АНЧАР
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Стихотворение о «грозном часовом» – анчаре, ядовитом дереве, даже приближение к которому смертельно – известно всем на со школьной скамьи. Такое дерево действительно существует, растет оно на острове Ява, и его сок и впрямь содержит отравляющие вещества, но все же опасность его поэт (точнее, ботаник Румфий, создавший – опираясь на слова местных жителей – мрачную славу этому дереву) несколько преувеличил. Во всяком случае, в Книгу рекордов Гиннеса под «титулом» самого опасного и ядовитого дерева в мире был занесен не анчар, а совсем другое дерево – манцинелла.
Через несколько минут во рту и горле начался пожар. По описанию пострадавших «боль была ужасной», «стало трудно дышать», из глаз ручьём полились слезы. Более того, стало невозможно глотать, горло сводили судороги и спазмы.
К счастью, Стрикленд и ее подруга выжили, потому что они всего лишь надкусили фрукт. В 2000 году Стрикленд опубликовала в The British Medical Journal письмо, в котором подробно описала свои симптомы.
Острая фаза длилась около восьми часов. Токсин продолжал стекать в лимфатические узлы на шее, вызывая дальнейшую агонию. Затем, очень постепенно, начало становиться лучше.
«Рассказ о нашем опыте местным жителям вызвал откровенный ужас с их стороны, такова была ядовитая репутация фрукта», — писала Стрикленд.
И туристкам очень даже повезло! Будь они аллергиками, или откуси кусочек побольше, всё могло бы закончиться куда хуже. Например, отмечается, что кроме ярких болевых ощущений, отравление этим фруктом вызывает непрекращающиеся рвоту и диарею, которые часто приводят к летальному обезвоживанию.
Растет дерево-убийца на островах Карибского бассейна в штате Флорида (США), на Багамских островах, в Мексике, Центральной Америке и северной части Южной.
Известно это дерево давно. «Яблоки смерти» ещё называют «пляжными яблоками», так как дерево растёт именно возле пляжей. Подобно обвчным яблокам, они бывают зелёными, жёлтыми и даже красноватыми и очень приятно пахнут.
Впрочем, европейцы познакомились с манцинеллой задолго до этого прискорбного случая. В 1553 году испанский священник Педро Сьеса де Леон в своей книге «Хроника Перу» сообщает состав ядовитого зелья, которым индейцы обрабатывали наконечники стрел. Он называет их «яблочки, похожие цветом и запахом на испанские». Впрочем, святой отец указывает, что в ход идут не только плоды манцинеллового дерева, но и его корни, которые туземцы сжигают в глиняных кастрюлях и готовят из них пасту. Или просто вставляли наконечник стрелы в кору дерева и ждали, когда пропитается. Не исключено, что именно это зелье обрекло на мучительную смерть конкистадора Хуана Понсе де Леона, который в 1521 году в бою с аборигенами был ранен стрелой в ногу. Рана не казалась серьезной, но яд убил испанца спустя некоторое время.
Дело в том, что манцинелла действительно крайне сочная и относится к деревьям семейства молочайные- Euphorbia genus, к которому относится и рождественская Пуансеттия. Но в этом дереве-убийце густой млечный сок, содержащийся буквально везде (плоды, цветы, листья, корни, сок даже сквозь кору сочится!), содержит множество токсинов, включая особо ядовитый форбол. И этот сок крайне токсичен.
При попадании на кожу вызывает сильное раздражение, ожоги, волдыри и воспаления. Дышать рядом с этим прекрасным растением тоже стоит осторожно, а лучше и вовсе не дышать!
Известно, что пары манцинелового сока сильно раздражают дыхательные пути. Более того, некоторые местные племена рассказывают о том, что ни в коем случае нельзя спать под деревом смерти! У местного населения существует красивая поговорка: «уснул под манцинеллой – уснул навсегда».
Кстати, находиться рядом опасно не только во время жары, когда сок испаряется, но и во время дождя. Например, если решили укрыться под кроной дерева смерти, просто чтобы переждать непогоду, это весьма плохая идея. Даже кора дерева сочится токсичным молочком. А форбол отлично растворим в воде. Скатившиеся по листьям капли дождя тоже становятся опасными и, когда они попадают на кожу, вызывают ожоги. И хорошо, если просто на кожу, а не в глаза. Сок в чистом виде, попав в глаза, часто вызывает необратимую полную слепоту, но и в разведённом виде вызовет ожоги с далеко идущими последствиями.
Дед Чарлза Дарвина, английский врач и природовед Эразм Дарвин, так написал о манцинелловом дереве: «…капельки росы, которые падают с него, ядовиты до такой степени, что вызывают ожоги на теле; вследствие этого много людей нашли свою погибель, поспав в тени манцинеллы».
Также различные манипуляции с продуктами манцинеллового дерева описаны и в художественной литературе. В частности, в книге о приключениях капитана Блада описывалось отравление людей на Тортуге через добавление сока манцинеллы в вино.
Власти Флориды напоминают, что соприкосновение с любой частью дерева смерти может закончиться летальным исходом.
Вероятно, у многих возникнет вопрос, а чего это люди мирятся с такой дрянью?! Мысль о том, чтобы избавиться от гадкого дерева неоднократно посещала местных жителей, но… у них не очень-то получалось.
Например, в 1773 году был издан королевский указ, обязывающий уничтожить все «деревья смерти» на острове Пуэрто-Рико. Стоит ли подробно останавливаться на том, к чему привела попытка рубить и жечь деревья? Массовые ожоги, отравления, ослепления… Короче, дерево решили оставить в покое.
Более того, официально его теперь даже считают якобы приносящим пользу, типа оно защищает от береговой эрозии. «Ага, конечно, именно поэтому,» – ехидно подумало дерево. Впрочем, не упомянуть то, что манцинеллы обладают мощнейшей и глубочайшей корневой системой, позволяющей им держаться в песчаной почве и переживать морские шторма, было бы досадным упущением.
Однако добыча и обработка действительно непроста. Чтобы срубить дерево и случайно не лишиться зрения, лесорубы обкладывают его кострами и сушат на корню горячим дымом. Только после этого приступают к валке. Правда, полного избавления от сока достичь всё равно не удаётся, поэтому ствол распиливают с большой осторожностью, следя за тем, чтобы опилки не попали в глаза. После доски ещё долго сушат на солнце. И это лишь основные составляющие обработки! Собственно, поэтому такая мебель производится очень ограниченно и жертвой ремесла становятся весьма немногие деревья.
Среди любителей экзотики также ценится мёд, который собирают с цветков дерева. Цветение происходит практически в течение всего года, но особенно обильно в марте.
В общем, казалось бы, манцинелла успешно выбила себе место под солнцем и, как истинная недотрога, разогнала всех, но не тут-то было!
Чёрные игуаны вида Ctenosaura similis без опаски лазают по манцинеллам, с удовольствием поедают их плоды и даже живут в ветвях и корнях. Как это у них получается – до сих пор не ясно, но факт остается фактом.
Обратите внимание, что совсем рядом с деревьями расположились отдыхающие( деревья на заднем плане)