Бизнес-планирование в условиях открытой экономики: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений Продолжение. В зонах экстремума функции объема продаж i-го товара - зоне I (Max, Min) создается эффект неопределенности рынка, который отражается, в первую очередь, на дисперсии цен – DX – рынок продавцов не знает куда повернет спрос покупателей на товар в результате дисперсия имеет тенденцию к увеличению. У них также нет никакой уверенности, что рынок продолжит свою устойчивую динамику роста/спада – зона II устойчивой динамики. Для наглядности данные зоны представлены на рисунке рис. 1.11., на котором одновременно совмещены две функции в графическом виде - функция объемов продаж Q(t) фирм-продавцов, отражающая реальный платежеспособный спрос на рынке со стороны покупателей, и функция средних рыночных цен PMX(t). При построении графиков использовались подлинные данные. В целом в зоне I, независимо от того достигает ли функция Q(t) объемов продаж своих максимальных Max или минимальных Min значений, растет неопределенность по формированию близкой ценовой политики по однородному товару всеми фирмами-производителями одновременно, что неизбежно порождает рост дисперсии цен на рынке этого товара. При этом темп изменения средних рыночных цен MX в зоне I существенно отличаются от динамики средних рыночных цен MX в зоне II. Далее будет описана ситуация в зоне I на примере Max, для минимума Min она будет зеркально противоположна, если это не оговорено отдельно. Первым сигналом к началу падения (Max) спроса и как следствие росту неопределенности на рынке продавцов является точка перегиба, в которой вторая производная функции, описывающей временную зависимость объемов продаж от времени – Q"(t) равна максимуму, а эластичность в данной точке равна 1. Продавцы начинают понимать, что если до этой точки рост объемов продаж был более чем 1, и это не могло их не радовать, то после перехода этой точки темп роста объемов продаж, возможно, начнет падать, достигнув своего максимума, после чего неизбежно начнется спад – столь неприятно знакомый признак сезонности. Как следствие они столкнуться с проблемой переполненных складов нереализованной продукции, а далее со всеми вытекающими проблемами управления фондовыми потоками. Единственно чего они не знают, наверняка, когда этот процесс начнется – все это порождает, практически у всех продавцов одновременно знакомое чувство "неуверенности в завтрашнем дне" и извечный вопрос, что делать – не слишком ли высокие цены? и не пора ли их снижать? Но окончательное управленческое решение на данном этапе, как правило, не принимается, все ожидают, как поведет себя рынок в дальнейшем, т.е. функция спроса и ее первая производная Q'(t). Если после перехода точки перегиба в следующем временном периоде скорость нарастания функции Q'(t) продолжает устойчиво падать и приближаться к 0 у всех продавцов, а не только у отдельных фирм производителей, то это второй сигнал, что рынок приближается к своему насыщению. В результате маркетинго-логистические отделы продавцов могут с большей вероятностью утверждать, что происходит перелом в настроении рынка покупателей и пора принимать решения об изменении ценовой политики. Учитывая, что у каждой из фирм-продавцов проводится своя консервативная или агрессивная маркетинговая, логистическая политика, определяемая внутренними, внешними особенностями каждой фирмы, в частности, принятыми на фирме технологиями, организацией управления фондовыми потоками, то на рынке продавцов очень низка вероятность одновременного (в один день) изменения цен. Эти особенности неизбежно порождают длительность процесса изменения ценовой политики, что в свою очередь, приводит на рынке к росту неопределенности, т.е. дисперсии цен DX для некого товара и/или товарно-однородной группы различных фирм-продавцов. Если на рынке данный процесс роста показателя вариации Var= DX/MX не происходит, то это свидетельствует о том, что на рынке мощно начинает доминировать и/или доминируют другие факторы, принципиально отличные от описываемой ситуации, которые одновременно изменили положение всех фирм конкурентов в худшую, или лучшую стороны. Например, вышло новое законодательство, подзаконные акты, не обсуждаемые ранее в прессе, поэтому неожиданные для рынка, существенно изменились процентные ставки, курс национальной валюты, мировые цены на нефть и другое сырье и т.