История показывает много примеров, как у различных сил, получивших власть в государстве, происходило то, что называется «головокружением от успехов». И возникало обманчивое впечатление, что они теперь могут изменять общество так, как им заблагорассудится. И если им что-то и может помешать, то только недостаток собственной «твёрдости и решимости». Это, конечно, было глубочайшее заблуждение. Общество поддаётся изменениям, но изменяется оно всегда по законам истории и эволюции. И если их не знать и не учитывать, то итог изменений может оказаться немножко неожиданным. :)
Вот небольшой пример. После революции 1917 года супружеский кулак для миллионов женщин оставался более ощутимой и гораздо более нерушимой властью, нежели власть самого императора, которая рухнула. Этому соответствовали и дореволюционные законы, в которых говорилось: «Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как хозяйка дома». Ну, а ежели она не повинуется, как подобает, тогда... сами понимаете.
Большевики, придя к власти, поставили одной из своих задач искоренить домашнее насилие. Оно было впервые криминализовано: отныне побои мужа в отношении жены преследовались по закону.
В советской печати 1920-х годов мы находим множество рисунков на эту тему.
1927. Юлий Ганф (1898—1973). «Просвещённый супруг. Муж (жене). — Нужно жить по-новому! Женщина должна радоваться своей свободе! Ты не хочешь понять? Так я вобью тебе это в голову!» Характерно, что все жильцы — молодая женщина с кокетливым бантом в волосах и на модных каблучках, мужчина с перевязанной от зубной боли щекой, маленький ребёнок — все с интересом наблюдают этот домашний «спектакль»: как муж таскает свою супругу за волосы, а изо рта у неё хлещет кровь, и никто не вмешивается. Домохозяйка с тарелкой в руках ради такого развлечения оторвалась от мытья посуды, бабушка со шваброй и ведром — от уборки. Очевидно, подобное избиение происходит далеко не в первый раз и считается в порядке вещей.
Развитие темы:
Константин Елисеев (1890—1968). 1927. «Лига времени, где ты? — Ну и беспорядок! Всегда этот Тырков бил свою жену ровно в полшестого, а сегодня пяти ещё нет, а он уже кончил. Безобразие! Теперь в театрах и то вовремя начинают!» Семейные побои окончательно превратились в привычное развлечение, вроде домашнего театра.
Кстати, поясню, что лига «Время» — это была популярная организация 1920-х годов, которая проповедовала точность и бережное, аккуратное отношение ко времени — то, что позднее стало известно под названием «тайм-менеджмента».
Здесь избиваемая женщина пытается апеллировать к висящему в комнате портрету В.И. Ленина.
Иван Малютин (1891—1932). 1925. «Рабочий бьёт жену. — Оставь, ирод, душегуб! Забыл, что товарищ Ленин говорил? — М-молчи, дура!.. Ленин, может, не знал, что я женатый» Заметка из печати 1926 года:
«Языком болтай, а рукам воли не давай!» — это была сакраментальная формула тех лет, которая звучала в миллионах семей и нередко помогала остановить насилие.
Константин Елисеев. 1926. «Слова и дела. — Вы бы отдохнули, Анна Николаевна, вам вредно так уставать. — Нельзя, милая. Муж вернётся с доклада «О раскрепощении женщин» голодный. И если обеда не будет, он и побить может». А этот рисунок иллюстрировал даже нечто худшее, чем побои — убийство мужем жены из ревности, причём в рабочей семье (как следовало из сопровождавших его стихов Василия Лебедева-Кумача).
Юлий Ганф. Рисунок 1926 года
Потом... потом тема домашних побоев как-то постепенно исчезла со страниц советской прессы. Чтобы внезапно вернуться в 1960-е годы. Но какой в ней произошёл переворот! :)
На страницах юмористической печати появилась и быстро стала привычной совершенно новая и доселе неизвестная фигура: жена, поджидающая запоздавшего мужа с кухонной скалкой в руках.
Пьяный муж пожаловал домой, но теперь не жену, как прежде, а его самого ожидает взбучка.
Случаются и ошибки...
