«М» и «Ж» советской школы. Как мальчиков и девочек разделили на 11 лет
Урок в женской школе. Ярославль, 1950 г.
В середине июля 1943 года все внимание советских граждан было приковано к сражению на Курской дуге. Последняя отчаянная попытка гитлеровцев изменить ход войны.
Назад, к царизму? Бои были в самом разгаре, когда 16 июля было утверждено постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943/1944 учебном году в неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов».
Согласно ему, с нового учебного года мальчиков и девочек должны были разделить по мужским и женским школам.
Этот внезапный поворот в советском образовании до сих пор вызывает разные трактовки. Некоторые считают, что товарищ Сталин так «реставрировал» Российскую империю, возвращаясь к ее традициям. Ведь в том же 1943 году в Красной Армии вернули погоны, отмененные после революции.
Но с образованием дело обстоит сложнее.
Равноправия достигли, пора и честь знать В Российской империи образование действительно было полностью раздельным, за исключением коммерческих училищ и некоторых частных учебных заведений. В женских учебных заведениях программы были проще, знаний давали меньше — так проявлялся патриархальный характер общества.
Неудивительно, что одним из первых принципиальных шагов советской власти стал переход к совместному обучению. Это демонстрировало прекращение неравенства между мужчинами и женщинами в Советской республике с юных лет.
Образование в 1920-х — начале 1930-х годов в Советском Союзе было полем экспериментов, многие из которых затем были отвергнуты.
Но к середине 1930-х годов стали звучать иные мнения. Равноправие полов в Советском Союзе достигнуто, а раз так, то можно на новом этапе вернуться к положительному опыту царских школ.
Урок в мужской начальной школе. Саратов, 1949 г.
«Старые бытовые предрассудки» Апологеты раздельного образования писали: «Правильная организация учебно-воспитательной работы требует учёта особенностей физической природы и развития девушек, в соответствии с которыми должна осуществляться подготовка мальчиков и девочек к труду и практической деятельности. Введение раздельного обучения будет содействовать укреплению дисциплины и устранит не всегда здоровые взаимоотношения между противоположными полами».
Что авторы подразумевали под «не всегда здоровыми отношениями» — дерганье за косички или ранние половые связи?
И еще один интересный пункт: «Нововведение может обеспечить более широкий охват девочек школой в национальных республиках и областях, где ещё не преодолены окончательно старые бытовые предрассудки».
Через четверть века после установления советской власти всё еще не удавалось обеспечить девочкам доступ к образованию. В регионах, скажем так, с фундаментальными традициями, их попросту удерживали взаперти.
Оргбюро ЦК ВПБ (б) должно было рассмотреть вопрос еще в мае 1941 года, но тут началась война. В итоге решение ввести раздельное обучение приняли на два года позже.
У нас некем, у нас нечем, у нас не на чем Уверенности, однако, не было никакой. Постановление изначально не было нацелено на повсеместную реформу. На это попросту не было ни материальных, ни человеческих ресурсов.
Как водится у нас, порой все и вовсе выливалось в откровенную фикцию — ввиду отсутствия помещении и учителей, мальчики и девочки по-прежнему зачастую учились в одном здании, но в разных школьных классах.
Для значительного количества учеников 1940-х — 1950-х раздельное обучение так и осталось тем, что было где-то далеко.
Те, кто попал под эксперимент, тоже хлебнули лиха. Например, в первые годы программ для раздельного обучения просто не было, их нужно было писать с нуля. Содержать две школы вместо одной оказалось чрезвычайно накладно. Из-за нехватки учителей количество учеников в одном классе доходило до 45, а директора жаловались на текучку кадров из-за непомерной нагрузки.
К началу 1950-х годов ситуация устаканилась, а сторонники реформы указывали на двукратный рост золотых медалистов как в мужских, так и в женских школах.
Широкая дискуссия Считается, что свертывание реформы были связано со смертью Сталина. На самом деле это не так. Еще в 1950 году в советской прессе началась невероятно свободная для того времени дискуссия о том, какой вид обучения успешнее.
Противники реформы указывали — выяснилось, что теряется социализация. Мальчики и девочки при раздельной системе обучения потеряли навык общения друг с другом. Эту проблему пытались решать путем организации танцевальных вечеров, но, как шутили современники, «у девочек после этого возникало впечатление, что мальчишки нужны исключительно для танцев».
Еще момент: оказалось, что нравы в мужских школах жестче, а старшие ученики активнее втягиваются в криминальную деятельность. Циркуляры об ужесточении дисциплины никак не помогали.
В 1953 году писатель Константин Симонов, главный редактор «Литературной газеты», передал материалы читательской дискуссии в ЦК партии.
Снова вместе В конце учебного года-1953/54 почти в 600 школах Москвы были проведены родительские собрания на тему того, как именно дальше проводить учебный процесс. Хотя голоса раздавались разные, 1 июля 1954 года вышло постановление Совета Министров СССР № 1342 «О введении совместного обучения в школах Москвы, Ленинграда и других городов».