д. На фоне роста дисперсии рыночной цены темп изменения средних цен MX существенно замедляется по сравнению с зоной II. Это связано с тем, что в фирмах начинает все сильнее доминировать мнение о том, что рынок его платежеспособный спрос может поменять свое направление на противоположное. На рынке продавцов растет ожидание, что скоро (недалек тот день) неизбежно произойдет изменение, охлаждая их "уверенность в завтрашнем дне". Эти ожидания и неуверенность приводят к замедлению функции роста средних рыночных цен MXI=fI(Q) в зоне I по сравнению с зоной II→MXII=fII(Q). В результате скорость нарастания функций будут существенно отличаться - MXII> MXI. При этом в зоне I по сравнению с зоной II, как показали исследования, несмотря на замедление изменения средних рыночных цен MX на фоне ускоренного увеличения неопределенности на рынке – DX, показатель асимметрии вероятностной функции будет приближаться к нормальному распределению. В то время как в зоне II асимметричность будет явно выраженной, т.е. при устойчивом динамичном росте на рынке будут преобладать более высокие цены. В результате показатель асимметрии вероятностной функции будет отрицательным, что будет также подтверждаться тем фактом, что медиана Me рыночной цены будет больше ее средних значений→Me>MX. Ранее нами рассматривалось действие продавцов в условиях переполненных складов, которые образуются в те периоды, когда на рынке складывается начало падения совокупного спроса. Необходимо обратить внимание заказчика на этот момент. В развитых странах традиционно используется важный индикатор рынка - уровень запасов. Он рассчитывается государственными организациями по всем 450 отраслям, регионам, а также по экономике в целом. Данный индикатор рынка означает следующее, когда он растет, то менеджеры всех фирм знают, что в экономике страны, регионе, отрасли начал наблюдаться спад и наоборот, когда данный индикатор рынка падает, то в экономике страны, регионе, отрасли начал наблюдаться рост. На основании этого индикатора, а также десятков других государство сигнализирует фирмам, какие действия им необходимо предпринимать на рынке. Учитывая, что российские фирмы лишены такой милой услуги со стороны российского правительства, можно рекомендовать ведущим специалистам заказчика (службе снабжения) косвенный достаточно простой метод оценки состояния данного индикатора. В процессе переговоров с потенциальными поставщиками им необходимо ненавязчиво узнавать состояние их складских запасов, а также их конкурентов. Далее усредняя полученные данные и рассмотрев их совместно с ценовыми коридорами, ваши специалисты смогут формировать и оценивать данный индикатор. Выводы по эконометрическому исследованию Результат эконометрического исследования по 100 видам закупаемой заказчиком продукции и соответствующих им рынков поставщиков показал преобладающую (около 70±5%) взаимосвязь рыночных цен (ценовых коридоров) поставщиков и динамикой объемов закупок по всем 100 видам закупаемой продукцией. Оценки экспертов более размыты, тем не менее, 90% экспертов считают, что для более, чем 50% всей номенклатуры закупаемой у поставщиков продукции существует взаимосвязь рыночных цен (ценовых коридоров) поставщиков и динамикой объемов закупок. Поэтому расчет эффективности "револьверного" кредитования будем проводить для трех вариантов: оценка экспертов (50%), эконометрическая оценка (70%) и средняя экспертно-эконометрическая оценка - (70%+50%)/2=60%. При этом будем опираться на предположении, что поставщики готовы пойти на ценовые скидки не более 5% при условии, что им предоставлено "револьверное" кредитование при этом рычаги повышения эффективности (дополнительного роста дохода) благодаря организации фьючерсного финансирования рассматривать не будем. В настоящее время (2004 г.) в США, Европе при условии кредитования российского бизнеса такого уровня как холдинг в объемах свыше 1 