем случае показателя "итого активы", всего показателей 9), по всем 52 предприятиям и последующим делением, полученной суммы на количество предприятий - 52. Рассчитаем коэффициент эластичности. Для практических расчетов коэффициент эластичности равен: где - 1-я производная уравнения регрессии Y по X в нашем примере . Построенная кривая (прямая есть частный случай каждой кривой) являются среднеотраслевым показателем для выбранной группы предприятий. Среднеотраслевой показатель отражает то, как в среднем работают предприятия данной отрасли, или сколько им в среднем необходимо привлечь капитала, чтобы обеспечить средний объем выпуска продукции. Полученная прямая 0А делит плоскость X0Y с точками на две части, как видно на рис. 1.5.
Часть точек (предприятий) расположены выше прямой, что показывает "плохую" работу предприятия, т.к. для производства продукции и услуг они затрачивают больше средств, чем предприятия, находящиеся на прямой линии или ниже ее. Под "плохой" работой предприятия понимается неэффективное управление своими активами, чем у "средне" работающего предприятия.
Предприятия, которые расположены ниже линии, работают лучше, т.к. для обеспечения такого же объема продаж они тратят меньше средств. Например, лучшему предприятию С отрасли (прямая линия 0Б) для того, чтобы обеспечить почти 1000000 тыс. руб. объема реализации необходимо активов (оборудования, сырья материалов и т.д.) на 1000000 тыс. руб., среднеотраслевому предприятию Б (прямая линия 0А) почти 1500000 тыс. руб., а худшему А почти 2000000 тыс. руб. Таким образом, для выполнения той же производственной программы на "плохом" предприятии А привлекается в два раза больше средств, чем на "лучшем" предприятии С.
Все предприятия, которые находятся выше графика среднеотраслевой линии, мы отбрасываем как не конкурентно способные.
Данные уравнения не самоцель, не желание продемонстрировать свои математические, экономические способности, а также удовлетворить наше любопытство о том, как живут и работают конкуренты. Для нас это планка, как жить и работать, чтобы выжить на рынке. Эта экономическая "планка" необходима не только для управленца - это экономическое требование жизни ко всем службам и сотрудникам предприятия: к инженерам, конструкторам, технологам, менеджерам, экономистам, бухгалтерам, и другим работникам предприятия без исключения. Т.е. эти уравнения должны стать ориентиром для каждой службы предприятия, а их совокупность ориентиром лучшего и конкурентоспособного предприятия отрасли на своем рынке.
Эти эконометрические уравнения ничто иное, как пособие по выживанию фирмы на рынке. Далее мы должны осуществить оценку каждого предприятия отрасли по сравнению с тем, как мы планируем "жить" на своем предприятии. Т.е. сравнить все предприятия отрасли с построенной математической моделью "идеала" или "лучшего" предприятия Д отрасли – линия 0В. Данный анализ мы проведем далее, когда будем осуществлять построение бизнес-плана на практике. https://economics-21.narod.ru/Book/book-akadem-html/gl-01/gl-01.html
Надгосударственная Народная Академия СЭВ
Бизнес-планирование в условиях открытой экономики: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений
Продолжение.
Перечислим ключевые элементы типового пятилетнего плана фирмы.
Структура типового бизнес-плана.
Резюме.
Раздел 1. Предназначение и цель фирмы.
Раздел 2. Масштаб и сфера деятельности фирмы.
Раздел 3. Задачи фирмы.
Раздел 4. Стратегии фирмы.
Раздел 5. Отрасль.
Раздел 6. Маркетинг/логистик-план.
Раздел 7. Производственный план.
Раздел 8. Руководство и кадровый состав.
Раздел 9. Исследования и разработки.
Раздел 10. Финансовый план.
1. Оборотный капитал.
Общая политика управления оборотным капиталом.
Управление денежными средствами и ценными бумагами.
Управление запасами.
Кредитная политика и управление дебиторской задолженностью.
2. Дивидендная политика.
3. Финансовый прогноз.
Инвестиционная политика.
Бюджет денежных средств.
Прогнозная финансовая отчетность.
Потребность во внешнем финансировании.
Анализ финансовых условий.
4. Учетная политика.
5. Система управленческого контроля.
Раздел 11. Консолидированный (объединенный) план фирмы.
Вопросы.
Какова цель бизнес-плана фирмы?
Какой плановый горизонт наиболее популярен при составлении бизнес-планов?
Какие функции планирования выполняют подразделения фирмы?
Опишите кратко содержание типового плана.
Резюме.
