Императрица Мария Фёдоровна и её увлечения: резьба по кости

Письменный прибор, выполненный Марией Фёдоровной. Государственный музей-заповедник «Павловск». Кость слоновая, янтарь, бронза, стекло молочное, токарная обработка, литье, чеканка, позолота, патирование. 1800 год.
Письменный прибор, выполненный Марией Фёдоровной. Государственный музей-заповедник «Павловск». Кость слоновая, янтарь, бронза, стекло молочное, токарная обработка, литье, чеканка, позолота, патирование. 1800 год.
Эта необыкновенная женщина была наделена многими талантами. Она прекрасно играла на фортепиано, рисовала, писала акварелью, резала и гравировала, лепила из воска, занималась медальерным делом и вытачивала предметы из слоновой кости и янтаря на токарном станке.
Парадный портрет Марии Фёдоровны
Парадный портрет Марии Фёдоровны
В её дворце в Павловске и поныне можно увидеть обширную коллекцию художественных изделий из слоновой кости и янтаря, основную часть из которых представляют ларцы, шкатулки, табакерки, игольницы, а прежде всего крупные вещи: бюро, канделябры, письменные столы, каминные экраны, настольные украшения в виде храмов, различного рода обелиски, колонки, представляющие высокохудожественные ансамбли в убранстве парадных и жилых комнат. Подобных предметов нет ни в одном музее. Многие предметы выполнены непосредственно Марией Фёдоровной или профессиональными мастерами по её заказу и с непосредственным её участием.
1788 г. Из состава литургического прибора, вложенного великой княгиней Марией Федоровной в Успенский собор. Резьба по кости выполнена императрицей Марией Федоровной. Кость, золото, янтарь, гравировка.
1788 г. Из состава литургического прибора, вложенного великой княгиней Марией Федоровной в Успенский собор. Резьба по кости выполнена императрицей Марией Федоровной. Кость, золото, янтарь, гравировка.
Чувствительная, отзывчивая и искренняя, глубоко преданная и любящая супруга, Мария Фёдоровна не смогла приспособиться к искусному лицемерию дала Екатерины II и не нашла общего языка с августейшей свекровью. Отстранённая от воспитания своих сыновей, Александра и Константина, а впоследствии и дочерей, от государственных забот и дворцовой жизни, она была вынуждена с супругом замкнуться в узком кружке «малого Двора», большую часть досуга посвящая изящным искусствам, попечительству образования — делам, свойственным мягкой, женственной натуре Марии Фёдоровны.

Занятие искусством, в том числе и резьба по кости на токарном станке, среди высших слоёв общества не было редкостью. В разное время в разных помещениях дворца находились два токарных станка с большим набором стамесок и резцов различных форм (свыше 50 штук) и медальерный станок со стальными матрицами с мифологическими эмблемами для чеканки медалей.
Зуборезнофрезерный станок из токарни Петра I, 1721 год, возможно, на похожем станке занималась резьбой по кости и императрица Мария Фёдоровна.
Зуборезнофрезерный станок из токарни Петра I, 1721 год, возможно, на похожем станке занималась резьбой по кости и императрица Мария Фёдоровна.
Коллекцию Павловского дворца можно разделить на три части. К первой относятся вещи, непосредственно выполненные Марией Фёдоровной или профессиональными мастерами по её желанию и с её участием, предметы, подаренные ей придворными и членами её семьи.
Великая княгиня Мария Федоровна (токарный мастер). Бренна (Brenna) Винченцо (автор проекта). Настольное украшение. 1790. Россия, Санкт-Петербург. Кость слоновая, янтарь, бронза, красное дерево, дерево (основа), токарная обработка, полировка, резьба, литье
Великая княгиня Мария Федоровна (токарный мастер). Бренна (Brenna) Винченцо (автор проекта). Настольное украшение. 1790. Россия, Санкт-Петербург. Кость слоновая, янтарь, бронза, красное дерево, дерево (основа), токарная обработка, полировка, резьба, литье
Архивные документы рассказывают о многочисленных предметах «собственных трудов», пожертвованных в храмы и дворцы обеих столиц России. Так, в церковь Св. Марии Магдалины в Павловске были подготовлены большое запрестольное паникадило на 12 свечей из янтаря и слоновой кости, дискос и чаша. В московский Успенский собор — драгоценный потир и три блюдца, выточенные Марией Фёдоровной в память благополучного возвращения супруга из похода против шведов в 1788 году.
Россия, Санкт-Петербург. 1788 г. Из состава литургического прибора, вложенного великой княгиней Марией Федоровной в Успенский собор. Мастер Кейбель Отто Самуэль. Резьба по кости выполнена императрицей Марией Федоровной. Золото, кость, янтарь, резьба, шлиф
Россия, Санкт-Петербург. 1788 г. Из состава литургического прибора, вложенного великой княгиней Марией Федоровной в Успенский собор. Мастер Кейбель Отто Самуэль. Резьба по кости выполнена императрицей Марией Федоровной. Золото, кость, янтарь, резьба, шлиф
Профессор из Страсбурга, библиотекарь, чтец и секретарь Павла Петровича и Марии Фёдоровны, Франц-Нерман Лафермьер свидетельствует: «Мария Фёдоровна делала с натуры или с хорошего полёта образец медальона из воска... При этой работе она не пользовалась ничьею помощью. Когда она ещё моделировала портрет, то выслушивала советы своего учителя Леберехта и присутствовавших лиц и руководствовалась этими советами, но когда работала уже на станке, то учитель не смел приложить руку к этому делу и вся обязанность заключалась лишь в подаче ей нужных инструментов».
«Храм богини Весты», настольное украшение для Парадной библиотеки в Павловском дворце.
«Храм богини Весты», настольное украшение для Парадной библиотеки в Павловском дворце.
Ансамбль, выполенный с участием Марии Фёдоровны, доминирует в убранстве Парадной библиотеки Павла на втором этаже: стол-бюро на 12 ножках-колоннах из слоновой кости, выточенных Марией Фёдоровной, парные канделябры с портретами-камеями Павла, чернильный прибор и настольное украшение в виде храма богини Весты. Мария Фёдоровна покровительствовала замечательному петербургскому мастеру Г. Гамбсу. В 1793 году она заказала ему небольшой, но роскошный дамский письменный столик красного дерева с балюстрадой из слоновой кости, украшенный золочёной бронзой и росписью по стеклу. В комплекте со столом — письменный прибор из слоновой кости и янтаря, канделябры на четыре свечи с абажуром, печать, ножичек в золотой оправе. Этот гарнитур был выполнен по заказу и при участии Марии Фёдоровны и предназначался в подарок Екатерине II, которая поместила его в «комнату редких вещей» в Эрмитаже. Слоновая кость на всех предметах самого высокого качества, плотная, отличается белизной и матовым блеском.

