Произведения с использованием эмали создавались ещё в Древнем Египте, затем эта техника развивалась в Средние века и не утратила своей популярности на рубеже XIX-XX веков.
Эмаль создаётся из легкоплавного стекла, помещается на металлическую основу и после термообработки сплавляется с основой, образуя цветовую ячейку. Самыми популярными видами эмали являются выемчатая, перегородчатая и живописная. Выемчатая эмаль.
По ходу исполнения техника относится к несложным. Но сначала требуется выпилить углубления на выгравированной металлической основе. Затем эти «впадины» заливаются разноцветной эмалью. Особенно популярна эта техника при украшении литых или штампованных заготовок. После нанесения в выемке на металле эмали производится обжиг для закрепления эмалированного слоя. При использовании прозрачной эмали после обжига поверхность потребуется отшлифовать и отполировать. Выемчатые эмали наносят на серебряные, золотые и медные изделия.
Солонка, Серебро, 91 Проба, Золочение, Выемчатая эмаль, Мастер "ФР" - Фёдор Рюкерт ?, Российская Империя.
Одна из самых нарядных ювелирных техник — перегородчатая эмаль- иначе клуазоне, дословно с французского – «помещённый в ячейку», считается одной из красивейших и наиболее сложных техник ювелирного искусства. Немногие мастера берутся за такую работу, и зачастую дело тут не в нехватке опыта. Такая работа требует максимальной усидчивости и точности. На металлической пластине (обычно серебряной, медной или из желтого золота) выкладывается рисунок при помощи тонких проволочек (чаще серебряных). Проволочки и играют роль «перегородок», внутрь которых помещается эмаль.
Ваза с перегородчатой эмалью. Китай.
Перегородчатая эмаль. Российская империя.
Живописная эмаль.
Технология росписи по эмали напоминает роспись фарфора. Тонкую металлическую основу покрывают с двух сторон слоем одноцветной эмали, просушивают и несколько раз обжигают в специальной печи при температуре 700—800°С. Затем жаропрочными эмалевыми красками художник в несколько этапов наносит рисунок, постепенно добавляя новые цвета и элементы. Каждый слой обжигается, что влияет на оттенки красок. В конце рисунок покрывается защитным прозрачным слоем, который носит название «фондон».
Браслет. Азербайджан, Баку. Вторая половина XIX в. Золото, эмаль, живопись на эмали.
Калейдоскоп истории. Обо всём понемногу.
Произведения с использованием эмали создавались ещё в Древнем Египте, затем эта техника развивалась в Средние века и не утратила своей популярности на рубеже XIX-XX веков.
Эмаль создаётся из легкоплавного стекла, помещается на металлическую основу и после термообработки сплавляется с основой, образуя цветовую ячейку. Самыми популярными видами эмали являются выемчатая, перегородчатая и живописная.
Выемчатая эмаль.
После нанесения в выемке на металле эмали производится обжиг для закрепления эмалированного слоя. При использовании прозрачной эмали после обжига поверхность потребуется отшлифовать и отполировать. Выемчатые эмали наносят на серебряные, золотые и медные изделия.
На металлической пластине (обычно серебряной, медной или из желтого золота) выкладывается рисунок при помощи тонких проволочек (чаще серебряных). Проволочки и играют роль «перегородок», внутрь которых помещается эмаль.
Технология росписи по эмали напоминает роспись фарфора. Тонкую металлическую основу покрывают с двух сторон слоем одноцветной эмали, просушивают и несколько раз обжигают в специальной печи при температуре 700—800°С. Затем жаропрочными эмалевыми красками художник в несколько этапов наносит рисунок, постепенно добавляя новые цвета и элементы. Каждый слой обжигается, что влияет на оттенки красок. В конце рисунок покрывается защитным прозрачным слоем, который носит название «фондон».