29 июня 1922 года— Шаляпин навсегда покидает СССР
Любую революцию непременно сопровождает эмиграция. Но вопреки распространенному представлению, она не всегда имеет классовый оттенок. Советскую Россию после 1917 года покидали не только «недорезанные большевиками помещики», но и люди, которые относились к новой власти либо нейтрально, либо вполне лояльно. Федор Шаляпин был как раз из таких.
У него имелись все задатки, чтобы стать частью новой системы. Крестьянское происхождение, сторонник революции, знаком с Лениным, Сталиным, Горьким. И советская власть относилась-то к Шаляпину вполне лояльно — специально для него придумала звание народного артиста РСФСР, поставила руководить Мариинским театром.
У него имелись все задатки, чтобы стать частью новой системы. Крестьянское происхождение, сторонник революции, знаком с Лениным, Сталиным, Горьким. И советская власть относилась-то к Шаляпину вполне лояльно — специально для него придумала звание народного артиста РСФСР, поставила руководить Мариинским театром.
Но почему тогда он предпочел заграницу, а не родину? Не сбежал, как стали писать после 1927 года советские газеты, а просто не вернулся с гастролей. Ответ прост, и дает его сам Шаляпин в автобиографии «My Life» («Страницы из моей жизни» в русском переводе):
«...за границей я могу жить более спокойно, более независимо, не отдавая никому ни в чем никаких отчётов, не спрашивая, как ученик приготовительного класса, можно ли выйти или нельзя».
Вот и вся причина. Шаляпин действительно был недоволен своими заработками в России, а еще и тем, что эти заработки обсуждают, в открытую называя его буржуем. Был недоволен тем, что пролетарские начальники, а особенно их жены в красных косынках бесцеремонно вмешиваются в работу театра, пытаясь указывать что и как надо ставить. Ему не нравились обыски в доме, проводимые по многочисленным доносам завистников. Шаляпину много что не нравилось.
Но мысль об эмиграции у него возникла не сразу. Сначала в 1921 году были гастроли в Ревеле (Таллин), спустя несколько месяцев — в Европе и Америке. Половину заработанных денег Шаляпин отдал государству — только на этих условиях оно разрешило выезд.
Третьи гастроли должны были стать самими масштабными — на артиста обрушился вал приглашений из Европы, Америки, Китая, Японии, Австралии. То, что он из них не вернется, Шаляпин знал. Но уезжать без своей многочисленной семьи не хотел. «И вот тут — каюсь — я решил покривить душою, — писал в автобиографии Федор Иванович. — Я стал развивать мысль, что мои выступления за границей приносят советской власти пользу, делают ей большую рекламу».
«...за границей я могу жить более спокойно, более независимо, не отдавая никому ни в чем никаких отчётов, не спрашивая, как ученик приготовительного класса, можно ли выйти или нельзя».
Вот и вся причина. Шаляпин действительно был недоволен своими заработками в России, а еще и тем, что эти заработки обсуждают, в открытую называя его буржуем. Был недоволен тем, что пролетарские начальники, а особенно их жены в красных косынках бесцеремонно вмешиваются в работу театра, пытаясь указывать что и как надо ставить. Ему не нравились обыски в доме, проводимые по многочисленным доносам завистников. Шаляпину много что не нравилось.
Но мысль об эмиграции у него возникла не сразу. Сначала в 1921 году были гастроли в Ревеле (Таллин), спустя несколько месяцев — в Европе и Америке. Половину заработанных денег Шаляпин отдал государству — только на этих условиях оно разрешило выезд.
Третьи гастроли должны были стать самими масштабными — на артиста обрушился вал приглашений из Европы, Америки, Китая, Японии, Австралии. То, что он из них не вернется, Шаляпин знал. Но уезжать без своей многочисленной семьи не хотел. «И вот тут — каюсь — я решил покривить душою, — писал в автобиографии Федор Иванович. — Я стал развивать мысль, что мои выступления за границей приносят советской власти пользу, делают ей большую рекламу».
