Восемь видов внутренней рифмы

Поговорим о необычных рифмах, а конкретнее – о внутренних рифмах.
Из названия понятно, что такая рифма возникает внутри строки. Сложный прием, надо сказать, «высший пилотаж». Если вы им овладеете, внутренняя рифма придаст вашему стихотворению
► жесткую ритмическую композицию,
► звучность, выразительность,
► мелодичность, напевность,
► облегчит запоминание стиха.
Внутренняя рифма делится на разные виды, давайте на них посмотрим.
1️⃣ Совпадающая с конечной:
Струйки вьются, песни льются,
Вторит эхо вдалеке…
(А. Фет)
2️⃣ Простая
внутри строки слова рифмуются друг с другом:
Семья – ералаш, а знакомые – нытики,
Смешной карнавал мелюзги.
От службы, от дружбы, от прелой политики
Безмерно устали мозги.
(Саша Черный)
3️⃣ Полустрочная
четкое обозначение границы и связи между полустишиями, то есть создающая фонетический словораздел:
В дорожной тесноте кареты я въехал в сумрачный Париж.
Его соборов силуэты; гнездовья бедные — жилищ;
И центра блеск, к реке зовущий, где через Сену — строй мостов;
Парижский пыл толпы орущей и тихий цокот каблучков;
Его печальные сурдинки в старинной прелести своей;
И лавки, и большие рынки; в тени изысканных аллей
Фонтаны — пышные, как груди; среди роскошества дворцов
Его измученные люди с глазами умных стариков;
И проституток разноцветье в витринах красных Мулен Руж, —
Париж! Париж – пример бессмертья и очищенья падших душ.
Всё бередит, волнует, мучит! Здесь, в перекрёстках чердаков
Философ нищий паству учит под фальшь парижских огоньков…
(А. Ладо)
4️⃣ Неравная
то есть она не совпадает с делением строки на два равных полустишия, внутренняя рифма совпадает с конечно1 в раной последовательности, создавая "узор" стихотворения:
Зачем луна, поднявшись, розовеет,
И ветер веет, теплой неги полн,
И челн не чует змеиной зыби волн,
Когда мой дух все о тебе говеет?
(М. Кузьмин)
5️⃣ Начальная
рифма первых слов в строках:
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой…
(К. Чуковский)
6️⃣ Панторифма
все слова в строке рифмуются между собой, создавая панторифмические цепи:
Стал и сел. Взял и съел...
(В. Маяковский)
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(В. Брюсов)
7️⃣ Смешанная
разные виды внутренней рифмы в одном стихе:
Как-то в полночь, в час угрюмый, полный тягостною думой,
Над старинными томами я склонялся в полусне,
Грезам странным отдавался, – вдруг неясный звук раздался,
Будто кто-то постучался – постучался в дверь ко мне.
(К. Бальмонт, перевод «Ворона» Эдгара По)
У него же:
Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.
Вообще именно К. Бальмонт считается виртуозом внутренней рифмы.
8️⃣ Облегчающая декламацию длинной строки
зависит от объема вдоха и выдоха (по учению русского лингвиста В. М. Жирмунского):
До рассвета поднявшись, коня оседлал
Знаменитый Смальгольмский барон;
И без отдыха гнал, меж утесов и скал,
Он коня, торопясь в Бротерстон…
(В. Жуковский) https://dzen.ru/a/ZryDV3PTo0Xn_172 #огонёк_души_всякаявсячина

Восемь видов внутренней рифмы - 961034433438

Комментарии