Резюме подготавливается в последнюю очередь. Оно должно включать все основные положения и идеи бизнес-плана, а также выводы. Резюме состоит из введения, которое включает цели плана, характеризует цель проекта. Затем дается краткое представление всех ключевых элементов бизнес-плана его основных разделов: характер деятельности организации, анализ рынков и спроса, стоимость проекта, источники финансирования, основные экономические показатели и т.д. В заключении делается интегральный вывод об успешности бизнеса и представляются данные об основных действиях менеджмента. Резюме должно быть кратким 2-4 страницы. Одна из основных целей резюме – оно должно вызывать у инвестора любопытство и желание ознакомиться со всем бизнес-планом.
Предназначение и цель фирмы
Бизнес-план следует начинать с формулировки цели деятельности фирмы, которая определяет общую задачу и предназначение данной фирмы. Эту цель можно формулировать конкретно, либо общими словами. Например, фирма может заявить, что ее корпоративная цель состоит в том, чтобы:
сделать акционеров богаче, или
достигнуть максимальных темпов роста прибыли и дивидендов на акцию при допустимом уровне риска, и выше, чем у конкурентов, или
предложить нашим покупателям лучшую связь и Internet услуги по самым низким из доступных цен, что, по нашему мнению, также приведет к увеличению доходов нашего персонала и акционеров.
В большинстве случаев стабильная, динамично развивающаяся компания обеспечивает своим акционерам достаточную прибыль. Однако могут возникать и проблемы.
Например, одна из американских компаний, занимающаяся выпуском электронных устройств и полупроводников, акции которой котируются на Нью-йоркской фондовой бирже, считалась одной из самых передовых в технологическом плане. Однако в деловом мире постепенно стало складываться мнение, что руководство этой компании заботится в большей степени о развитии новых технологий и недостаточно внимания уделяет сбыту своей продукции. Как результат такого мнения — снижение курса акций компании в течение последних десяти лет. Несколько крупных акционеров таким положением дел были недовольны, и руководство оказалось под угрозой увольнения.
Поэтому руководство компании объявило об изменении своей стратегии и заявило, что в будущем будет придавать особое значение, как технологическому совершенству продукции, так и вопросам рентабельности производства, а не сосредоточивать свое внимание только на технологии. Благодаря такой стратегии управления доходы акционеров заметно улучшились, и цена одной акции всего за четыре года выросла в 10 раз!!!.
Этот пример показывает важность правильного формулирования цели, которую ставит перед собой руководство фирмы, а также соблюдения порядков, устанавливаемых рынком. Хорошее управление подразумевает, прежде всего, выявление ниши на рынке товаров и услуг, которая может быть занята данной фирмой. В дальнейшем под воздействием рыночного механизма правильность этого выбора, а также компетентность управления найдут свое отражение в финансовых результатах деятельности фирмы.
Масштаб и сфера деятельности фирмы
Масштаб и сфера деятельности фирмы определяют ее организационную структуру и географию расположения фирмы и ее рынков. Формулирование этого понятия может быть сделано либо в общих чертах, либо путем детального описания.
Например, одни компании предоставляют услуги связи, Internet, занимаются сборкой, поставкой, ремонтом, продажей компьютерного оборудования, предоставляют финансовые услуги, помогают различным фирмам, торговым центрам наладить Internet продажи. Другие занимаются только услугами связи. Последствия подобных подходов очевидны. Те компании связи (пример компаний США), которые расширили свои услуги в области Internet и первыми вышли на Internet рынки более, чем в 10 раз увеличили свой капитал.
Задачи фирмы
Цель, масштаб и сфера деятельности фирмы описывают в общих чертах ее подход к бизнесу, но не дают менеджерам точных формулировок производственных задач. Задачи фирмы устанавливают конкретные ближайшие цели, к достижению которых стремятся ее менеджеры.
Задачи фирмы могут иметь количественную или качественную формулировку, например:
Увеличить удельный вес услуг связи, Internet в общем рыночном обороте региона с 10% до 35%.
Достигнуть и сохранить лидирующие позиции фирмы в отрасли по уровню проведения и результатам научных исследований и разработок.
Часто формулируется целый набор задач. Эти задачи динамичны и в случае необходимости подвергаются изменениям.
Задачи фирмы должны быть вызывающе трудными и привлекать к себе внимание самим фактом постановки, но при этом оставаться реально осуществимыми. Ведь размер вознаграждения менеджеров фирмы напрямую зависит от того, в какой мере решены эти задачи.
Стратегии фирмы
Когда сформулированы цель, масштаб, сфера деятельности и задачи, должны быть получены ответы на вопросы стратегии фирмы, чтобы помочь ей добиться решения поставленных задач. Стратегии фирмы — это наиболее общие подходы к организации и осуществлению ее деятельности, а не детальные планы. Например, одна авиакомпания может иметь стратегией предложение обслуживания пассажиров на рейсах между ограниченным набором городов в стиле «без излишков», тогда как другая может планировать обеспечение своих клиентов «отдельными каютами в небесах». Стратегии должны быть выполнимыми и совместимыми с целью, сферой деятельности и задачами фирмы.
