Представьте себе картину маслом: «Утро красит нежным светом Стены древнего Кремля…»
Лето 1956 года. Москва. 6 утра. Радиоточка заиграли Гимн, пора вставать собираться, потому что каждый советский человек мечтал как на знаменитом плакате «Скорей бы утро и снова на работу». Или хотя бы как на другом: "Товарищи, на зарядку!"
Заходите вы на кухню, разжигаете керогаз, ставите чайник, бреетесь потихоньку.
И тут звонок в дверь. К вам часов в 7 утра пожаловали дорогие гости. Точнее, гостья! Продавщица Нина Кольцова из московской булочной №524 принесла вам свежий, еще горячий хлеб. Домой, ага. По предварительному, постоянному заказу. А следом заходит товарищ разносчица А.И. Попова и приносит вам свежее молоко в бутылках. И стоит все это почти как в магазине, за доставку на дом берутся сущие копейки – плюс три процента к цене продуктов. Зато свежий хлеб и молоко утром перед работой.
Вы скажете – автор фантазер! Нет, ни капли. Я вам цитирую заметку «Продукты доставлены на дом» из журнала «Огонек» №24, 1956 год.
Скажете, это советские журналисты преувеличили?
Ну вы знаете, ностальгирующие о советских временах тоже любят ругать этот же журнал :)
Если честно, я сам удивился и полез проверять – а кто-то вообще помнит, что можно было вот так заказать доставку продуктов на дом, да еще утром, да еще свежих?
Да, оказывается, такие эксперименты на самом деле в советские времена ставили. Разумеется, не в Рязани или Туле с Костромой. А в Москве и немного в Ленинграде.
Проект в итоге закрыли. Доставлять продукты регулярно у магазинов не получилось по двум причинам. Первая из причин указана прямо в этой заметке: «…Но при такой форме торговли обязательны четкость и отличная организация, ранний, без перебоев завоз продуктов в магазины, аккуратность и пунктуальность самих продавцов-разносчиков.
Однако молочные заводы (например, Останкинский) нередко задерживают продукцию и привозят ее в магазины поздно. Хозяйка напрасно ждет молоко в восемь часов утра, когда оно ей нужно. Разносчица с красивой металлической корзиной, специально изготовленной для доставки, появляется в домах часов в десять - одиннадцать… Многие квартиры уже на замке: одни ушли работать, другие отказываются от запоздалых услуг - ребята уже в школе, хозяйка успела купить молоко на рынке…»
А вторая причина, по которой «не взлетел» советский вариант «Самоката»/«Делевири клаба» заключается в том, что … только не смейтесь … проект оказался убыточным. Расходы на заплату не окупались установленной наценкой на продукты.
Поэтому постепенно доставку и свернули.
На том уровне технологий и логистики не взлетело. Да, наверное, не могло еще взлететь. Это на самом деле достаточно непростая задача: организовать массовую, бесперебойную доставку заказов всем желающим.
Калейдоскоп истории. Обо всём понемногу.
Советский «Деливери клаб» в Москве 1956 года
Представьте себе картину маслом:«Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля…»
Заходите вы на кухню, разжигаете керогаз, ставите чайник, бреетесь потихоньку.
И тут звонок в дверь. К вам часов в 7 утра пожаловали дорогие гости. Точнее, гостья! Продавщица Нина Кольцова из московской булочной №524 принесла вам свежий, еще горячий хлеб. Домой, ага. По предварительному, постоянному заказу. А следом заходит товарищ разносчица А.И. Попова и приносит вам свежее молоко в бутылках. И стоит все это почти как в магазине, за доставку на дом берутся сущие копейки – плюс три процента к цене продуктов. Зато свежий хлеб и молоко утром перед работой.
Вы скажете – автор фантазер!
Нет, ни капли. Я вам цитирую заметку «Продукты доставлены на дом» из журнала «Огонек» №24, 1956 год.
Ну вы знаете, ностальгирующие о советских временах тоже любят ругать этот же журнал :)
Если честно, я сам удивился и полез проверять – а кто-то вообще помнит, что можно было вот так заказать доставку продуктов на дом, да еще утром, да еще свежих?
Проект в итоге закрыли. Доставлять продукты регулярно у магазинов не получилось по двум причинам. Первая из причин указана прямо в этой заметке:
«…Но при такой форме торговли обязательны четкость и отличная организация, ранний, без перебоев завоз продуктов в магазины, аккуратность и пунктуальность самих продавцов-разносчиков.
Однако молочные заводы (например, Останкинский) нередко задерживают продукцию и привозят ее в магазины поздно. Хозяйка напрасно ждет молоко в восемь часов утра, когда оно ей нужно. Разносчица с красивой металлической корзиной, специально изготовленной для доставки, появляется в домах часов в десять - одиннадцать… Многие квартиры уже на замке: одни ушли работать, другие отказываются от запоздалых услуг - ребята уже в школе, хозяйка успела купить молоко на рынке…»
Поэтому постепенно доставку и свернули.
На том уровне технологий и логистики не взлетело. Да, наверное, не могло еще взлететь. Это на самом деле достаточно непростая задача: организовать массовую, бесперебойную доставку заказов всем желающим.