Комментарии
- Чт 14:45R SИнтересно пожил, респект
. Но мало
- Чт 16:13Геннадий ГавриловВ 60х годах 20 века, издавался ежегодник " Альманах приключений". Там и прочитал об этом удивительном человеке и казаках из его отряда. До сих пор восхищен этими похождениями.
- Чт 16:19Геннадий ГавриловДобавлю, там в остроге у него был любовный роман с дочькой коменданта, чем он и воспользовался.
- Чт 17:48R S ответил Геннадию ГавриловуА грохнул он кого? 🧐
- Чт 19:27Геннадий Гаврилов ответил R SРустем, это же приключения, авантюризм, где правда, а где вымысел, кто же знает ? Писали, что он был убит случайной пулей на крыльце своей хижины, при штурме. Тут можно только добавить, что среди аборигенов Мадагаскара до сих пор встречаються светлокожие люди, будем наивно думать, что это след от наших земляков.
- Чт 19:55Геннадий Торбан ответил Геннадию ГавриловуПосле завоевания Мадагаскара Францией (1896) в Тананариве , главном городе острова, поселилось несколько десятков еврейских семей, так что с происхождением белокожих на острове тоже не совсем ясно
- Сб 07:46R S ответил Геннадию ТорбануНу ваш брат и там есть..
🤔
. Геннадий, без подначки. А вот я помню, что столица АНтанариву(проверю, может и ошибся).
- Сб 07:47R S ответил Геннадию ТорбануОба правы в названии
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Калейдоскоп истории. Обо всём понемногу.
Авантюрист, аристократ, путешественник и король Мадагаскара: удивительная жизнь Морица Бенёвского
Строптивый сын не смирился с последней волей отца и с помощью верных слуг и наемников-гайдуков выгнал сестёр с их мужьями вон. Родственники добились заступничества императрицы Марии-Терезии. Обвинённый не только в «самоуправстве», но и в «ереси», Бенёвский был лишён наследства и скрылся в Польше, где женился по лютеранскому обряду в селе Вельканоц. Занялся изучением мореплавания и географии, готовясь отплыть в Индию, но в 1768 году началось восстание Барской конфедерации, и он присоединился к армии повстанцев. Во время боевых действий проявил себя с лучшей стороны и завязал знакомство с Казимиром Пулавским и другими деятелями польского национального движения.
При подавлении восстания русскими войсками Бенёвский попал в плен, но был выпущен «под честное слово». Вернувшись в строй и пройдя от Хотина к Станиславову, вновь был взят в плен и интернирован в Киев, а оттуда в Казань.
На Волге венгр подружился со шведским ссыльным Адольфом Винбланом, ставшим его верным товарищем в дальнейших приключениях. В ночь на 7 ноября 1769 года Бенёвский, вместе с Винбланом, бежали из Казани. Выкрав документы и подорожную, они смогли беспрепятственно добраться до Санкт-Петербурга. Там Бенёвский попытался договориться с капитаном голландского корабля, выдав себя за английского матроса. Но деньги у беглецов уже закончились, а осторожный голландец, выслушав обещания расплатиться в первом же заграничном порту, предпочёл выдать самозванцев местным властям. В Петропавловской крепости Бенёвский предстал перед следственной комиссией графа Панина. С него взяли подписку «никогда не поднимать оружие против России», а однажды выехав, не возвращаться. Однако, вместо освобождения, 4 декабря 1769 года Бенёвского и Винблана посадили в сани и под конвоем повезли в ссылку на Камчатку, «чтобы снискивали там пропитание трудом своим».
Восемь месяцев двое европейцев добирались до Большерецкого острога. В этом дальневосточном форпосте цивилизации под командой престарелого капитана Григория Нилова служили 70 гарнизонных солдат, и жили 90 штатских, среди которых было много ссыльных. Государственные преступники пользовались полной свободой: они имели оружие и могли ходить куда угодно — бежать с Камчатки было всё равно некуда. Так думали все, но не Бенёвский. Он начал разлагать местное население. На это ушло чуть больше полугода. И 27 апреля 1771 года вспыхнул бунт.
Дорога до Японии заняла два месяца и чуть отрезвила некоторых беглецов. Во время стоянки у необитаемого острова Курильской гряды на галиоте возник заговор уже против Бенёвского. Несколько человек решили свергнуть командира, ещё раз захватить «Святого Петра», вернуться на Камчатку и вымолить прощение. По всем законам жанра заговор был раскрыт, зачинщики приговорены к казни, помилованы, пороты и оставлены на том же острове.
Японцы, не любившие европейцев, доставили на корабль воду и рис, но на берег не пустили. Ещё через месяц «Святой Пётр» добрался до острова Формоза (ныне Тайвань).
23 сентября сильно потрепанный штормами «Святой Пётр» бросил якорь в порту Макао. Там беглецы сошли на берег, деньги за выгодно проданную пушнину дали возможность наесться, переодеться и отдохнуть. Ослабленные долгим переходом и резкой сменой климата путешественники стали жертвами тропических болезней, от которых умерли 15 человек. Но ещё больше, чем потеря товарищей взволновали команду «Святого Петра» известия о том, что Бенёвский представил их губернатору Макао как венгров, подданных польского короля, и решил продать галиот. Судно, предназначенное только для каботажного плавания, и так уже дышало на ладан и путешествие через океан вынести не могло. Тем не менее беглецы, даже верный Винблан, возроптали. Новый бунт был подавлен в зародыше: по просьбе Бенёвского губернатор посадил большинство русских в тюрьму. Помариновавшись в жарком застенке пару недель, беглецы согласились подтвердить полномочия своего командира, были помилованы и отпущены. На двух зафрахтованных французских кораблях интернациональная команда пересекла Индийский океан, обогнула Африку и в июле 1772 года достигла Европы. До берегов Франции с Бенёвским добрались 37 мужчин и 3 женщины. Впервые в истории россияне совершили такое длительное плавание вокруг всего Старого Света.
В феврале 1774-го две с половиной сотни европейцев под командованием Бенёвского высадились на африканском острове, и приступили к строительству города Луибура. Венгерский аристократ был у туземцев в авторитете — мальгаши сочли его потомком правившей на острове династии Римини. Бенёвский эти слухи не опровергал, и 1 октября 1776 года старейшины местных племён провозгласили его новым Ампансакабе, то есть верховным королём острова.
Разочарованный «король Мадагаскара» вернулся в родовое поместье и начал писать мемуары. Но жажда приключений не давала ему сидеть на месте. Во время пребывания в Париже Бенёвский увлёкся шахматами и на этой почве сблизился с американским посланником Бенджамином Франклином, с помощью которого нанял 300 поляков для участия в войне за независимость США. Правда, до Америки граф добрался почти в одиночку — корабли с его войском перехватили англичане. Венгерский авантюрист подал лично Джорджу Вашингтону проект создания многотысячного Американского Легиона, но война вдруг кончилась победой США.
Граф вернулся в Европу, где его одолела тоска по Мадагаскару, которым он так славно правил. В Париже было уже не до Африки, и Бенёвский отправился сперва в Лондон, а затем в Балтимор, где умудрился создать англо-американскую компанию по отъёму Мадагаскара у французов. В 1784 году Ампансакабе вернулся на остров. Мальгаши его ещё не забыли. И с их помощью он основал новый город, назвав его — Мавритания. До Парижа известие о такой наглости бывшего бригадного генерала дошло нескоро. И французский карательный отряд высадился только в мае 1786 года. Французам удалось по тропинке в джунглях обойти укрепления Мавритании и напасть на город с тыла.