Кто нарисовал русскую сказку? 10.11.2024 г Засучив рукава, он тащил вязанку дров. В этом палаточном лагере у него не было ни одной свободной минуты. Какие там рисунки! Но великий русский иллюстратор, Иван Билибин, не жаловался. Он сам выбрал этот путь. И все-таки, по вечерам, он выходил на берег и смотрел на север. Там был его мир. Там была его Родина. Там навсегда остался он сам.
Марья Моревна, 1900 год
«Тебя это не прокормит!» Брови отца сошлись на переносице. Он и слышать ничего не хотел об Академии художеств. Яков Билибин твердо стоял на ногах, он был главным врачом в военно-морском госпитале Либавы. Саша и Ваня – его сыновья – по мнению отца, могли устроиться не хуже. Только для этого нужно было основательно учиться.
«Я рос в интеллигентной семье, - вспоминал позже Билибин, - все имена художников были нам хорошо известны, как деревья собственного сада». Отец и мать Вани увлекались живописью, но и подумать не могли, что это можно сделать профессией. В их большом гостеприимном доме часто собирались представители интеллигенции, а Ваня с удовольствием показывал гостям свои рисунки. Уже в 1881 году, в возрасте пяти лет, он делал успехи. Не прочь был и почувствовать в семейных концертах – в ту пору очень популярная забава! Взрослые переодевались, играли на музыкальных инструментах, разыгрывали сцены из спектаклей…
Когда Ваня поступил в Первую Петербургскую гимназию, это дало повод родителям гордиться сыном. Он прекрасно учился! Математика, история, литература – ему равно легко давались и точные науки, и гуманитарные предметы. Серебряная медаль стала итогом этой учёбы. А потом Ваня заикнулся об Академии художеств. Ответ родителей был совершенно категоричным: нет и нет!
«У него есть способности, - говорил живописец Ян Ционглинский, который преподавал рисование Ивану Билибину, — это очевидно».
Отец считал иначе: «Тебя это не прокормит!». Поэтому, чтобы не портить отношения с отцом, Иван послушно поступил в столичный университет, на юридический факультет. Отныне эскизы и иллюстрации превратились в хобби. В мае 1898 года родители позволили ему съездить на месяц в Мюнхен. И вот там, разглядывая великолепные полотна Рафаэля и Рембрандта, Билибин приуныл. Он понял, что тратит время на то, чем заниматься не хочет.
Бунт молодого дарованья Мысли не было, чтобы бросать университет. Но Билибин все-таки поступил и в мастерскую Ильи Репина! После лекций он бежал туда всякий день, кроме воскресного, и впитывал новые знания с удесятеренным пылом. Это было невероятно. Это было то, о чем он мечтал. Как-то незаметно университет стал «вторым делом», а потом и третьим… Билибину пришлось потрудиться и сдать экзамены, чтобы его не отчислили за частые прогулы.
В мастерской Ивана обожали – за его трудолюбие, а еще за чувство юмора. Он веселил других учеников и явно пытался понравиться Марии Чемберс. Ирландка по происхождению, Мария родилась в Петербурге и тоже училась у Репина. Между двумя учениками возникла симпатия, которую трудно было не заметить.
иллюстрация к сказке "Иван-царевич и Серый волк"
Репин часто повторял, что художнику нужно смотреть, как работают другие. Поэтому выставка Васнецова в Академии художеств была обязательной к посещению. И когда зимой 1898 года Иван Билибин увидел «Богатырей», он словно окаменел.
«Ошеломленный ходил я после… - вспоминал позже Билибин. – Я увидел то, к чему рвалась… моя душа!»
После этого он принялся за сказочные сюжеты. О, сколько ярких образов вихрем носились в его голове! А когда рисунки были готовы, то Билибину предложили поработать… над книгой русских народных сказок. Оформить ее!
Диплом, полученный в 1900 году, Билибин отнес домой и… забыл. Теперь не было сомнений, что учеба на юрфаке никогда не потребуется ему. Иван целиком и полностью занялся рисунком. Он поступил вольнослушателем в Высшее художественное училище, а попутно начал сотрудничать с журналом «Мир искусства». Иллюстрации для книги копились, множились, Бибилин придумал и принципиально иной способ передать содержание сказки – он словно давал зрителю посмотреть «объемную картинку», с нескольких точек. Когда книга была готова и выпущена, об Иване Билибине заговорили.