млн. дол. США в месяц можно ожидать среднюю ставку в пределах 2-4%, российские банки склонны понимать доходность от операций по перепродаже западных кредитов на уровне 100-300%. Поэтому в расчетах будем рассматривать худшие условия кредитования в валюте – 12% годовых, в российских рублях на уровне 16%. Оценка уровня процентных ставок также проводилась с учетом аналитических прогнозов ЦБ РФ на 2004 год. Установим для расчетов среднюю годовую ставку в размере 14% исходя из предположения, что финансирование со стороны банков будет осуществляться комбинированно в разных валютах. На основании экспертных опросов и эконометрических оценок при условии "револьверного" кредитования можно ожидать минимальную ценовую скидку, которую готов предоставить поставщик в размере 5%. При условии "револьверного" кредитования сроком на 1 месяц, можно сэкономить от 3 до 4% в месяц. При условии ежемесячных поставок мы практически вкладываем свои капиталы под 36-48% годовых. Т.е. если работать кредитными деньгами фирма получит 36%/14%=250%, 48%/14%=343% прибыли. Если же учесть, что свои денежные средства мы сможем вложить на депозит в рублях = 12%, в валюте = 6%, то доход по отношению к депозиту практически шестикратный. При условии, что ежемесячные закупки осуществляются в объеме 3 млн. долл., то скидка в размере 5% и взятие годового кредита под 14% обеспечивает годовой доход (см. табл. 1.25., 1.26.):
При условии, что ежемесячные закупки осуществляются в объеме 3 млн. долл., ценовая скидка составит всего 3% и взятие годового кредита под 14% обеспечивает годовой доход (см. табл. 1.27., 1.28.):
Таким образом, эта, на первый взгляд, незначительная ценовая скидка в 3-5% приносит весьма существенную прибыль. Если работать только своими деньгами, то прибыль увеличивается на 20-30%.
При самых худших вариантах годовая прибыль составит как минимум 1,5 млн. долл. США, при лучших вариантах - более 3 млн. долл. США. Но для получения прибыли в данных объемах необходимо значительное изменение существующей организационно-финансовой системы, специализированное обучение персонала и его стимулирование, оснащение современным программным обеспечением, вычислительной техники и т.д. Общие затраты можно оценить в объеме около 900 тыс. долл. США. Срок работ от 1 года до 2 лет.
В приведенном примере показано, как оценить и рассчитать сезонность, ценовые коридоры закупок (материальные затраты), сформировать объем продаж, как изменить организационно-финансовые схемы и т.д. Эти данные являются входными для финансового плана. https://economics-21.narod.ru/Book/book-akadem-html/gl-01/gl-01.html
Надгосударственная Народная Академия СЭВ
Бизнес-планирование в условиях открытой экономики: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений
Продолжение.
В зонах экстремума функции объема продаж i-го товара - зоне I (Max, Min) создается эффект неопределенности рынка, который отражается, в первую очередь, на дисперсии цен – DX – рынок продавцов не знает куда повернет спрос покупателей на товар в результате дисперсия имеет тенденцию к увеличению. У них также нет никакой уверенности, что рынок продолжит свою устойчивую динамику роста/спада – зона II устойчивой динамики. Для наглядности данные зоны представлены на рисунке рис. 1.11., на котором одновременно совмещены две функции в графическом виде - функция объемов продаж Q(t) фирм-продавцов, отражающая реальный платежеспособный спрос на рынке со стороны покупателей, и функция средних рыночных цен PMX(t). При построении графиков использовались подлинные данные. В целом в зоне I, независимо от того достигает ли функция Q(t) объемов продаж своих максимальных Max или минимальных Min значений, растет неопределенность по формированию близкой ценовой политики по однородному товару всеми фирмами-производителями одновременно, что неизбежно порождает рост дисперсии цен на рынке этого товара. При этом темп изменения средних рыночных цен MX в зоне I существенно отличаются от динамики средних рыночных цен MX в зоне II.
Далее будет описана ситуация в зоне I на примере Max, для минимума Min она будет зеркально противоположна, если это не оговорено отдельно.
