С 6 на 7 января: топ-5 старинных гаданий в ночь перед Рождеством А вы планируете гадать в эту ночь?

Ночь перед Рождеством, которую на Руси также называли сочельником (или «сочевником»), с давних пор окружали особым мистическим ореолом. Считалось, что именно в это время граница между миром людей и миром потусторонних сил становится тоньше, а значит, появляется возможность узнать будущее. Наиболее охотно такими практиками занимались девушки: они стремились разгадать, каким будет их семейное счастье, скоро ли состоится свадьба, как сложатся отношения с будущим женихом.
С 6 на 7 января: топ-5 старинных гаданий в ночь перед Рождеством А вы планируете гадать в эту ночь? - 991769708013
Сегодня многие старинные традиции забыты или превратились в развлечение, однако некоторые обычаи продолжили жить и в XXI веке, сохраняя связь с прошлым. Мы собрали 5 самых известных старинных гаданий, которые практиковали в ночь перед Рождеством.

1. Гадание на валенке или башмаке
Одно из самых распространенных — бросание обуви за ворота или за порог. Девушка снимала валенок (или ботинок) с левой ноги и, взявшись за носок, кидала его через левое плечо за ворота. Считалось, что если носок указывает в сторону, противоположную дому, то скоро девушку ждет замужество: ее «дорога» уходила от родного очага. Если же обувь показывала обратно к дому — пока свадьба откладывается. В некоторых семьях верили, что если валенок упадет прямо, «смотря» на ворота, то в новом году девушка встретит своего суженого, но вопрос о скорой свадьбе может оставаться открытым.

2. Гадание на воске и воде
Еще один популярный способ — лить расплавленный воск или олово в миску с холодной водой. Для этого использовали растопленную свечу или кусок воска, растопленный на огне в ложке. Как только вещество превращалось в жидкость, его быстро выливали в воду, где оно моментально застывало причудливыми формами. Затем по очертаниям полученной фигуры старались предсказать судьбу: если форма напоминала сердечко — к скорой любви, цветок или круг — к добру и благополучию, а зигзаги и кривые линии нередко указывали на сложные жизненные повороты. Интерпретация восковых фигур могла меняться в зависимости от фантазии и местных поверий.

3. Гадание на тени
Для этого ритуала брали лист бумаги, смина́ли его в шар или продолговатый комок, затем клали на тарелку и поджигали. Когда бумага выгорала, по тени, которую отбрасывал тлеющий остаток на стену, старались понять символические образы. Допустим, если тень напоминала силуэт церкви, верили, что возможны скорые перемены к лучшему, если же видели очертания головы с длинными волосами — к появлению нового покровителя или подруги. Каждый раз трактовка зависела от воображения гадающего, но сам ритуал считали весьма достоверным, ведь огонь, по народным представлениям, помогал «сжигать старое» и открывать истину.

4. Гадание на кольце и пиалах
Ставили на стол несколько небольших пиал или чашек, под каждую клали разные предметы (обычно прятали кольцо, кусочек хлеба, монетку, луковицу, сахар или соль). Затем закрывали глаза и наугад выбирали одну из чашек. Если попадалось кольцо — ждали скорой свадьбы или улучшения личной жизни, монетка обещала прибыль, хлеб символизировал сытую жизнь, сахар — сладкие изменения в судьбе, а соль или луковица трактовались как возможные неприятности или слезы. Этот способ имел множество местных вариантов: в одних регионах предметов могло быть больше, в других — меньше, но принцип оставался неизменным: каждый предмет был прообразом событий грядущего года.

5. Гадание на нитках
Для этого обряда брали несколько нитей одной длины (чаще всего красных, чтобы подчеркнуть символику жизни и любви). Каждая девушка держала в руке свою нитку, а затем все одновременно поджигали кончики. Чья нить выгорала первой — та, по поверью, раньше всех выйдет замуж или осуществит желанное начинание. Если нить не догорала до конца, обрывалась где-то на середине или тухла сама по себе, считалось, что на пути девушки могут встать препятствия, которые придется преодолевать. Подобные игры с огнем проводили аккуратно, поскольку пламя иногда перекидывалось на другие ткани или предметы, но именно огненная символика казалась особенно красноречивой и показательной.