Жизнь казалась большой просторной дорогой. И очень счастливой! В том же 1902 году он женился на Марии Чемберс, с которой у него родились двое детей. Вскоре он получил заказ от Русского музея, собрать коллекцию предметов старины, для чего посетил Архангельск и Вологду. А увиденная красота снова легла в основу иллюстраций.
Мастер сказки Его художественный стиль оформился окончательно. Билибин – в своем еще молодом возрасте – стал признанным иллюстратором сказки. Неудивительно, что ему поручили создать рисунки к пушкинской «Сказке о царе Салтане». Он работал медленно и тщательно, продумывал каждую деталь, долго ломал голову, какие будет использовать цвета… Когда в 1905 году сказка Пушкина вышла в печать, успех был невероятный!
Но работал он не только над книжными иллюстрациями. Он вел занятия в школе Общества поощрения художеств. Он делал афиши и создавал открытки, декорации и дизайн театральных костюмов, ему заказывали рекламные плакаты и шрифты… Поработал он и в сатирическом журнале «Адская почта», а потом «Жупел». Впрочем, критика царской власти привела к закрытию одного из них. К Билибину пришли с обыском, поскольку он рисовал карикатуры. Под арестом он провел несколько дней, но затем художника отпустили.
«Здесь неспокойно», - говорила жена Ивана Билибина.
Их отношения давно балансировали, но в 1912 году стало понятно, что эта глава закончена. Развод состоялся, а супругой (правда, неофициальной) Билибина стала его студентка Рене О’Коннель. Забегая вперед, скажу, что Мария Чемберс уехала за границу, в Англию, где и прожила всю оставшуюся жизнь.
Рене – по совпадению, тоже ирландка, как первая жена Ивана Билибина – работала художником на Императорском фарфоровом заводе. Она многому научилась у своего гражданского мужа, и планы на жизнь они строили самые смелые… Но в 1917 году произошла революция, и Билибин ее не принял. Осенью он уехал из Петрограда на дачу, которую купил в Крыму за несколько лет до этого. Почти два года Иван и Рене прожили там, а затем, когда белая армия отступала, им предложили покинуть Россию. Рене решила остаться. Билибин собрал чемоданы.
Иван Билибин Он направлялся на Кипр, но оказался в Александрии. Русские беженцы жили там в палаточном лагере и тяжело работали, чтобы создать хотя бы минимальный комфорт. Засучив рукава, Билибин таскал вязанки дров. Но он так часто с тоской смотрел на север… Там была его Родина. Там осталось все, что он любил.
Возвращение В Египте он жил весьма неплохо: сумел открыть собственную мастерскую, получал заказы. В феврале 1923 года он повстречал свою бывшую ученицу, Александру Щекотихину-Потоцкую. Общие воспоминания, схожие интересы… Они сблизились и поженились. Оба работали иллюстраторами, вместе перебрались в Париж. Там Билибин получил крупный заказ – декорации для постановок по сказкам Пушкина. Позже к нему обратился с такой же просьбой знаменитый Игорь Стравинский.
Востребованность Билибина росла – он оформлял книги русских сказок и французских, к нему даже обращались немецкие авторы. А потом – неожиданно! – Иван Билибин получил предложение оформить роспись в здании посольства СССР во Франции. Затем был долгий разговор по душам с послом Потемкиным. Тот не стал скрывать: Билибина очень ждут на Родине. Ему надо возвращаться! Посоветовавшись с женой, художник в 1936 году поехал в Ленинград.
Работа в родных краях воодушевляла его. Он не успевал закончить одно дело, как ему приносили новые предложения. В конце концов, должна была состояться персональная выставка! Как он ждал ее! Увы. Началась Великая Отечественная.
эскиз театрального костюма работы Билибина Ему предлагали уехать из Ленинграда, но Билибин остался. Он сказал, что не покинет город и разделит его судьбу, какой бы она ни была. Вместе с женой переживал все тяготы страшной ледяной блокадной зимы. 7 февраля 1942 года гениальный иллюстратор умер от голода.
Он создал сотни великолепных сказочных иллюстраций. Он получил признание в разных странах мира. Он породил множество подражаний своему «билибинскому стилю»… И остался непревзойдённым.
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш! Лайки помогают развитию канала!
