Почему зайцы? Все мы, так или иначе, рассматривая средневековые рисунки на страницах манускриптов, однажды обращаем внимание на этих милых ушастых пушистиков. Которые со звериной жестокостью убивают людей и животных, используя для этого самые жуткие способы и приспособления. Но в чем причина? Почему милые и, в общем, безобидные животные предстают перед нами злобными монстрами в этих старых книгах?
Кровожадные зайцы кровожадны.
Не логичнее ли было бы определить на роль страшных чудовищ волков, львов или медведей? Ну, слонов, по крайней мере. Они ведь тоже страшные. Особенно, когда их рисует человек, никогда раньше их не видевший. Так почему именно зайцев так невзлюбили средневековые монахи, писавшие труды и расцвечивающие их маргиналиями и дролери?
На самом деле все предельно просто. Все звери, которые попадаются нам на страницах средневековых книг, появляются там, конечно же, не просто так. Каждый из них служит символом человеческой привычки, натуры, ну и, конечно же, его проступков и грехов. И если собака, например, обозначает честность и верность, в первую очередь верность своему слову, а лев - благородство помыслов и поступков, то с зайцами все не так хорошо.
Для классического Средневековья заяц - не только символ плодовитости, но и в первую очередь обозначение похоти, одного из семи смертных грехов. И именно поэтому, смотря на схватку, что ведут между собой ушастый и человек на полях древней книги, на самом деле мы видим борьбу человека со злом, что таится у него внутри. И да, зло прелюбодеяния в данном конкретном случае изображает именно заяц.
На всех этих дролери, ушастый поражает людей, берет их в плен, скачет на них, как всадник на коне, и увлекает за собой целые процессии таких же грешных душ по дороге, ведущей в ад. Очень часто мы видим людей, что обороняют свой замок и твердыню своего духа от греха. А также тех, кто сдался искушению и из человека превратился в чудовище, на человека уже не очень похожее. Кстати, именно последних зайцы чаще всего и используют в качестве своих скакунов.
А еще, довольно часто нам попадаются нарисованные средневековыми монахами маргиналии, на которых собаки ведут войну с ушастыми прислужниками Сатаны, поражают их копьями и берут приступом крепости, в которых скрывается грех похоти. Но мы ведь помним, что символизируют собаки?
Впрочем, иногда зайцы на средневековых картинах и картинках символизировали строго обратное. Традиция изображения Девы Марии со скромно сидящим у ее ног белым зайцем, говорит нам о силе духа лучших из людей. Тех, что способны держать в узде свое греховное начало, превращая кровожадного монстра в милого и послушного питомца.
Вот так всегда и получается. Каждый раз, когда ты немного больше узнаешь о Средневековье, это открывает тебе новую дверь и картинка тех далеких и безмерно интересных веков становится немного ярче и четче. Теперь, смотря на забавных зверей, что во множестве притаились на полях и между строк средневековых манускриптов, ты, дорогой друг, будешь видеть не просто смешные картинки - шалости тогдашних летописцев, а борьбу человека с собственными демонами. И его победу. Ну или поражение. Тут, конечно, как кому повезет.
Но погоди автор, — воскликнет наименее опешивший читатель. Но ведь кроме зайцев и собак в бестиарии средневековых художников было еще множество животных, которых они изображали не менее часто, чем зайцев? Получается, что и они не просто так, они что, тоже что-то значат? Да, дорогой друг, именно так. Почти все, что писалось, рисовалось и раскрашивалось в средневековых книгах, имело какую-то не всегда понятную с первого взгляда причину. И об этих причинах мы, конечно же, поговорим в формате таких же небольших заметок. Но уже в следующий раз.
*** Дролери (от французского drôlerie — шалость, чудачество), или маргиналии - это рисунки на полях средневековых рукописей. Их самая интересная особенность была в том, что такие развеселые рисунки-миниатюры обычно не имели никакого отношения к тексту.
Калейдоскоп истории. Обо всём понемногу.
Истории про историю. Почему зайцы?
Почему зайцы? Все мы, так или иначе, рассматривая средневековые рисунки на страницах манускриптов, однажды обращаем внимание на этих милых ушастых пушистиков. Которые со звериной жестокостью убивают людей и животных, используя для этого самые жуткие способы и приспособления. Но в чем причина? Почему милые и, в общем, безобидные животные предстают перед нами злобными монстрами в этих старых книгах?На самом деле все предельно просто. Все звери, которые попадаются нам на страницах средневековых книг, появляются там, конечно же, не просто так. Каждый из них служит символом человеческой привычки, натуры, ну и, конечно же, его проступков и грехов. И если собака, например, обозначает честность и верность, в первую очередь верность своему слову, а лев - благородство помыслов и поступков, то с зайцами все не так хорошо.
Дролери (от французского drôlerie — шалость, чудачество), или маргиналии - это рисунки на полях средневековых рукописей. Их самая интересная особенность была в том, что такие развеселые рисунки-миниатюры обычно не имели никакого отношения к тексту.