Комментарии

  • 6 янв 23:35
    Тут языческое переплетается с христианским, и больше- языческого: покойники, нечисть… Рождество здесь не при чем, как и гадания.
    А гадания… помните?
    Раз в Крещенский вечерок
    Девушки гадали.
    За ворота башмачок,
    Сняв с ноги, бросали…
  • 6 янв 23:40
    Православные христиане издавна проводили сочельник в церкви за молитвами. Те, кто этого сделать не мог, готовились к восходу звезды дома. Все члены семьи одевались в праздничные одежды, стол накрывали белой скатертью, под нее было принято класть сено, которое олицетворяло место, где родился Спаситель. К праздничной трапезе готовили двенадцать постных блюд — по числу апостолов. На столе обязательно присутствовала рисовая или пшеничная кутья, узвар из сухофруктов, печеная рыба, ягодный кисель, а также орехи, овощи, пироги и пряники.
    В доме ставили ель, под которую клали подарки. Они символизировали дары, принесенные младенцу Иисусу после рождения. Дом украшался еловыми ветками и свечами.
    Трапеза начиналась с общей молитвы. За столом каждый должен был отведать все блюда, невзирая на свои вкусовые предпочтения. Мясо в этот день не ели, горячие блюда тоже не подавались, чтобы хозяйка всегда могла присутствовать за столом. Несмотря на то, что праздник считался семейным, за стол приглашали одиноких знакомых и соседей.
    Начиная с вечера 6 января дети отправлялись колядовать. Они ходили по домам и пели песни, неся благую весть о рождении Христа, за что получали в качестве благодарности сладости и монетки.
    В Сочельник верующие стремились освободиться от негативных мыслей и дурных помыслов, все религиозные традиции были направлены на воспитание гуманизма и доброжелательного отношения к окружающим. Некоторые из этих традиций сохранились по сей день и прививаются будущим поколениям.
  • 7 янв 01:27
    Нашла сейчас в газете за 1843-1879 года. Церковь гадания всегда порицала и считала грехом. « Олонецкие губернские ведомости». В одном из номеров за 1843 год смысл праздника определен довольно кратко: «Святки состоят в песнях, гаданиях и переодеваниях, при которых одевают маски или, говоря по-русски, хари».

    Песни

    В Рождество пели много колядных песен. Из дома в дом переходили колядовщики, славя хозяев дома, получая взамен деньги и еду. С бумажной звездой ходили христославцы-дети, исполняя церковные рождественские песнопения. Вот как описывает рождественское утро в одной из пудожских деревень газета «Олонецкие губернские ведомости» за 1879 год:

    «В Рождество, еще до звона к утрени, ходят нищие славить Христа, им подают маленькие хлебцы, называемые коровашками, отчего нищие здесь называются коровашниками. С десяти часов утра ходят дети и поют первую песнь канона и тропарь праздника, им на артель человек в 10 дают по два или три пряника, пряники делят, когда обойдут несколько деревень. Затем ходят девицы (невесты) и поют также первую песнь канона и тропарь… Наконец, идут женщины и потом мужики, поют не в домах, а под окнами».

    В ответ хозяин дает деньги — не менее 10 копеек, и дарит Рождественскими козульками, пряничками из пресного белого или черного теста в виде животного или птицы. Козульку берегут из года в год, чтобы скотина ходила домой и плодилась и чтобы любил ее дворовый хозяин. А деньги тратят поскорее: на «колядовые» деньги нельзя покупать что-то полезное.

  • 7 янв 01:28
    Из того же источника: « самые страшные гадания начинались в ночь под Новый год. В эти вечера, говорит народная легенда, Бог, на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустили чертей погулять. Самыми верными и действенными считались гадания под Новый год и в страшные вечера, если только гадающий не забудет соблюсти все необходимые условия, то есть, будет гадать без креста, без пояса и не благословясь.«Около полуночи, когда все уже спят и птичка не ворохнется, девица выходит на крыльцо и произносит три раза: „Беде и богосуженой, беде и богоряженой, приходи со мной в зеркало смотреться“, и затем возвращается в избу, не перекрестив, конечно, дверей. В избе она садится к столу, на котором положено зеркало и свечка, и смотрит в зеркало. Иногда гадальщица слышит, что кто-то подъезжает или подходит к дому, поднимается на крыльцо, выходит в сени, отворяет дверь в избу и вот приближается к ней. Девица сидит, обернувшись спиной к дверям, и видеть вошедшего не может. Если у гадальщицы хватит мужества просидеть молча и не оглядываясь, то пришедший подходит, смотрит через ея плечо в зеркало и затем скрывается. Впоследствии оказывается, что смотревший был точь-в-точь как ея жених и муж».
  • 7 янв 01:29

    «Ночное подслушивание происходит за деревней, на росстанях, на озере или реке». Известно, что перекресток дорог — любимое место нечистой силы. «Чаще всего ночью слушать идут несколько человек вместе, так как один редко кто решался. Выйдя за деревню, на открытое место, где все садятся в круг, обернувшись лицом друг к другу. Когда все усядутся, один из присутствующих начинает „зачураться“, то есть обводить сковородником по снегу три круговых черты»… Следует заметить, что, отправляясь слушать, оставляют дома шейные кресты, с крестом ничего не почудится. А так как к человеку без креста доступ нечистой силы легок, то охраной от этой силы и служат круги. Ни пошевелиться, ни оглянуться, ни заговорить во все то время, как слушают, нельзя.

