Гуманная педагогика Амонашвили: любовь как метод преподавания - 971628901623
Гуманная педагогика Амонашвили: любовь как метод преподавания - 971628901879
Гуманная педагогика Амонашвили: любовь как метод преподавания - 971628901367

Гуманная педагогика Амонашвили: любовь как метод преподавания

Как появилась гуманная педагогика Амонашвили
Трудно поверить, но Шалва Александрович Амонашвили — всемирно признанный педагог, автор гуманно-личностного подхода и доктор психологических наук — до седьмого класса был двоечником и не любил учиться.
«Причину, которая объясняет это обстоятельство, я бы назвал законом взаимности: я недолюбливал своих учителей, потому что чувствовал — они тоже недолюбливали меня, слабого», — Шалва Амонашвили.
Всё изменилось, когда в школу пришла новая учительница грузинского языка. Она не ставила на мальчике клеймо отстающего и не стыдила его перед классом. Вместо этого — отнеслась с теплотой, вниманием и уважением, проявила искренний интерес к его стихам. Через три года Шалва окончил школу с золотой медалью.
Во время учёбы в институте он устроился вожатым в пионерлагерь: ставил с детьми спектакли, водил их в походы и постепенно понял, что его призвание — преподавание. В 1955 году Амонашвили окончил университет и устроился на работу в НИИ педагогики Грузии. Параллельно преподавал в школе историю, литературу и даже труд.
В 1960-м Амонашвили защитил диссертацию по педагогике, а спустя несколько лет отказался от неё, признав, что ошибался. Он пришёл к выводу:
как бы гениально ни была составлена учебная программа, её эффективность зависит от личности преподавателя — от его подхода и отношения к ученикам.
Это открытие стало отправной точкой в формировании нового метода обучения.
В своих поисках учёный обсуждал с учениками идеи великих педагогов прошлого — Песталоцци, Ушинского, Выготского, Макаренко и талантливых современников — Занкова, Эльконина и Давыдова. Изучал психологию, философию Рерихов и основы мировых религий. Эти идеи и собственные исследования Амонашвили легли в основу гуманно-личностной педагогики.
«Была поставлена задача — уйти от авторитаризма. Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства… Дети начинали всё больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной».
С 1964 года гуманно-личностный подход начали применять в школах Грузии в качестве эксперимента. Его целью было не взращивание юных гениев или сознательных граждан, а формирование «просто хороших людей». Результаты оказались вдохновляющими.
В 1970-х эксперимент продолжился в Москве: Амонашвили, которому на тот момент было 40 лет, возглавил школу для «трудных» подростков. Через два года она стала одной из лучших в столице. На вопрос комиссии, как ему это удалось, педагог ответил просто:
«Детей надо любить и заниматься с ними».
Педагог-новатор преподавал в Московском педагогическом университете, работал в Министерстве образования Грузии, участвовал в разработке учебной программы «Школа 2100». Амонашвили — автор более 70 книг с размышлениями о гуманной педагогике, психологии, культуре и философии.
В настоящее время Шалва Александрович возглавляет Академию гуманной педагогики, которая разрабатывает учебные программы для детей, учителей и родителей. В 2021 году учёному исполнилось 90 лет, но он продолжает проводить семинары, читать лекции и издавать статьи.
Принципы гуманно-личностной педагогики
Суть подхода бесконечно проста и сложна одновременно: ребёнка надо любить.
Вот пять базовых принципов гуманной педагогики:
— Безусловная любовь к каждому ребёнку — будь то «шалун, послушный, сообразительный или медлительный»;
— Уважение, интерес и эмпатия — учитель становится на позицию ребёнка;
— Деятельный оптимизм — вера в возможности каждого ученика, стремление помочь раскрыться;
— Отказ от системы оценок — ребёнка сравнивают не с другими, а с ним самим;
— Воспитание через свободу, но с рамками — обучение через игру и участие.
Такой подход помогает выстроить доверительные отношения, развить у ребёнка уверенность, духовные ориентиры и ответственность. В гуманной педагогике ключевым становится не объём знаний, а качество отношений между учеником и учителем.
«Понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьёзные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение».
