Комментарии
- Пт 10:36Алла ИвановаСпасибо за интересный рассказ. Жаль, что дирижабли сейчас не используются.
- Пт 10:56⚜Лера⚜ • ответила Алле ИвановойА мне жаль, что в мире есть оружие. Любое. Не было б его и дирижабли не нужны. Если только подвесить к ним корзину с плетёными креслами и летать любоваться нашей красивой планетой.
- Пт 16:44Алла Иванова ответила ⚜Лере⚜ •Дирижабли можно использовать как транспортное средство. Так было в начале прошлого века.
- Пт 16:47⚜Лера⚜ • ответила Алле ИвановойНу, как вариант. Воздушный трамвайчик))
- Пт 17:00Алла ИвановаИ не только. Если он мог находиться в полете до 20 часов, то это и полеты на внушительные расстояния.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Калейдоскоп истории. Обо всём понемногу.
Самый странный бой Второй мировой войны: 18 июля 1943 года у берегов Флориды произошло сражение германской подлодки и американского дирижабля.
Когда Штаты вступили во Вторую мировую войну, подразделения дирижаблей стали частью военно-морского флота. Компания "Goodyear" производила эти воздушные судна до середины 1943 года, выпуская по 11 штук в месяц. Самыми большими из них были дирижабли класса K, которых было изготовлено 134 единицы.
Они принимали участие в более чем 37 000 патрулях и были особенно незаменимы во время поисково–спасательных операций, отчасти потому, что могли летать низко и долго, иногда по 20 часов подряд. Поскольку подбирать терпящих крушение моряков или сбитых летчиков было непростой задачей, их чаще использовали для поиска и определения места эвакуации, доставки медицинского оборудования и припасов, а так же надувных спасательных шлюпок.
С борта дирижабля была превосходная видимость даже в сильном тумане и низкой облачности. Это было неоценимо при проведении противолодочного патрулирования, поскольку они легко обнаруживали перископы или масляные пятна, которые указывали местоположение вражеских субмарин.
В середине января 1942 года нацистское Кригсмарине приступили к операции "Паукеншлаг" - регулярных атак на торговые суда союзников в Атлантическом океане, которые перевозили военные грузы в Великобританию, Северную Африку и СССР.
Для проведения противолодочного патрулирования были задействованы десятки дирижаблей. Во всех конвоях, которые они сопровождали, не было потеряно ни единого судна от действий врага. Возможно, в этом заслуга не только дирижаблей, поскольку в таких походах присутствовали и надводные корабли и авианосцы в сопровождении самолетов.
Кроме того, дирижабли класса K были оснащены детектором магнитных аномалий, способным обнаруживать искажения в магнитного поля Земли. Большие металлические объекты, такие как массивные немецкие подлодки, как раз и вызывали искажения, которые считывал прибор. Система имела радиус действия всего 120 метров, как раз для такой работы и были идеальны низколетящие дирижабли. Однако, не всегда показания детектора были точны. Иногда он показывал искажения, которые вызвали обломки затонувших кораблей. Для исключения этих помех, их использовали в паре с гидроакустическими буями, которые сбрасывали для создания гидроакустического контакта.
Когда дирижабль замечал вражескую подводную лодку, экипаж немедленно оповещал близлежащие надводные корабли и самолеты наземного базирования. Доктрина ВМС предусматривала, что дирижабли должны оставаться вне досягаемости всплывающих подводных лодок и просто служить ориентирами для военных кораблей и самолетов. Но в некоторых случаях, также описанных в документе, дирижаблям класса K разрешалось атаковать подводные лодки. Для этого у них был небольшой арсенал оружия, который менялся на протяжении войны, но, по большей части, состоял из двух видов вооружений:
1. Сбрасываемый: до четырех глубинных бомб Mark 17 с ударным и глубинным взрывателями или нескольких акустических торпед;
2. Оборонительный пулемет Браунинг 50-го калибра, расположенный в передней части кабины управления.
Выйдя из облаков в темноте ночи командир судна лейтенант Нельсон Г. Гриллс увидел немецкую субмарину в надводном положении. Инструкции предписывали ему доложить о контакте и продолжить наблюдение не вступая в контакт. Однако, примерно в 30 километрах от этого места проходил конвой, состоящий из грузового судна и танкера, поэтому Гриллс посчитал, что времени на подход своих слишком мало.
Дирижабль снизился и с расстояния примерно 220 метров открыл огонь из пулемета. Проходя над субмариной, капитан попытался сбросить бомбы, но механизм заклинило. Нужен еще один проход. Немного опешив от такой наглости, немцы развернули зенитное орудие и ответили. В очередном заходе Гриллсу удалось сбросить бомбу, которая, к слову, не нанесла значительных повреждений, а вот хрупкая конструкция дирижабля не выдержала многократных попаданий немецкого орудия.
Грилз пытался выровнять стремительно падающий дирижабль, но безуспешно. Удивительно, но ни во время боя, ни во время аварийной посадки на воду, экипаж дирижабля не пострадал, по крайней мере серьезно. Оказавшемуся в воде экипажу ничего не оставалось, как наблюдать за тонущим К-74. Понимая, что этот процесс может затянуться надолго, капитан решил вернуться в гондолу и уничтожить секретные документы. Однако, когда он вернулся, то не обнаружил остальных, и поэтому решил добираться до берега вплавь. Его подобрал охотник за подводными лодками SC-657 и доставил на базу.
Остальные члены экипажа продолжали оставаться вместе и были замечены на утро патрулем на самолете-амфибии Grumman G-44 Widgeon. Море было неспокойным и самолет не мог безопасно приводниться. Поэтому было решено, что их заберет находящийся неподалеку эсминец USS Dahlgren (DDG-43). Пока экипаж ожидал прихода корабля, их атаковала акула, в результате чего один человек погиб, произошло это за несколько минут до прибытия помощи.
Сразу после атаки U-134 погрузилась и всплыла перед рассветом. Поднявшийся на борт экипаж сфотографировали всё ещё плавающую гондолу и то что было на ее борту. Позже, эти снимки будут переданы на другую подводную лодку, возвращающуюся в Германию. Продолжив патрулирование, U-134 была атакована и сильно повреждена во Флоридском проливе самолетами с авианосца с USS Croatan (CVE-25). Позже, во время прохождения барьера Бискайского залива, она была потоплена противолодочным фрегатом Королевских ВМС HMS Rothesay, вместе с 48 членами экипажа.
Поскольку Гриллс пренебрег доктриной и атаковал подводную лодку, некоторые чиновники в командовании ВМС желали отдать его под трибунал. Другие наоборот, защищали его утверждая, что он должен получить благодарность за свои действия. В итоге он не получил ни награды ни трибунала. Вместо этого его перевели на должность, где он отвечал за совершенствование тактики дирижаблей.
В 1961 году, когда американцы смогли изучить немецкие архивы, стало известно, что из-за действий Гриллса, немецкая подводная лодка U-134 действительно не смогла продолжить боевую задачу в этом районе. Спустя 20 лет после боя лейтенант Нельсон Гриллс был удостоен награды "Крест за лётные заслуги", а K-74 стал единственным дирижаблем, сбитым в годы Второй мировой войны.