Лучшие статьи на популярные темы

ЗАЧЕМ НАМ НУЖЕН КУЛЬТ СТРАДАНИЯ

"Когда ты не можешь изменить мир — ты объявляешь боль добродетелью".
У нас герои — не те, кто изменил мир. А те, кого не смог изменить он.
Откуда это? Из голода. Из 37-го. Из “а вдруг подслушают”.
Но кому всё это нужно?

Мы не любим побеждать. Мы любим терпеть. И этим гордимся.

“Вы держитесь там. Всего вам доброго.”

Из всей постсоветской философии — это, пожалуй, самый честный афоризм.
ЗАЧЕМ НАМ НУЖЕН КУЛЬТ СТРАДАНИЯ - 995763027693
Я не знаю, когда именно это стало национальной чертой. Возможно, ещё с тех пор, как люди стояли на морозе под виселицей, а потом — в очереди за хлебом. Или, может быть, с того самого дня, когда матери провожали сыновей не на выпускной, а в лагеря. Но мы, как будто по умолчанию, выбрали не победу — а боль. Не результат — а стойкость. Не свет — а “держаться”.

Мы не спрашиваем: почему так. Мы спрашиваем: сколько ещё терпеть.

И это — не шутка. Это диагноз.

У нас герои — не те, кто изменил мир. А те, кого не смог изменить он.
В других странах герой — это тот, кто построил, преуспел, прорвался. У нас — тот, кто выжил. Кто вышел из лагеря и не сломался. Кто жил на 1200 рублей и “не просил ни у кого”. Кто работал на двух работах, мыл подъезд и “не жаловался”.

Мы гордимся не светом, который зажгли.

Мы гордимся, что дожили до утра, не сойдя с ума в темноте.

Вот в чём странность: даже наши праздники — это больше про боль, чем про радость. 9 мая — про смерть, про потери, про “мы всё равно выстояли”. А День Победы как будто прошёл мимо: парад есть, а победы нет. Только вечный траур в медном горле маршей.

Как будто страна победила, но осталась в психологии узника.

Мы не умеем жить иначе. Мы не умеем себя ценить без страдания.

Попробуй скажи: “Я счастлив”. На тебя посмотрят с подозрением.

Счастье у нас — это либо подозрительно, либо “временно, не радуйся раньше времени”.

Откуда это? Из голода. Из 37-го. Из “а вдруг подслушают”.
Культ страдания — это способ оправдать бессилие.

Когда ты не можешь изменить мир — ты объявляешь боль добродетелью.

Не потому, что так лучше. А потому, что иначе — сойти с ума.

Когда поколение за поколением живёт под кнутом, под подозрением, под страхом, у него исчезает язык свободы. Он заменяется суррогатом: “честь”, “выдержка”, “смирение”.

И всё это звучит красиво, пока не понимаешь, что за этими словами — просто непроработанная травма.

Я часто думаю о детях 80-х и 90-х. О тех, кто вырос уже без Сталина, но с его призраком.

Мы — между мирами. Мы не верим в утопии, но и в себя поверить не можем.

В нас живёт генетическая привычка терпеть. Жить “на авось”. Радоваться, что “не хуже”. Сравнивать не с лучшими, а с худшими.

Мы говорим: “Зато не война”.

Мы говорим: “Лишь бы не было хуже”.

И этим… как будто гордимся.

Слово “успех” у нас считается западным, почти пошлым.

Слово “богатство” — подозрительным.

Слово “победа” — слишком громким, если не прошло через мясорубку.

А вот “терпение” — вот это да. Вот это по-нашему. Вот это святое.

Но кому всё это нужно?

Это нужно тем, кто боится перемен.

Это нужно тем, кто привык держать народ в страхе, но подавать это как “мудрость”.

Это нужно тем, кто знает: человек, гордящийся своим страданием, не будет требовать лучшего. Он будет молиться. Он будет сжигать свечки, а не дворцы. Он будет ходить в “Бессмертный полк”, а не спрашивать, почему у него пенсия на уровне слёз.

Культ страдания — это замена реальной жизни.

Это как если вместо дома тебе вручили гвоздь и сказали: “Терпи, и будет тебе рай. Когда-нибудь.”

И вот ты сидишь в кухне с облупленными обоями, пьёшь чаёк в стакане с подстаканником и говоришь себе:

“Зато я не продался. Зато я не в Америке. Зато я — настоящий.”