#НикаМаршОгонëкДуши Чтобы прочитать другие рассказы Ники Марш -- нажмите на хештег автора (красную строчку) или на картину в конце темы с именем автора. Рассказ опубликован с личного разрешения автора Ники Марш для группы ,,Огонëк души". https://ok.ru/profile/583632780938
ОГОНЁК ДУШИ
Ника Марш
Кто нарисовал русскую сказку?
10.11.2024 г
Засучив рукава, он тащил вязанку дров. В этом палаточном лагере у него не было ни одной свободной минуты. Какие там рисунки! Но великий русский иллюстратор, Иван Билибин, не жаловался. Он сам выбрал этот путь. И все-таки, по вечерам, он выходил на берег и смотрел на север. Там был его мир. Там была его Родина. Там навсегда остался он сам.
«Тебя это не прокормит!»
Брови отца сошлись на переносице. Он и слышать ничего не хотел об Академии художеств. Яков Билибин твердо стоял на ногах, он был главным врачом в военно-морском госпитале Либавы. Саша и Ваня – его сыновья – по мнению отца, могли устроиться не хуже. Только для этого нужно было основательно учиться.
«Я рос в интеллигентной семье, - вспоминал позже Билибин, - все имена художников были нам хорошо известны, как деревья собственного сада».
Отец и мать Вани увлекались живописью, но и подумать не могли, что это можно сделать профессией. В их большом гостеприимном доме часто собирались представители интеллигенции, а Ваня с удовольствием показывал гостям свои рисунки. Уже в 1881 году, в возрасте пяти лет, он делал успехи. Не прочь был и почувствовать в семейных концертах – в ту пору очень популярная забава! Взрослые переодевались, играли на музыкальных инструментах, разыгрывали сцены из спектаклей…
Когда Ваня поступил в Первую Петербургскую гимназию, это дало повод родителям гордиться сыном. Он прекрасно учился! Математика, история, литература – ему равно легко давались и точные науки, и гуманитарные предметы. Серебряная медаль стала итогом этой учёбы. А потом Ваня заикнулся об Академии художеств. Ответ родителей был совершенно категоричным: нет и нет!
Отец считал иначе: «Тебя это не прокормит!». Поэтому, чтобы не портить отношения с отцом, Иван послушно поступил в столичный университет, на юридический факультет. Отныне эскизы и иллюстрации превратились в хобби. В мае 1898 года родители позволили ему съездить на месяц в Мюнхен. И вот там, разглядывая великолепные полотна Рафаэля и Рембрандта, Билибин приуныл. Он понял, что тратит время на то, чем заниматься не хочет.
Бунт молодого дарованья
Мысли не было, чтобы бросать университет. Но Билибин все-таки поступил и в мастерскую Ильи Репина! После лекций он бежал туда всякий день, кроме воскресного, и впитывал новые знания с удесятеренным пылом. Это было невероятно. Это было то, о чем он мечтал. Как-то незаметно университет стал «вторым делом», а потом и третьим… Билибину пришлось потрудиться и сдать экзамены, чтобы его не отчислили за частые прогулы.
В мастерской Ивана обожали – за его трудолюбие, а еще за чувство юмора. Он веселил других учеников и явно пытался понравиться Марии Чемберс. Ирландка по происхождению, Мария родилась в Петербурге и тоже училась у Репина. Между двумя учениками возникла симпатия, которую трудно было не заметить.
Репин часто повторял, что художнику нужно смотреть, как работают другие. Поэтому выставка Васнецова в Академии художеств была обязательной к посещению. И когда зимой 1898 года Иван Билибин увидел «Богатырей», он словно окаменел.
«Ошеломленный ходил я после… - вспоминал позже Билибин. – Я увидел то, к чему рвалась… моя душа!»
После этого он принялся за сказочные сюжеты. О, сколько ярких образов вихрем носились в его голове! А когда рисунки были готовы, то Билибину предложили поработать… над книгой русских народных сказок. Оформить ее!
Диплом, полученный в 1900 году, Билибин отнес домой и… забыл. Теперь не было сомнений, что учеба на юрфаке никогда не потребуется ему. Иван целиком и полностью занялся рисунком. Он поступил вольнослушателем в Высшее художественное училище, а попутно начал сотрудничать с журналом «Мир искусства». Иллюстрации для книги копились, множились, Бибилин придумал и принципиально иной способ передать содержание сказки – он словно давал зрителю посмотреть «объемную картинку», с нескольких точек. Когда книга была готова и выпущена, об Иване Билибине заговорили.
