В Эрмитаже более трёх миллионов экспонатов, и чтобы остановиться у каждого из них хотя бы на минуту, потребуются годы.

Поэтому посетители выбирают что-то своё любимое. Один из самых любимых экспонатов — часы «Павлин». Но в композиции, кроме павлина, присутствуют ещё сова, петух и три белочки.

Часы «Павлин», Эрмитаж
Часы «Павлин», Эрмитаж
Как работают часы? Какой символизм они несут в себе? 
Сова — это, конечно, символ ночи. Ее механизм запускается первым: звенят колокольчики, подвешенные на клетку, сова двигает головой и лапкой, вращает глазами. Движения совы и мелодичный звон колокольчиков сопровождают весь дальнейший процесс.
Деталь композиции часов «Павлин»
Деталь композиции часов «Павлин»
Далее «вступает» павлин, грациозно кланяясь маленькой головкой и распуская свой золотой хвост — символ солнца. Павлин поворачивается и показывает оборотную сторону своего хвоста — посеребрённую поверхность, символизирующую ночь.
В Эрмитаже более трёх миллионов экспонатов, и чтобы остановиться у каждого из них хотя бы на минуту, потребуются годы. - 990939581677
Представление завершается «кукареканьем» петуха, который приходит в движение самым последним. Его озвучивает миниатюрный «органчик», который может менять высоту тона.
Деталь композиции часов «Павлин»
Деталь композиции часов «Павлин»
Помимо птиц в композицию часов добавились три белочки. Одна из них, самая крупная, под клеткой «Совы», держит в руках золочёный жёлудь и является источником постоянных вопросов посетителей Эрмитажа: «А что, белка сломалась? Почему не грызёт орешки?». И сама собой в голову закрадывается мысль, что камер-юнкер Пушкин видел в Зимнем дворце «Павлина» и грызущая орешки белочка появилась в «Сказке о царе Салтане» как раз после знакомства поэта со знаменитыми часами
«Белка там живёт ручная»..
«Белка там живёт ручная»..
В Эрмитаже более трёх миллионов экспонатов, и чтобы остановиться у каждого из них хотя бы на минуту, потребуются годы. - 990939611885
В Эрмитаже более трёх миллионов экспонатов, и чтобы остановиться у каждого из них хотя бы на минуту, потребуются годы. - 990939611629
Часы «Павлин» были изготовлены в XVIII веке. В это время в Европе, в частности в Англии, был чрезвычайно популярен стиль шинуазри (по-русски — китайщина) и в моде были китайские товары: шёлк, фарфор, цветные лаки. Каждый год за ними снаряжались караваны судов, которые, обогнув Европу, Африку, Индию, доплывали до китайского порта Кантон (сегодня это Гуанчжоу) — единственного доступного в ту пору европейцам.

Однажды китайский император увидел европейские механические часы с музыкой. Они произвели на него сильнейшее впечатление. Такого здесь ещё не было.

А что любо императору — жизненно необходимо всем придворным. В Англии срочно наладили производство роскошных часов-игрушек. И фирма Джеймса Кокса, которому приписывают авторство эрмитажного «Павлина», был одним из основных поставщиков этого необычного товара. Хотя в архивах нет прямых указаний на авторство Джеймса Кокса, всё же имеются описания двух удивительно похожих объектов. Это механические «Павлины», упоминаемые в каталогах выставки, которую Кокс организовал в Дублине в 1774 году.
Часы «Павлин», Эрмитаж
Часы «Павлин», Эрмитаж
Подобно эрмитажному «Павлину», дублинские двигали головой и крыльями, распускали хвост; на поверхности основания, окружённого литым бронзовым кольцом с крупными стразами, так же как и у нас, лежали сучья, листья и тыквы, а ствол имел три крупных сука и массу мелких веточек с листьями и желудями. Однако само основание дублинских «Павлинов» не круглое, а овальное; часы, петух и сова отсутствовали, а вместо них имелись две змеи, атакующие «Павлина».
Можно предположить, что один из дублинских «Павлинов» и попал в Петербург (после существенной модернизации). Другой же «Павлин» проходил на аукционе 1792 года в Лондоне (с заявленной стоимостью 2000?), где распродавались остатки товаров Кокса со складов в Кантоне.
Рассматривая часы «Павлин» вблизи, нетрудно увидеть, что и «Петух», и «Сова», и часовой механизм конструктивно полностью автономны и до «воссоединения» с «Павлином», скорее всего, представляли собой самостоятельные экспонаты. Да, сегодня они последовательно взаимодействуют между собой: часовой механизм в конце каждого часа запускает механизм «Совы», тот через полторы минуты — механизм «Павлина», а последний — механизм «Петуха». Но и сегодня каждую из птиц можно запустить самостоятельно. Можно предположить, что «Сова», «Петух» и часовой механизм были добавлены по желанию нового заказчика - Потёмкина- к одному из дублинских «Павлинов» (вероятно, уже лишившемуся змей, как и его кантонский близнец) для получения наиболее впечатляющего зрелища.
Рокотов Федор. ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ II, 1763 год
Рокотов Федор. ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ II, 1763 год
Отдавая дань страсти Екатерины II к собирательству, князь заказал знаменитому мастеру монументальный автомат с часами для Эрмитажа императрицы. Джеймс Кокс привлёк к работе и Фредерика Юри. Часы «Павлин» прибыли в Санкт-Петербург в 1781 году. В бумагах канцелярии Зимнего дворца, где перечислены ценности, приобретённые императрицей Екатериной II в 1781 году, встречается упоминание о двух выплатах, от 30 сентября и 14 декабря, часовых дел мастеру Юри за часы, доставленные из Англии. Сумма выплаты составила 11 тысяч рублей (около 1800 фунтов стерлингов) и была произведена из личных средств императрицы по письму князя Потёмкина.
Князь Потёмкин
Князь Потёмкин
Фредерик Юри был не часовщиком, а «изготовителем часовых машин», то есть механизмов для автоматов. Это объясняет тот факт, что именно он, человек, который досконально был знаком с устройством часов, привёз их в Петербург. Скорее всего, для лучшей сохранности часы были привезены в разобранном состоянии. Значит, кто, как не автор, должен был здесь их собрать, настроить и продемонстрировать работу заказчику!

Хотя считается, что Потёмкин купил часы для императрицы (причём за её деньги), но «Павлин» не покидал дворца князя до самой его смерти. Без квалифицированного присмотра такие сложные устройства быстро приходят в негодность, и Кулибин, который впоследствии реставрировал часы, писал в 1792-м: «...оная машина находилась в разных местах несколько лет разобранная... на многие мелкие части...». В самом Эрмитаже ситуация повторилась: в течение только ХХ века «Павлина» ремонтировали несколько раз, и лишь когда в 1994 году в музее была создана Часовая лаборатория, ситуация стабилизировалась и «Павлин» стал работать бесперебойно.

Кстати, в собрании Эрмитажа сохранилось ещё несколько часов работы Джеймса Кокса.

По материалам Михаила Гурьева, заведующего Лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа.
Часы "Павлин"

Комментарии