Первым сигналом к началу падения (Max) спроса и как следствие росту неопределенности на рынке продавцов является точка перегиба, в которой вторая производная функции, описывающей временную зависимость объемов продаж от времени – Q"(t) равна максимуму, а эластичность в данной точке равна 1. Продавцы начинают понимать, что если до этой точки рост объемов продаж был более чем 1, и это не могло их не радовать, то после перехода этой точки темп роста объемов продаж, возможно, начнет падать, достигнув своего максимума, после чего неизбежно начнется спад – столь неприятно знакомый признак сезонности. Как следствие они столкнуться с проблемой переполненных складов нереализованной продукции, а далее со всеми вытекающими проблемами управления фондовыми потоками. Единственно чего они не знают, наверняка, когда этот процесс начнется – все это порождает, практически у всех продавцов одновременно знакомое чувство "неуверенности в завтрашнем дне" и извечный вопрос, что делать – не слишком ли высокие цены? и не пора ли их снижать? Но окончательное управленческое решение на данном этапе, как правило, не принимается, все ожидают, как поведет себя рынок в дальнейшем, т.е. функция спроса и ее первая производная Q'(t). Если после перехода точки перегиба в следующем временном периоде скорость нарастания функции Q'(t) продолжает устойчиво падать и приближаться к 0 у всех продавцов, а не только у отдельных фирм производителей, то это второй сигнал, что рынок приближается к своему насыщению. В результате маркетинго-логистические отделы продавцов могут с большей вероятностью утверждать, что происходит перелом в настроении рынка покупателей и пора принимать решения об изменении ценовой политики. Учитывая, что у каждой из фирм-продавцов проводится своя консервативная или агрессивная маркетинговая, логистическая политика, определяемая внутренними, внешними особенностями каждой фирмы, в частности, принятыми на фирме технологиями, организацией управления фондовыми потоками, то на рынке продавцов очень низка вероятность одновременного (в один день) изменения цен. Эти особенности неизбежно порождают длительность процесса изменения ценовой политики, что в свою очередь, приводит на рынке к росту неопределенности, т.е. дисперсии цен DX для некого товара и/или товарно-однородной группы различных фирм-продавцов. Если на рынке данный процесс роста показателя вариации Var= DX/MX не происходит, то это свидетельствует о том, что на рынке мощно начинает доминировать и/или доминируют другие факторы, принципиально отличные от описываемой ситуации, которые одновременно изменили положение всех фирм конкурентов в худшую, или лучшую стороны. Например, вышло новое законодательство, подзаконные акты, не обсуждаемые ранее в прессе, поэтому неожиданные для рынка, существенно изменились процентные ставки, курс национальной валюты, мировые цены на нефть и другое сырье и т.д.
На фоне роста дисперсии рыночной цены темп изменения средних цен MX существенно замедляется по сравнению с зоной II. Это связано с тем, что в фирмах начинает все сильнее доминировать мнение о том, что рынок его платежеспособный спрос может поменять свое направление на противоположное. На рынке продавцов растет ожидание, что скоро (недалек тот день) неизбежно произойдет изменение, охлаждая их "уверенность в завтрашнем дне". Эти ожидания и неуверенность приводят к замедлению функции роста средних рыночных цен MXI=fI(Q) в зоне I по сравнению с зоной II→MXII=fII(Q). В результате скорость нарастания функций будут существенно отличаться - MXII> MXI.
При этом в зоне I по сравнению с зоной II, как показали исследования, несмотря на замедление изменения средних рыночных цен MX на фоне ускоренного увеличения неопределенности на рынке – DX, показатель асимметрии вероятностной функции будет приближаться к нормальному распределению. В то время как в зоне II асимметричность будет явно выраженной, т.е. при устойчивом динамичном росте на рынке будут преобладать более высокие цены. В результате показатель асимметрии вероятностной функции будет отрицательным, что будет также подтверждаться тем фактом, что медиана Me рыночной цены будет больше ее средних значений→Me>MX.
Ранее нами рассматривалось действие продавцов в условиях переполненных складов, которые образуются в те периоды, когда на рынке складывается начало падения совокупного спроса. Необходимо обратить внимание заказчика на этот момент. В развитых странах традиционно используется важный индикатор рынка - уровень запасов. Он рассчитывается государственными организациями по всем 450 отраслям, регионам, а также по экономике в целом. Данный индикатор рынка означает следующее, когда он растет, то менеджеры всех фирм знают, что в экономике страны, регионе, отрасли начал наблюдаться спад и наоборот, когда данный индикатор рынка падает, то в экономике страны, регионе, отрасли начал наблюдаться рост. На основании этого индикатора, а также десятков других государство сигнализирует фирмам, какие действия им необходимо предпринимать на рынке. Учитывая, что российские фирмы лишены такой милой услуги со стороны российского правительства, можно рекомендовать ведущим специалистам заказчика (службе снабжения) косвенный достаточно простой метод оценки состояния данного индикатора. В процессе переговоров с потенциальными поставщиками им необходимо ненавязчиво узнавать состояние их складских запасов, а также их конкурентов. Далее усредняя полученные данные и рассмотрев их совместно с ценовыми коридорами, ваши специалисты смогут формировать и оценивать данный индикатор.