А в это время кто-то другой живёт, дышит, меняет, строит.

Потому что он не боится быть счастливым без крестного пути.

Без “победы над болью”.

Просто потому что можно жить — и не страдать.

Можно не терпеть. Можно идти. Можно спорить. Можно мечтать не о куске хлеба, а о жизни со смыслом.

Но сначала — надо признать:

Мы слишком долго гордились болью, потому что нам не разрешали гордиться собой.

Комментарии

  • 5 июн 19:08
    Человек пишет под псевдонимом "Сенатор".
  • 5 июн 19:09
    Откуда же я знаю , спросите у группы.
  • 5 июн 19:13
    Извините, я ошибочно и совершенно нечаянно к Вам обратилась. Думала, что спрашиваю всех.
  • 5 июн 19:13
    А разве мы виноваты? Если в нас это начинают "вкладывать, впихивать" еще до того, как мы научились говорить? У некоторых просто есть иммунитет и он начинает, с возрастом, думать. Правда, изменить ничего не может. Так.. "кухонные" размышления, ничего не меняющие.
  • 5 июн 19:19
    ... Мы не виноваты, нас так учили ... Всех учили, но почему то ты оказался первым учеником ... Фильм "Убить дракона".
  • 5 июн 19:25
    Впихивать что ? Особенно до того как мы научились говорить ?
  • 5 июн 19:30
    "денег нет, но вы держитесь" "Бог терпел и нам велел" "Наши бабушки в поле рожали.." Учат страдать и терпеть.
    Может мы по разному статью поняли?
  • 5 июн 19:40
    Ну хорошо , учат страдать и терпеть . Причем тогда 37 год , так испокон веков было . Автор тоже свалил все в кучу ...
    Кстати , крылатое выражение Медведева вырвано из контекста .
  • 5 июн 20:02
    37 ой для примера. Как и голод.
    И, не из контекста вырвано, а "эффект Манделы". Медв. произнёс другой текст. Это наша память с нами шутку сыграла.
  • 6 июн 07:24
    Не только русская. Вся мировая литература. Не могу вспомнить произведение где нет страдания, преодоления.
    Есть без смирения, у нас тоже не все смиряются в литературе.
  • 6 июн 09:15
    какая горькая ПРАВДА... об этом писал философ В. Шубарт :... " только русский смотрит на мир как на храм и жаждет "жертвы"... Только русский не пытается превратить ближнего в орудие... В этом суть русской идеи братства, составляющей Евангелие будущего... "
  • 8 июн 10:28
    Решительно возражаю. По моему мнению, русские в массе такие же нормальные, как и все. Народы попадают в разные исторические обстоятельства, и в них даже две части одного народа, даже с разделёнными семьями, становятся разными, но это не от природы, не врождённое, преходящее. Доказательства - китайцы КНР, Сингапура и Тайваня, корейцы КНДР и Южной Кореи, немцы ГДР и ФРГ. До 1945 года в Китае был русский город Харбин, где основная масса народа была не интеллигенция и не офицерство, а обычный русский люд, и этот город был на уровне европейских городов и успешно развивался, успешно решал социальные проблемы до самого 1945 года. Описывать русский этнос с прирождённой депрессивностью, виктимностью ненаучно, в конце концов. И, кроме всего, русские за границей не образуют анклавов, не создают коренному населению проблем, адаптируются, делают большой вклад в культуру, экономику и науку стран проживания.
  • 8 июн 10:51
    Вы правы. В принципе. Но речь о людях именно нашей страны. Выехав(?) за её пределы, человек, со временем, меняется. Вокруг другая культура, другие правила и свободы. Хочешь- не хочешь, а изменишься. Человек немного хамелеон. Приспосабливается к окружающей среде.(имхо)
  • 8 июн 10:59
    Так я об этом - существование в разных исторических обстоятельствах - и писал.
  • 8 июн 11:11
    Жил в советском Казахстане среди разных сосланных народов. Всё, описанное в статье, можно было сказать и о них. Потому, что они жили в тех же обстоятельствах, что и русские. Исключением до некоторой степени были только народы, находившиеся в стадии родо-племенного строя, например, чеченцы и ингуши. Только такие народы как-то в этом отличались. В областях Западной Сибири есть много чисто украинских и белорусских сёл со времени Столыпинской реформы. Ничем они от русских в том , что описывает статья, не отличались. И даже немцы и меннониты Алтайского края.