#историясроспрофжел

📣 Памятников, мемориальных досок и мемориалов, установленных в честь железнодорожников-фронтовиков, в России немало. Все они, вне зависимости от размеров и художественных достоинств, установленные на вокзальных платформах и площадях, около стальных магистралей, на территориях депо и других железнодорожных предприятий, — словно маяки славы, маяки исторической памяти.
ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
На станции Петрокрепость в честь железнодорожников, восстановивших связь между Ленинградом и Большой землей, установлена мемориальная стела «Стальной путь». Здесь же открыт мемориальный комплекс «Дорога Победы», где на вечной стоянке стоит паровоз Эм 721-83, доставивший первый состав на Большую землю после прорыва 18 января 1943-го блокады Ленинграда. Он прошел по узкой полоске отвоеванной у захватчиков земли, на которой военные строители, несмотря на постоянные обстрелы, за 10 дней проложили железнодорожную ветку Шлиссельбург — Поляны протяженностью 33 км с ледовой эстакадой через Неву.

#историясроспрофжел - 955804282367

Другой памятник путейцам — защитникам Ленинграда — восьмиметровая стела, открытая на станции Предпортовая. На центральном ее фрагменте — надпись: «Железнодорожникам, героически защищавшим Ленинград. 1941-1945», а на боковых сегментах — рельефные изображения работников железной дороги, выполняющих различные служебные задачи. На здании вокзала в Великих Луках установлена мемориальная доска начальнику станции Зотику Марковичу Богданову-Черкасову, человеку-легенде, который во время войны был начальником станции Великие Луки. В его ответственности было обеспечение продвижения воинских эшелонов к линии фронта, пропуск санитарных поездов и эвакуационных составов из западных областей в тыл страны. С приближением линии фронта встала задача по формированию составов и эвакуации мирного населения, городских промышленных предприятий. Из паровозных бригад локомотивных депо Великие Луки, Новосокольники и Ржев в декабре 1941 года была сформирована колонна паровозов особого резерва Наркомата путей сообщения, перевозившая военные грузы на Сталинградском, Курском, Минском и Киевском направлениях.

На стенде музея истории локомотивного депо Великие Луки — фотографии и награды машиниста-инструктора колонны Александра Бабочкина, сопровождавшего Сталина на Потсдамскую конференцию, машиниста Павла Кононова, который вез из Сталинграда в Москву пленного генерала Паулюса. Кстати, на территории станции Великие Луки был взят в плен начальник немецкого гарнизона города подполковник фон Засс. Мемориальная доска на стене локомотивного депо Великие Луки рассказывает о действовавшей во время оккупации фашистами города подпольной организации, которой руководил машинист Николай Николаев.

МОСКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

В Москве, на Комсомольской площади, которую называют еще и площадью Трех вокзалов, стоит памятник железнодорожникам — участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. На низком гранитном цоколе — машинист, женщина — монтер пути, начальник дороги, стрелочница и дорожный мастер. Они шагнули к нам из героического прошлого, из семейных альбомов, из фронтовой кинохроники. В годы военного лихолетья они трудились, иной раз под вражескими пулями, не жалея себя, а теперь встали здесь на вечное дежурство вокруг бронзового бронепоезда и паровоза, объединенные единой целью — «Все для фронта, все для Победы!» Этот памятник установлен чуть меньше пяти лет назад, а кажется, что он был здесь всегда: настолько точно выбрано для него место на самой железнодорожной площади страны, рядом с которой вырос первый московский вокзал, появилось локомотивное депо. Об этом напоминает сегодня установленный в центре площади обелиск выдающемуся русскому инженеру-путейцу, первому российскому министру путей сообщения Павлу Мельникову, продолжателем дела которого стали железнодорожники — герои Великой Отечественной.
#историясроспрофжел - 955804285695

СВЕРДЛОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Необычный памятник железнодорожникам — труженикам тыла — установлен в Тюмени, куда во время войны эвакуировались заводы и фабрики из западной части страны. Чтобы предприятия, перевезенные на восток, давали продукцию, железнодорожникам пришлось, несмотря на перегрузки военного времени, налаживать транспортное сообщение, по-новому организовывать движение поездов, расширять депо, а главное — строить новые железнодорожные ветки. В память об их самоотверженном героическом труде поднялась над городом арка, сложенная из рельсов времен войны. Ее левый, западный пилон сооружен из рельсов, привезенных из мест, где проходили крупные сражения, в том числе — из окрестностей Сталинграда и Курска. Правая часть памятника — из рельсов тыловых.
#историясроспрофжел - 955804286719

Арка украшена четырьмя рельефами. На одном изображены женщина с мальчиком-подростком, провожающие отъезжающий из тюменского депо поезд с военнослужащими. На втором — колонна солдат, один из них смотрит назад, будто прощается с домом. На третьем рельефе можно увидеть, как работница минометного завода несет один из снарядов. Последний рельеф относится к нашему времени: ветеран у Вечного огня вспоминает прошлое. Венчает необычную арку колокол памяти. В Екатеринбурге на улице Электродепо установлен памятник работникам вагонного депо Свердловск-Сортировочный, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Он очень трогателен в своей простоте и напоминает небольшие обелиски, что возводили на месте гибели наших бойцов: расколотая пополам красная стела треугольником, красноармейская звездочка. Железнодорожники шагнули к нам из героического прошлого Арка мемориала в Тюмени сложена из рельсов времен войны Легендарный паровоз Эм 721-83 времен блокады Ленинграда вернулся после реставрации на станцию Петрокрепость в 2016 году

Комментарии

Комментариев нет.