Выводы по эконометрическому исследованию
Результат эконометрического исследования по 100 видам закупаемой заказчиком продукции и соответствующих им рынков поставщиков показал преобладающую (около 70±5%) взаимосвязь рыночных цен (ценовых коридоров) поставщиков и динамикой объемов закупок по всем 100 видам закупаемой продукцией. Оценки экспертов более размыты, тем не менее, 90% экспертов считают, что для более, чем 50% всей номенклатуры закупаемой у поставщиков продукции существует взаимосвязь рыночных цен (ценовых коридоров) поставщиков и динамикой объемов закупок. Поэтому расчет эффективности "револьверного" кредитования будем проводить для трех вариантов: оценка экспертов (50%), эконометрическая оценка (70%) и средняя экспертно-эконометрическая оценка - (70%+50%)/2=60%.
При этом будем опираться на предположении, что поставщики готовы пойти на ценовые скидки не более 5% при условии, что им предоставлено "револьверное" кредитование при этом рычаги повышения эффективности (дополнительного роста дохода) благодаря организации фьючерсного финансирования рассматривать не будем.
В настоящее время (2004 г.) в США, Европе при условии кредитования российского бизнеса такого уровня как холдинг в объемах свыше 1 млн. дол. США в месяц можно ожидать среднюю ставку в пределах 2-4%, российские банки склонны понимать доходность от операций по перепродаже западных кредитов на уровне 100-300%.
Поэтому в расчетах будем рассматривать худшие условия кредитования в валюте – 12% годовых, в российских рублях на уровне 16%. Оценка уровня процентных ставок также проводилась с учетом аналитических прогнозов ЦБ РФ на 2004 год. Установим для расчетов среднюю годовую ставку в размере 14% исходя из предположения, что финансирование со стороны банков будет осуществляться комбинированно в разных валютах.
На основании экспертных опросов и эконометрических оценок при условии "револьверного" кредитования можно ожидать минимальную ценовую скидку, которую готов предоставить поставщик в размере 5%. При условии "револьверного" кредитования сроком на 1 месяц, можно сэкономить от 3 до 4% в месяц. При условии ежемесячных поставок мы практически вкладываем свои капиталы под 36-48% годовых. Т.е. если работать кредитными деньгами фирма получит 36%/14%=250%, 48%/14%=343% прибыли. Если же учесть, что свои денежные средства мы сможем вложить на депозит в рублях = 12%, в валюте = 6%, то доход по отношению к депозиту практически шестикратный.
При условии, что ежемесячные закупки осуществляются в объеме 3 млн. долл., то скидка в размере 5% и взятие годового кредита под 14% обеспечивает годовой доход (см. табл. 1.25., 1.26.):
При условии, что ежемесячные закупки осуществляются в объеме 3 млн. долл., ценовая скидка составит всего 3% и взятие годового кредита под 14% обеспечивает годовой доход (см. табл. 1.27., 1.28.):
Таким образом, эта, на первый взгляд, незначительная ценовая скидка в 3-5% приносит весьма существенную прибыль. Если работать только своими деньгами, то прибыль увеличивается на 20-30%.
При самых худших вариантах годовая прибыль составит как минимум 1,5 млн. долл. США, при лучших вариантах - более 3 млн. долл. США. Но для получения прибыли в данных объемах необходимо значительное изменение существующей организационно-финансовой системы, специализированное обучение персонала и его стимулирование, оснащение современным программным обеспечением, вычислительной техники и т.д. Общие затраты можно оценить в объеме около 900 тыс. долл. США. Срок работ от 1 года до 2 лет.
В приведенном примере показано, как оценить и рассчитать сезонность, ценовые коридоры закупок (материальные затраты), сформировать объем продаж, как изменить организационно-финансовые схемы и т.д. Эти данные являются входными для финансового плана.
https://economics-21.narod.ru/Book/book-akadem-html/gl-01/gl-01.html