Западный журналист Карл Кран приводил такие слова Никиты Хрущева, обращенные к женской аудитории: «В царские времена мужчина, предлагая вам руку и сердце, говорил: «Буду любить тебя, как душу, и трясти, как грушу...» Сегодня вы сами бьёте своих мужей. Это доказывает, что мы находимся на пути к коммунизму». Говорил ли такое Никита Сергеевич? По крайней мере, книжка Крана была выпущена в Москве в издательстве «Прогресс» в 1974-м. Но если Хрущёв такое сказал, это типичный случай, когда, по Монтеню, «не достигнув желаемого, сделали вид, будто желали достигнутого».
Искоренить домашнее рукоприкладство революции не удалось. Зато, пожалуй, она добилась некоторого «равноправия» супругов в этом вопросе. :) Являлось ли это шагом к коммунизму? Поверим Никите Сергеевичу на слово... :)
Калейдоскоп истории. Обо всём понемногу.
Домашние побои в СССР в рисунках
Вот небольшой пример. После революции 1917 года супружеский кулак для миллионов женщин оставался более ощутимой и гораздо более нерушимой властью, нежели власть самого императора, которая рухнула. Этому соответствовали и дореволюционные законы, в которых говорилось: «Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как хозяйка дома». Ну, а ежели она не повинуется, как подобает, тогда... сами понимаете.
Большевики, придя к власти, поставили одной из своих задач искоренить домашнее насилие. Оно было впервые криминализовано: отныне побои мужа в отношении жены преследовались по закону.
В советской печати 1920-х годов мы находим множество рисунков на эту тему.
Характерно, что все жильцы — молодая женщина с кокетливым бантом в волосах и на модных каблучках, мужчина с перевязанной от зубной боли щекой, маленький ребёнок — все с интересом наблюдают этот домашний «спектакль»: как муж таскает свою супругу за волосы, а изо рта у неё хлещет кровь, и никто не вмешивается. Домохозяйка с тарелкой в руках ради такого развлечения оторвалась от мытья посуды, бабушка со шваброй и ведром — от уборки. Очевидно, подобное избиение происходит далеко не в первый раз и считается в порядке вещей.
Развитие темы:
Семейные побои окончательно превратились в привычное развлечение, вроде домашнего театра.
Кстати, поясню, что лига «Время» — это была популярная организация 1920-х годов, которая проповедовала точность и бережное, аккуратное отношение ко времени — то, что позднее стало известно под названием «тайм-менеджмента».
Здесь избиваемая женщина пытается апеллировать к висящему в комнате портрету В.И. Ленина.
— Оставь, ирод, душегуб! Забыл, что товарищ Ленин говорил?
— М-молчи, дура!.. Ленин, может, не знал, что я женатый»
Заметка из печати 1926 года:
«Языком болтай, а рукам воли не давай!» — это была сакраментальная формула тех лет, которая звучала в миллионах семей и нередко помогала остановить насилие.
— Вы бы отдохнули, Анна Николаевна, вам вредно так уставать.
— Нельзя, милая. Муж вернётся с доклада «О раскрепощении женщин» голодный. И если обеда не будет, он и побить может».
А этот рисунок иллюстрировал даже нечто худшее, чем побои — убийство мужем жены из ревности, причём в рабочей семье (как следовало из сопровождавших его стихов Василия Лебедева-Кумача).
На страницах юмористической печати появилась и быстро стала привычной совершенно новая и доселе неизвестная фигура: жена, поджидающая запоздавшего мужа с кухонной скалкой в руках.
Пьяный муж пожаловал домой, но теперь не жену, как прежде, а его самого ожидает взбучка.
«В царские времена мужчина, предлагая вам руку и сердце, говорил: «Буду любить тебя, как душу, и трясти, как грушу...» Сегодня вы сами бьёте своих мужей. Это доказывает, что мы находимся на пути к коммунизму».
Говорил ли такое Никита Сергеевич? По крайней мере, книжка Крана была выпущена в Москве в издательстве «Прогресс» в 1974-м. Но если Хрущёв такое сказал, это типичный случай, когда, по Монтеню, «не достигнув желаемого, сделали вид, будто желали достигнутого».
Искоренить домашнее рукоприкладство революции не удалось. Зато, пожалуй, она добилась некоторого «равноправия» супругов в этом вопросе. :) Являлось ли это шагом к коммунизму? Поверим Никите Сергеевичу на слово... :)