ПОЭТИЧЕСКИЙ МАРАФОН ,, РИФМЫ" - 960968427422

ПОЭТИЧЕСКИЙ МАРАФОН ,, РИФМЫ"

ТЕМА 5.
ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ, ОМОНИМИЧЕСКАЯ И КАЛАМБУРНАЯ РИФМЫ
Интересно, что по звучанию они могут быть похожи, но...
Где-то там, за дальней далью,
Я тебя искал повсюду.
Времени всё скрылось далью,
Но искал тебя и буду.
Кошмар полнейший, разве нет?!
Далее:
Нам с тобою звёзды дали
Не прожить в беспечности,
Ждали нас за далью дали
Звёздной бесконечности.
Вы видите и слышите разницу в звучании и восприятии одинаковых слов в этих двух строфах?
В чём дело? Почему одинаковые слова в этих примерах воспринимаются по разному?! Почему в первом случае ДАЛИ коробит слух, а во втором идёт нормально?!
Оказывается всё дело в том, что мы, несмотря на одинаковое звучание слов, в уме различаем их.
Наш мозг понимает, что в первом случае мы рифмуем слово само с собой, а во втором рифмуются разные слова, хоть и звучащие одинаково.
То, что было в первом примере, когда слово рифмуется само с собой, называется ТАВТОЛОГИЧЕСКОЙ рифмой.
Причём тавтологической рифма будет и тогда, когда мы рифмуем слово с этим же изменённым словом: взлёт-полёт, разделась-оделась.
Бывают исключения и такая рифма в этих ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ случаях может быть необходима, но в основном тавтологическая рифма является рифмой ПЛОХОЙ!
Не используйте её, это портит весь стих!
*******
Во втором примере слова у нас звучат одинаково, но имеют разный смысл.
Такая рифма называется ОМОНИМИЧЕСКОЙ и это уже совсем по другому воспринимается нашим мозгом.
Несмотря на одинаковое звучание, такая рифма является очень хорошей.
Вот ещё пример омонимической рифмы (из учебника):
Сев в такси, спросила ТАКСА:
"За проезд какая ТАКСА?"
А водитель: "Денег с ТАКС
Не берем совсем. Вот ТАК-С!"
Теперь цитаты из интернета от специалистов стиховедения.
«Тавтологическая рифма
– это крайне банальный приём, но который, так или иначе, в литературе встречается. В этом случае повторяется полностью слово или словоформа. Впрочем, если такую рифму использовать с умом, то можно дойти и до шедевра»
«Омонимическая рифма
подразумевает совпадение не только звучания, но и написания. При этом слова имеют различные значения.»
*******
Похожи на омонимические
КАЛАМБУРНЫЕ рифмы. Это рифмы, построенные на игре слов.
Каламбур, это когда одни и те же слоги дают разные слова или значения слов.
Особенно хороши в стихах с юмором, но и в серьёзных могут стать украшением стиха.
Каламбур в узком смысле слова имеет место тогда, когда одна и та же последовательность букв или звуков дает разные сочетания слов.
У Высоцкого было немало такого:
Хвост огромный в кабинет
Из людей ПОЖАЛУЙ СТА.
Мишке там сказали «Нет!»,
Ну а мне - ПОЖАЛУЙСТА!
Из этой же песни ещё один пример каламбурной:
Я сказал: «Я вот он весь,
Ты же меня сПАС в ПОРТУ».
Но, говорю, загвоздка есть:
Русский я по ПАСПОРТУ.
Есть ещё один пример, который довольно часто приводится в материалах о каламбурной и омонимической рифмах, он просто на загляденье:
Люблю речные отмели и косы,
Люблю, когда звенят лугами косы...
Но мне милей моей любимой косы!..
Ты не смотри на эту слабость косо
( Н. Глазков )
Друзья, предлагаем вам написать несколько строк ОМОНИМИЧЕСКОЙ рифмой в комментариях.
Тема подготовлена администрацией группы.
#ОгонёкДушиМарафонРифмы

ПОЭТИЧЕСКИЙ МАРАФОН ,, РИФМЫ" - 960968427166

Комментарии