Мария Фёдоровна проявляла большой интерес к изделиям из слоновой кости, вырезанным народными умельцами Архангельской губернии на севере России. Во второй части её коллекции имеются традиционные шкатулки для рукоделия, вазочки, портреты, ножи для бумаги, а также две иконы из моржовой кости.
Великая княгиня Мария Федоровна (токарный мастер). Настольное украшение. 1789. Россия, Санкт-Петербург. Янтарь, кость слоновая, бронза, дерево (основа), токарная обработка, резьба, полировка, литье, чеканка, золочение, гравировка.
Великая княгиня Мария Федоровна (токарный мастер). Настольное украшение. 1789. Россия, Санкт-Петербург. Янтарь, кость слоновая, бронза, дерево (основа), токарная обработка, резьба, полировка, литье, чеканка, золочение, гравировка.
Императрица Мария Федоровна, супруга Павла I, умела сочетать в себе высокий статус императрицы с искренней любовью к искусству. Она оставила после себя след в истории Российской империи не только как государственная деятельница и благотворительница, но и как талантливая художница и мастер резьбы по кости. Ее художественные работы, выполненные с изяществом и тонким вкусом, свидетельствуют о глубоком интересе к искусству и редком умении воплощать свои идеи в материале. Резьба по кости, которой она увлекалась, стала не только хобби, но и важной частью ее творческого наследия, демонстрируя ее терпение, внимание к деталям и стремление к совершенству.
Императрица Мария Фёдоровна и её увлечения: резьба по кости - 993876728557
А это милое яичко из слоновой кости, выточенное другой императрицей — Екатериной II, находящееся в коллекции Эрмитажа.

Татьяна Артюхова

Комментарии

  • 23 мар 19:20
    Ну про Петра l - знаем , а вот чтобы среди цариц Токаря завелись - вот первый раз слышу .
  • 23 мар 19:27
    А вот)) И такое было. ТВ нет, инета нет, надо же чем то руки- голову занять.#u29993f7255s#
  • 23 мар 21:51
    Мария Фёдоровна - одна из уважаемых императриц. Она поражала двор своей дисциплиной, трудолюбием( как и многие немецкие принцессы, она многое умела делать своими руками), талантами. Отличилась она и в воспитании своих младших детей: зa малейшее нарушение дисциплины или непослушание oни строго наказывались. Николай I вспоминал, что он не помнил себя в детстве без синяков и ссадин, полученных от матушки. Именно она (ему было 4 года, когда погиб отец) научила его дисциплине, ответственности и воспитала в нём чувство долга