Вопросы.
Опишите кратко сущность и значение следующих элементов планирования:
цель деятельности фирмы;
масштаб и сфера деятельности фирмы;
задачи фирмы;
стратегии фирмы.
Почему всем менеджерам необходимо знакомство с общим стратегическим планом компании?
Отрасль
Оценка отрасли, конкурентов. Построение экономических моделей.
В данном разделе излагается специфика отрасли, к которой принадлежит предприятие. Современное состояние и перспективы развития отрасли, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость. Сравниваются тенденции показателей среднеотраслевых и народнохозяйственных (макроэкономических), также должен быть сделан сравнительный анализ конкурирующих предприятий, отраслей и макроэкономической ситуации в зарубежных странах. Эти данные должны использоваться в дальнейших разделах бизнес-плана.
В бизнес-плане кратко описывается емкость отраслевого рынка сбыта, тенденции его роста, уровень монополизма, оценивается вероятность появления новых потребителей и конкурентов и исчезновения последних; приводятся отраслевые тенденции.
Полученные результаты могут быть сведены в таблицы, графики аналитические зависимости.
Целью данного раздела является выявление исторического (как минимум за последние 5-10 лет) и прогнозируемого темпа роста отрасли и сопутствующих отраслей. Для этого должны быть проанализированы следующие социально-экономические параметры отрасли:
объем продаж,
количество и структуру занятых,
динамику безработицы,
средне часовую, месячную, годовую заработную плату по всем категориям работающих,
фонд рабочего времени,
темпы роста ВВП в сравнении с отраслевыми показателями,
инфляцию в отрасли, и т.д.
Далее необходимо определить факторы чувствительности отрасли: сезонность, технологическая изменчивость, информационные технологии, международная торговля и стандарты, лицензирование, сертификация, фундаментальные исследования, пути поставок и сбыта, а также другие факторы.
Определить финансовые характеристики отрасли:
Торговая наценка, принятая в розничной торговле.
Торговая наценка, принятая в оптовой торговле.
Принятый процент комиссионных.
Стандартные кредитные условия.
Средняя рентабельность бизнеса.
Другие финансовые аспекты.
Определить процентную долю в стоимости товара/услуги составляют:
Стоимость рабочей силы.
Стоимость компонентов и сырья.
Стоимость энергии.
Фиксированные затраты.
Стоимость доставки.
Затраты на маркетинг, логистику.
Другие.
Далее необходимо построить многофакторные регрессионные уравнения по вышеперечисленным среднеотраслевым показателям к объему продаж. Эти уравнения вы должны использовать в разработке финансового плана с целью ужесточения требований эффективного функционирования всех служб предприятия.
Рассмотрим одну из методик построения бизнес-плана предприятия.
Методика опирается на принципы подражания, сравнения вашей фирмы с экономическими показателями конкурентов. Дальнейшую оценку отрасли будем вести на примере отрасли телефонных компаний РФ. Для чего создается эконометрическая модель среднеотраслевой компании связи.
Исходная экономическая информация данного раздела была получена из Internet баз сервера программы раскрытия информации Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ) России.
(Адрес в Internet http://win-www.fe.msk.ru/infomarket/fedcom/welcome.html ).
Рассмотрим краткий алгоритм (или шаги) данной упрощенной методики анализа.
1 Шаг. "Сбор и предварительная обработка отраслевых данных".
Необходимо собрать из Internet баз ФКЦБ годовую и/или квартальную отчетную экономическую информацию о десяти (минимум) и более акционерных предприятиях конкурентов из разных регионов страны. Для исключения искажений, вносимых инфляционными, временными процессами, в нашем примере собираемые данные должны быть одного конкретного года, например 2000 года. Из полученной информации по каждому предприятию отбираем данные баланса (форма 1), отчета о прибылях и убытках (форма 2). Методику группировки данных, мы изучали выше. Эти данные должны быть помещены в таблицу.
При этом данные первого действующего предприятия соответствуют первой строке таблицы и соответственно 52 предприятие – 52 строка таблицы. Всего имеются данные по 52 предприятиям связи за 2000 год.
Результаты представлены в табл. 1.21.
На первый взгляд таблица просто пугающая, но это только на первый взгляд. Просто она отражает те данные, которые нам понадобятся, чтобы построить функциональные зависимости типа
TCi=f(Q),
где TCi – i-е затраты фирмы, Q – объем продаж.
Когда исследователь начинает изучать тот или иной объект он на первом этапе пытается его рассмотреть в целом. В нашем случае один из таких общих показателей будет выступать показатель "итого активы" баланса. Для этого зададимся вопросом:
Какие в среднем по величине должны быть активы (TC), чтобы обеспечить планируемый объем реализации (выручку) Q и как эту зависимость можно описать математически?