Искренний интерес и уважение к ребёнку — движущая сила воспитания.
Воспитание как смысл образования
Амонашвили уверен: воспитание должно предшествовать обучению. Но вырастить достойного человека невозможно с помощью абстрактных нравоучений. Ценности усваиваются, когда взрослый в них искренне верит и умеет объяснить их ребёнку — на его языке и через личный пример.
Педагог также убеждён, что каждый ребёнок приходит в этот мир с предназначением, и задача учителя — помочь раскрыть его таланты. Для этого важно не оценивать, а верить и поддерживать.
«Речь идёт не о филантропическом оптимизме, когда педагог с надеждой ожидает, когда ребёнок поумнеет, чтобы потом приступить к развитию его сознания. Речь идёт о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребёнка — и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития».
<<Форма семейного образования>>
Три силы, которые движут ребёнком
В своей системе Шалва Амонашвили выделяет три внутренних мотива, которые побуждают ребёнка расти:
— Страсть к развитию. Дети учатся, преодолевая трудности. Поэтому сами интуитивно ищут их — этим объясняются неразумные и даже опасные шалости младших школьников. Чтобы перенаправить эту энергию в мирное русло, обучение должно быть связано с трудностями, но такими, которые ребёнок в состоянии преодолеть.
— Страсть к взрослению. Каждый ребёнок мечтает стать взрослым. Но какой смысл он вкладывает в понятие «взрослый», полностью зависит от его старшего окружения. Рядом с ребёнком должен быть мудрый наставник, который будет уважать его личность, общаться на равных, доверять посильные, но ответственные дела. Чтобы ребёнок стал ответственным, самостоятельным и целеустремлённым, важно сотрудничать, а не давить на него.
— Страсть к свободе. Хотеть быть взрослым — значит хотеть независимости. Поэтому дети терпеть не могут, когда старшие слишком сильно опекают и поучают их. Но это не значит, что ребёнка вовсе не нужно ограничивать и предоставлять самому себе. Амонашвили видит решение в «свободном выборе несвободы». Это как с играми: ребёнок охотно принимает их правила, то есть соглашается на ограничения. Поэтому учёба должна быть похожа на игру, где все участники на равных соблюдают условия. ‍
Где применяется гуманная педагогика
Система Амонашвили рекомендована Министерством образования РФ. Под эгидой Центра гуманной педагогики работают школы в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Сургуте, Нижневартовске, Благовещенске и других городах.
Там не ставят оценок, не сравнивают учеников и не поощряют конкуренцию. Дети чувствуют себя полноправными участниками процесса: им предлагают самостоятельно проводить уроки, придумывать задания и даже создавать учебники.
Образование в таких школах включает академические знания, формирование духовных ценностей и личностное развитие.
Гуманная педагогика: больше, чем метод
Это не просто учебная программа и не набор методик. Это система взглядов на образование, воспитание и отношения между детьми и взрослыми. Она требует от всех участников — родителей, педагогов, наставников — согласованности, уважения и зрелости.
Чтобы создать для ребёнка среду, в которой он сможет вырасти целостной и сильной личностью, взрослые должны:
— понимать свою ответственность (достойный ли я воспитатель?);
— осознавать цель воспитания (чему я могу научить?);
— выполнять одни и те же правила в отношении ребёнка;
— вести достойный образ жизни.
Только в таком случае ребёнок получит гармоничное воспитание, которое позволит ему стать достойным человеком и с удовольствием познавать себя и мир.
Гуманная педагогика в «Фоксфорде»
В Домашней школе Фоксфорда педагоги разделяют многие идеи Шалвы Амонашвили.
В нашей школе не ставят оценок и не наказывают за ошибки. У каждого ученика есть личный рейтинг, который позволяет оценить собственные успехи, не сравнивая их с чужими.
Разглядеть свои сильные стороны, выбрать цели и приоритеты ребёнку помогает (специалист, который помогает учащимся осваивать знания и навыки, поддерживая их в учебном процессе и стремясь к индивидуальному подходу). Он анализирует интересы и способности ребёнка и создаёт для него индивидуальный учебный маршрут.
Учителя умеют говорить с детьми на их языке и относятся к ученикам с искренним уважением.
#народ #традиции #культура #россия

Комментарии