Выезд с семьей разрешили, хотя большевики были вовсе не дураки. «Рано или поздно, но он от нас удерёт. Это не подлежит для меня никакому сомнению», — писал Луначарский. Но Шаляпин не удрал, а просто уехал и не вернулся.
Ранним утром 29 июня 1922 года артист с семьей помахал последний раз платком друзьям и знакомым с палубы теплохода. А когда он тронулся, музыканты Мариинского театра заиграли на набережной «Интернационал». Под его звуки Федор Шаляпин и покинул Россию.
Ранним утром 29 июня 1922 года артист с семьей помахал последний раз платком друзьям и знакомым с палубы теплохода. А когда он тронулся, музыканты Мариинского театра заиграли на набережной «Интернационал». Под его звуки Федор Шаляпин и покинул Россию.
«ВЕСЬ БЕЛЫЙ СВЕТ ЗАВИДУЕТ РУСИ…»
13 февраля 1873 года родился
великий певец Фёдор Иванович Шаляпин.
Он был любимцем всенародных масс,
Был узнаваем хоть за сотней масок:
Ну, у кого ещё подобный бас,
В котором – столько тембров, столько красок?!
Он был велик, кого ты ни спроси,
Как ни ищи в евонной жизни «крапин»:
Весь белый свет завидует Руси,
Что на её земле рождён Шаляпин!
13.02.25. ( Лев Сидоровский )
29 июня 1922 года Федор Шаляпин дал бесплатный концерт в Большом зале Петроградской Государственной филармонии. Это было последнее выступление певца на родине — вечером того же дня он сел на корабль «Обербюргермейстер Хаккен», который увез его в Германию.
Официальной причиной выезда Шаляпин назвал лечение, на самом деле он знал, что не вернется. Впереди его ждали 16 лет невероятного успеха по всему миру и обожание публики и в то же время — глубокая тоска по России и мечты снова оказаться на родной земле.
В начале XX века Шаляпин был в России певцом номер один. Росла его популярность и за границей, особенно после выступлений с «Русскими сезонами» Дягилева. Федор Иванович стал богатым человеком, но оставался по-настоящему народным артистом, талант которого почитали и аристократы, и простые люди.
После революции 1917 года новая власть благоволила Шаляпину. В 1918 году его назначили художественным руководителем Мариинского театра, но отношение большевиков к нему было своеобразным. Ему ставили в упрек его богатство: сначала отобрали флигель дома на Новинском бульваре, в котором в годы Гражданской войны он содержал госпиталь для раненых, затем уплотнили дом, заняв первый этаж.
Одобрив отъезд в Германию, Шаляпину не дали вывезти с собой почти никаких вещей: перед посадкой на корабль багаж частично конфисковали, оставили лишь несколько ковров, которые он выдал за театральный реквизит.
Из Германии Шаляпин отправился на гастроли по скандинавским странам. Его тут же завалили предложениями, график был расписан на полгода вперед: Европа, Южная Америка, США. Он выступал и в больших залах, таких как Гран-Опера и Плейель в Париже, и в небольших аудиториях — например, в резиденции короля Швеции.
Несмотря на востребованность и всеобщую любовь за рубежом, Шаляпин так и не смог «стать иностранцем» — через все его письма и воспоминания сквозит мечта снова оказаться на родине. Из письма Максиму Горькому от 16 сентября 1927 года: «Я все-таки скучаю о простом, родном сеновале, где так незаменимо попахивает сеном и русскими лошадками; вероятно, надолго, если не навсегда, приходится расстаться с этими милыми запахами, которые вдыхались в течение всей жизни полной и свободной грудью!».
Выровняв свое финансовое положение, Шаляпин стал помогать эмигрантам из России. В 1927 году он пожертвовал крупную сумму детям белоэмигрантов, что вызвало резкое осуждение в СССР. Через месяц Шаляпина лишили звания народного артиста (его вернут посмертно, только в 1956 году), а вскоре запретили ему возвращаться в Россию. Позже власти смягчились и через Максима Горького предлагали артисту вернуться, но он не согласился.
Незадолго до смерти, в 1936 году, Шаляпин написал: «А отчизну мою обожаю! И обожание это ношу и буду носить в сердце моем до гробовых досок...