Эту зависимость, в общем случае, можно описать в виде:
Итого Активы=f(Выручки)
2 Шаг. "Построение функциональной зависимости"
Будем считать главным и единственным внешним фактором объем реализации (продажи, выручка), который определяет все статьи бухгалтерской отчетности РФ - формы 1 и формы 2, т.е. он является аргументом функции – Х по каждому зависимому фактору, т.е. Y или функции.
Давайте построим зависимость:
Итого Активы=f(Выручка).
Для чего по оси Х (абсцисс) откладываем "объем реализации", а оси Y (ординат) соответствующие ему значения – "итого активы" каждого предприятия.
Как видно из графика (см. рис. 1.4.), в результате мы получим множество точек на плоскости Y0X.
Теперь возьмите линейку и нарисуйте линию 0А, проходящую между точками – посередине. Дальше вам необходимо найти уравнение прямой по выбранным двум точкам вычерченной прямой.
Как вы помните уравнение прямой, проходящей через две данные точки М1(X1,Y1) и М2(X2,Y2):
(Y-Y1)/(Y2-Y1)=(X-X1)/(X2-X1)
Ее угловой коэффициент:
k=(Y2-Y1)/(X2-X1)=1,5118
Следующие уравнения требует пояснения. MY и MX – это средние величины. Их значения получаются суммированием Y и X и последующим делением на количество данных по выбранным предприятиям, всего у нас данных - 52 предприятия:
MX – это средняя величина выручки предприятий. Эта величина получается суммированием всех значений "Выручки" каждого из 52 предприятий и последующим делением на количество предприятий.
MYk – это средняя величина k-го показателя "итого активы" предприятий. Эта величина получается суммированием показателя "итого активы" k-го показателя (в нашем случае показателя "итого активы", всего показателей 9), по всем 52 предприятиям и последующим делением, полученной суммы на количество предприятий - 52.
Рассчитаем коэффициент эластичности. Для практических расчетов коэффициент эластичности равен:
где - 1-я производная уравнения регрессии Y по X в нашем примере .
Построенная кривая (прямая есть частный случай каждой кривой) являются среднеотраслевым показателем для выбранной группы предприятий. Среднеотраслевой показатель отражает то, как в среднем работают предприятия данной отрасли, или сколько им в среднем необходимо привлечь капитала, чтобы обеспечить средний объем выпуска продукции.
Полученная прямая 0А делит плоскость X0Y с точками на две части, как видно на рис. 1.5.
Часть точек (предприятий) расположены выше прямой, что показывает "плохую" работу предприятия, т.к. для производства продукции и услуг они затрачивают больше средств, чем предприятия, находящиеся на прямой линии или ниже ее. Под "плохой" работой предприятия понимается неэффективное управление своими активами, чем у "средне" работающего предприятия.
Предприятия, которые расположены ниже линии, работают лучше, т.к. для обеспечения такого же объема продаж они тратят меньше средств. Например, лучшему предприятию С отрасли (прямая линия 0Б) для того, чтобы обеспечить почти 1000000 тыс. руб. объема реализации необходимо активов (оборудования, сырья материалов и т.д.) на 1000000 тыс. руб., среднеотраслевому предприятию Б (прямая линия 0А) почти 1500000 тыс. руб., а худшему А почти 2000000 тыс. руб. Таким образом, для выполнения той же производственной программы на "плохом" предприятии А привлекается в два раза больше средств, чем на "лучшем" предприятии С.
Все предприятия, которые находятся выше графика среднеотраслевой линии, мы отбрасываем как не конкурентно способные.
Данные уравнения не самоцель, не желание продемонстрировать свои математические, экономические способности, а также удовлетворить наше любопытство о том, как живут и работают конкуренты. Для нас это планка, как жить и работать, чтобы выжить на рынке. Эта экономическая "планка" необходима не только для управленца - это экономическое требование жизни ко всем службам и сотрудникам предприятия: к инженерам, конструкторам, технологам, менеджерам, экономистам, бухгалтерам, и другим работникам предприятия без исключения. Т.е. эти уравнения должны стать ориентиром для каждой службы предприятия, а их совокупность ориентиром лучшего и конкурентоспособного предприятия отрасли на своем рынке.
Эти эконометрические уравнения ничто иное, как пособие по выживанию фирмы на рынке.
Далее мы должны осуществить оценку каждого предприятия отрасли по сравнению с тем, как мы планируем "жить" на своем предприятии. Т.е. сравнить все предприятия отрасли с построенной математической моделью "идеала" или "лучшего" предприятия Д отрасли – линия 0В. Данный анализ мы проведем далее, когда будем осуществлять построение бизнес-плана на практике.
https://economics-21.narod.ru/Book/book-akadem-html/gl-01/gl-01.html