Жизнь казалась большой просторной дорогой. И очень счастливой! В том же 1902 году он женился на Марии Чемберс, с которой у него родились двое детей. Вскоре он получил заказ от Русского музея, собрать коллекцию предметов старины, для чего посетил Архангельск и Вологду. А увиденная красота снова легла в основу иллюстраций.
Его художественный стиль оформился окончательно. Билибин – в своем еще молодом возрасте – стал признанным иллюстратором сказки. Неудивительно, что ему поручили создать рисунки к пушкинской «Сказке о царе Салтане». Он работал медленно и тщательно, продумывал каждую деталь, долго ломал голову, какие будет использовать цвета… Когда в 1905 году сказка Пушкина вышла в печать, успех был невероятный!
Но работал он не только над книжными иллюстрациями. Он вел занятия в школе Общества поощрения художеств. Он делал афиши и создавал открытки, декорации и дизайн театральных костюмов, ему заказывали рекламные плакаты и шрифты… Поработал он и в сатирическом журнале «Адская почта», а потом «Жупел». Впрочем, критика царской власти привела к закрытию одного из них. К Билибину пришли с обыском, поскольку он рисовал карикатуры. Под арестом он провел несколько дней, но затем художника отпустили.
«Здесь неспокойно», - говорила жена Ивана Билибина.
Их отношения давно балансировали, но в 1912 году стало понятно, что эта глава закончена. Развод состоялся, а супругой (правда, неофициальной) Билибина стала его студентка Рене О’Коннель. Забегая вперед, скажу, что Мария Чемберс уехала за границу, в Англию, где и прожила всю оставшуюся жизнь.
Рене – по совпадению, тоже ирландка, как первая жена Ивана Билибина – работала художником на Императорском фарфоровом заводе. Она многому научилась у своего гражданского мужа, и планы на жизнь они строили самые смелые… Но в 1917 году произошла революция, и Билибин ее не принял. Осенью он уехал из Петрограда на дачу, которую купил в Крыму за несколько лет до этого. Почти два года Иван и Рене прожили там, а затем, когда белая армия отступала, им предложили покинуть Россию. Рене решила остаться. Билибин собрал чемоданы.
Он направлялся на Кипр, но оказался в Александрии. Русские беженцы жили там в палаточном лагере и тяжело работали, чтобы создать хотя бы минимальный комфорт. Засучив рукава, Билибин таскал вязанки дров. Но он так часто с тоской смотрел на север… Там была его Родина. Там осталось все, что он любил.
Возвращение
В Египте он жил весьма неплохо: сумел открыть собственную мастерскую, получал заказы. В феврале 1923 года он повстречал свою бывшую ученицу, Александру Щекотихину-Потоцкую. Общие воспоминания, схожие интересы… Они сблизились и поженились. Оба работали иллюстраторами, вместе перебрались в Париж. Там Билибин получил крупный заказ – декорации для постановок по сказкам Пушкина. Позже к нему обратился с такой же просьбой знаменитый Игорь Стравинский.
Востребованность Билибина росла – он оформлял книги русских сказок и французских, к нему даже обращались немецкие авторы. А потом – неожиданно! – Иван Билибин получил предложение оформить роспись в здании посольства СССР во Франции. Затем был долгий разговор по душам с послом Потемкиным. Тот не стал скрывать: Билибина очень ждут на Родине. Ему надо возвращаться! Посоветовавшись с женой, художник в 1936 году поехал в Ленинград.
Работа в родных краях воодушевляла его. Он не успевал закончить одно дело, как ему приносили новые предложения. В конце концов, должна была состояться персональная выставка! Как он ждал ее! Увы. Началась Великая Отечественная.
Ему предлагали уехать из Ленинграда, но Билибин остался. Он сказал, что не покинет город и разделит его судьбу, какой бы она ни была. Вместе с женой переживал все тяготы страшной ледяной блокадной зимы. 7 февраля 1942 года гениальный иллюстратор умер от голода.
Он создал сотни великолепных сказочных иллюстраций. Он получил признание в разных странах мира. Он породил множество подражаний своему «билибинскому стилю»… И остался непревзойдённым.
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!
#НикаМаршОгонëкДуши Чтобы прочитать другие рассказы Ники Марш -- нажмите на хештег автора (красную строчку) или на картину в конце темы с именем автора.
Рассказ опубликован с личного разрешения автора Ники Марш для группы ,,Огонëк души".
https://ok.ru/profile/583632780938