Лучшие статьи на популярные темы

«А можно мне на пенсию арапом выйти?!»

Какая, право, прелесть иногда прячется в старых очерках о Петербурге, Москве и их жителях. Вот, к примеру, Евгений Гребёнка, которого вы наверняка знаете по стихам/романсу «Очи черные, очи страстные», описывал небогатых жителей Петербургской стороны в одноименном очерке.
«А можно мне на пенсию арапом выйти?!» - 992986174445
И там ему встретился весьма забавный персонаж: старичок-альбинос, который значился во всех бумагах как «отставной арап». У него даже на доме имелась соответствующая вывеска: «Дом отставного арапа». В разговоре с Гребёнкой старичок честно признался, что арапом стал благодаря доброй воле начальства:
«… — Это не вас первых удивляет, — спокойно заметил старичок, — я стал арапом собственно по благоволению начальства.
— Начальства?
— Точно так. Вот изволите видеть: я служил просто истопником, а как пришло время выходить в отставку, жена и говорит мне: «Григорий Иванович, просись, чтоб тебя отставили арапом: ведь арапам пенсиону вдвое больше». «Штука!» — подумал я и пошел к начальнику, попросил как следует, представил резоны, жена, дескать, дети… Вот он, спасибо, был добрый человек, представил меня арапом, и отставили меня с арапским пенсионом, а лицо-то у меня — какое бог создал, милостивый государь!.. После меня еще человека три вышло в отставку тоже арапами.
— И все белые?
— Точно так…»
Дворцовые арапы, которые по большому счету, служили живым украшением дворцового интерьера, получали очень неплохое жалование, так как «приехали из отдаленных частей света», например… нет, не из Африки, а из Америки :)
«А можно мне на пенсию арапом выйти?!» - 992986186477
Соответственно, и при выходе на пенсию им полагалось приличное пособие. Так что выйти на пенсию не истопником, а арапом – это знатное повышение. Причем происходило это при Николае Павловиче, который, видимо, закрывал глаза на такие хитрости своих слуг.

Ну и как тут не вспомнить бессмертное ермоловское:
«Произведите меня в немцы, государь!»

Комментарии