    «Если почудится звон колокольчиков, лошадиный топот, веселое пение, лай собак, то жди свадьбы и радости. Если лай хриплый — жених старый, если звонкий — молодой. А если услышишь плач, крик совы, погребальное пение, жди печали, долгого девичества». («Олонецкие губернские ведомости», 1893)

  • 7 янв 01:31
    Ряженье

    В святки, писала газета «Олонецкие губернские ведомости» за 1843 год, рядятся все «от богатого помещика до сидельца в мучной лавке». Шумной, веселой ватагой врывались маскированные в дома, плясали, пели, разыгрывали сценки, в которых действовали царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф, Стенька Разин с разбойниками, придурковатый барин с хитрым кучером… Ряженые были одеты: мужчины — в женщин и наоборот, а среди них — медведи, волки, быки и петухи, цыганки, мельники и кузнецы. Лица ряженых закрыты маской, а чаще полотенцем или платком, и они ходят компаниями от одной бесёды к другой, от одного дома к другому, затевают игры и пляски, и смешат. И страшат всех.

    В Олонецкой губернии и Петрозаводске ряженых называли хухляками, от слова «хухля» или «хохля» (в смысле брани или шутки). В «Олонецких губернских ведомостях» за 1896 год описываются святки, прошедшие в Петрозаводске: «Преимущественно хухляки — парни и девки „на возрасте“. Ходят со своими музыкантами (гитары, бубны, цимбалы, сопели, скрипки, гармоники), партиями от 5 до 10 человек, пляшут с гостями домохозяина и, получив угощение, или без него идут далее».

  • 7 янв 01:31
    Заканчивались святки в день Богоявления (Крещенья). По народному представлению в ночь с 18 на 19 января в реке купается сам Иисус Христос, поэтому во всех реках и озерах вода «колышется», и, чтобы заметить это чудное явление, надо прийти в самую полночь к реке и ждать у проруби в канун Крещения, вода считалась целебной. В день Крещения особые мастера-любители, испросив благословения у священника, вырубали во льду крест-»сердань». На торжество собиралась масса народа, так что иногда лед трещал под тяжестью молящихся. Привлекала не только красота богослужения, но и купание многих из хухляков, которые очищали себя по обету от святочных прегрешений. Да и каждому прихожанину после святок необходимо было помолиться, испить священной воды и омыть ею лицо.
  • 7 янв 11:58
    Спасибо.
  • 7 янв 12:51
    Не за что, Галина. Мне самой было очень интересно узнать о святочных гаданиях побольше. Раньше сами дурачились в молодости, гадали. А ведь выходит логично, если разобраться: церковь против гаданий и считает их «от беса», а тут в самые значительные дни, когда славят Христа- Рождество и Крещение гадают. Поэтому, возможно, и есть доля правды, что гадали в страшные вечера- от Васильевого дня до 17, последнюю ночь перед Крещением. Может и начинали чуть раньше, с 8 января, но в сами праздники, я думаю, гадать не гадали.
  • 7 янв 12:55
    На Руси так и не приняли христианскую веру до конца. Язычество так и прёт из всех закоулочков. Неистребимо. Вот и получилась такая "каша" во всяких ттрадициях.
  • 7 янв 12:58
    Да, я вчера попыталась разобраться со сменой чисел. При царе Рождество праздновали, как и многие остальные конфессии, 25 декабря. Потом большевики сменили календарь с юлианского на григорианский, вообще неразбериха получилась
  • 7 янв 16:18
    Спасибо девочки, очень интересно!
  • 7 янв 16:28
    Большевики перешли на григорианский, а церковь осталась на юлианском календаре. Рождество празднуется 25 декабря по юлианскому календарю, а потом Новый год. Так получилось 2 праздника нового года: светский и церковный.
  • 7 янв 17:37
    Это я знаю, Галина. Но большевики поменяли календарь, чтобы не было разногласия с остальными странами, то есть перешли на григорианский календарь. Католики всегда праздновали Рождество 25 декабря, получается и мы должны его 25 праздновать, как и делалось, впрочем, при царе.