О лаковых миниатюрах Палеха и Федоскино мы уже писали в ленте не так давно.
А сегодня поговорим о ещё одном центре лаковой миниатюры: Мстёре
«Сказка о золотом петушке», 1978 год. Мстёра
Мстёрская лаковая миниатюра – художественный промысел, возникший во Владимирской области и ставший визитной карточкой всей России. От других русских лаков она отличается традиционной цветовой гаммой – в голубовато-серебристых, охристо-желтых и красных тонах. Чёрный цвет почти не используется в сюжете. Другая особенность мстёры – так называемая «ковровость» миниатюрной картины. Сказочные и бытовые сюжеты пестрят множеством деталей, сочетанием растительных и геометрических узоров. Зачастую на одном изображении присутствует сразу несколько сюжетов.
Где зародилась мстёрская миниатюра, чем она так интересна и в чём её уникальность сегодня? Об этом и многом другом вы узнаете в нашем материале.
Н. П. Клыков, шкатулка «Оседлаю коня», 1928 г.
Существует легенда, что поселение на месте современной Мстёры возникло ещё в XII веке. Предание гласит, что князь Андрей Боголюбский в память об умершем отце Юрии Долгоруком возвел при устьях рек Мстёрки и Тары церковь Богоявления Господня и вскоре возле неё выросло селение. Но в письменных источниках о живущих недалеко от храма людях упоминается только 1521 году.
В начале XVI века посёлок назывался Богоявленским погостом, в 1646 году – Богоявленской слободой. Поселение находилось на оживлённом водном пути, соединяющем Владимир с Нижним Новгородом. Местные купцы ходили по Волге, Оке, Клязьме и торговали луком, рыбой, хлебом и разными изделиями кустарного производства.
К 1710 году в слободе было более 200 дворов, 57 лавок, кабак, таможня и четыре мельницы на Мстёрке и Таре. В это же время здесь зародился иконописный промысел.
В 1809 году Богоявленская слобода получила современное название – Мстёра, а к концу XIX века стала крупным иконописным центром в России. Здесь размещалось более 30 мастерских и 800 мастеров иконописи.
XII–XIV века – время формирования особого художественного стиля владимиро-суздальской иконописной школы. Ей свойственны народная, исконно русская трактовка канонических образов, интуитивное построение конструктивной композиции и особая манера живописи без резких линий и ярких бликов. Тона изображения обычно гармонично и мягко переходят друг в друга. В первой половине XVIII веке одним из небольших звеньев большой цепи иконописных центров владимиро-суздальской школы стала мстёрская иконопись. Но к середине XVIII века традиционную древнерусскую живопись стала вытеснять официально признанная церковью академическая манера религиозной живописи.
Древнерусская живопись пришла в упадок и превратилась в захолустное кустарное производство – традиционные художественные центры исчезали, представители потомственных иконописцев умирали и продолжить их ремесло было некому. На плаву остались лишь три центра древнерусской иконописи – Мстёра, Палех и Холуй.
В 1930 году мстёрские живописцы стали осваивать лаковую живопись. Технологию производства изделий из папье-маше заимствовали у мастеров Федоскино. Из картона и клейстера делали заготовку, потом ее спрессовывали, высушивали, грунтовали и лакировали. Получались самые разные коробочки, шкатулки, игольницы, пудреницы, покрытые черным лаком снаружи и алой киноварью внутри. Крышки украшали яркой миниатюрной росписью и золотым орнаментом. Используя привычную старообрядческую иконописную стилизацию и традиции древнерусской живописи, художники писали в голландском пейзажном и лубочном стилях, изображали персидские орнаменты, фольклорные, героические и бытовые сюжеты, а также сельские пейзажи.
Василий Матвеевич Кротов, шкатулка «Колхозный базар», 1947 г.
В. И. Корсаков, шкатулка «Бой на Калиновом мосту», 1963 г.
Сегодня в Мстёре традиции старых мастеров продолжают художники Центра традиционной Мстёрской миниатюры.
Калейдоскоп истории. Обо всём понемногу.
О лаковых миниатюрах Палеха и Федоскино мы уже писали в ленте не так давно.
А сегодня поговорим о ещё одном центре лаковой миниатюры: Мстёре
Где зародилась мстёрская миниатюра, чем она так интересна и в чём её уникальность сегодня? Об этом и многом другом вы узнаете в нашем материале.
В начале XVI века посёлок назывался Богоявленским погостом, в 1646 году – Богоявленской слободой. Поселение находилось на оживлённом водном пути, соединяющем Владимир с Нижним Новгородом. Местные купцы ходили по Волге, Оке, Клязьме и торговали луком, рыбой, хлебом и разными изделиями кустарного производства.
К 1710 году в слободе было более 200 дворов, 57 лавок, кабак, таможня и четыре мельницы на Мстёрке и Таре. В это же время здесь зародился иконописный промысел.
В 1809 году Богоявленская слобода получила современное название – Мстёра, а к концу XIX века стала крупным иконописным центром в России. Здесь размещалось более 30 мастерских и 800 мастеров иконописи.
В первой половине XVIII веке одним из небольших звеньев большой цепи иконописных центров владимиро-суздальской школы стала мстёрская иконопись. Но к середине XVIII века традиционную древнерусскую живопись стала вытеснять официально признанная церковью академическая манера религиозной живописи.
Древнерусская живопись пришла в упадок и превратилась в захолустное кустарное производство – традиционные художественные центры исчезали, представители потомственных иконописцев умирали и продолжить их ремесло было некому. На плаву остались лишь три центра древнерусской иконописи – Мстёра, Палех и Холуй.