Эксперимент заканчивался, причем так же спешно, как и начинался, — вернуть все на круги своя предписывалось за два месяца. Единственные, кому разрешалось доучиться прежним порядком, были ученики и ученицы выпускных классов.
Обратная встряска длилась около года. Если ученики младших классов привыкали быстрее, то тем, кто раздельным порядком прошел почти весь курс средней школы, пришлось труднее. Но дальше все стабилизировалось.
А споры не прекратились, и даже сегодня порой звучат голоса о необходимости вернуться к раздельному обучению. Правда, до новых больших проб и ошибок дело пока не дошло.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ
Вопросы, ответы, викторины и интересные факты обо всем на свете. Любознательный? Подпишись на телеграм-канал Вопрос-Ответ
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации
Калейдоскоп истории. Обо всём понемногу.
«М» и «Ж» советской школы. Как мальчиков и девочек разделили на 11 лет
Назад, к царизму?
Бои были в самом разгаре, когда 16 июля было утверждено постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943/1944 учебном году в неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов».
Согласно ему, с нового учебного года мальчиков и девочек должны были разделить по мужским и женским школам.
Этот внезапный поворот в советском образовании до сих пор вызывает разные трактовки. Некоторые считают, что товарищ Сталин так «реставрировал» Российскую империю, возвращаясь к ее традициям. Ведь в том же 1943 году в Красной Армии вернули погоны, отмененные после революции.
Но с образованием дело обстоит сложнее.
Равноправия достигли, пора и честь знать
В Российской империи образование действительно было полностью раздельным, за исключением коммерческих училищ и некоторых частных учебных заведений. В женских учебных заведениях программы были проще, знаний давали меньше — так проявлялся патриархальный характер общества.
Неудивительно, что одним из первых принципиальных шагов советской власти стал переход к совместному обучению. Это демонстрировало прекращение неравенства между мужчинами и женщинами в Советской республике с юных лет.
Образование в 1920-х — начале 1930-х годов в Советском Союзе было полем экспериментов, многие из которых затем были отвергнуты.
Но к середине 1930-х годов стали звучать иные мнения. Равноправие полов в Советском Союзе достигнуто, а раз так, то можно на новом этапе вернуться к положительному опыту царских школ.
Апологеты раздельного образования писали: «Правильная организация учебно-воспитательной работы требует учёта особенностей физической природы и развития девушек, в соответствии с которыми должна осуществляться подготовка мальчиков и девочек к труду и практической деятельности. Введение раздельного обучения будет содействовать укреплению дисциплины и устранит не всегда здоровые взаимоотношения между противоположными полами».
Что авторы подразумевали под «не всегда здоровыми отношениями» — дерганье за косички или ранние половые связи?
И еще один интересный пункт: «Нововведение может обеспечить более широкий охват девочек школой в национальных республиках и областях, где ещё не преодолены окончательно старые бытовые предрассудки».
Через четверть века после установления советской власти всё еще не удавалось обеспечить девочкам доступ к образованию. В регионах, скажем так, с фундаментальными традициями, их попросту удерживали взаперти.
Оргбюро ЦК ВПБ (б) должно было рассмотреть вопрос еще в мае 1941 года, но тут началась война. В итоге решение ввести раздельное обучение приняли на два года позже.
Уверенности, однако, не было никакой. Постановление изначально не было нацелено на повсеместную реформу. На это попросту не было ни материальных, ни человеческих ресурсов.
Как водится у нас, порой все и вовсе выливалось в откровенную фикцию — ввиду отсутствия помещении и учителей, мальчики и девочки по-прежнему зачастую учились в одном здании, но в разных школьных классах.
Для значительного количества учеников 1940-х — 1950-х раздельное обучение так и осталось тем, что было где-то далеко.
Те, кто попал под эксперимент, тоже хлебнули лиха. Например, в первые годы программ для раздельного обучения просто не было, их нужно было писать с нуля. Содержать две школы вместо одной оказалось чрезвычайно накладно. Из-за нехватки учителей количество учеников в одном классе доходило до 45, а директора жаловались на текучку кадров из-за непомерной нагрузки.
К началу 1950-х годов ситуация устаканилась, а сторонники реформы указывали на двукратный рост золотых медалистов как в мужских, так и в женских школах.
Широкая дискуссия
Считается, что свертывание реформы были связано со смертью Сталина. На самом деле это не так. Еще в 1950 году в советской прессе началась невероятно свободная для того времени дискуссия о том, какой вид обучения успешнее.
Противники реформы указывали — выяснилось, что теряется социализация. Мальчики и девочки при раздельной системе обучения потеряли навык общения друг с другом. Эту проблему пытались решать путем организации танцевальных вечеров, но, как шутили современники, «у девочек после этого возникало впечатление, что мальчишки нужны исключительно для танцев».
Еще момент: оказалось, что нравы в мужских школах жестче, а старшие ученики активнее втягиваются в криминальную деятельность. Циркуляры об ужесточении дисциплины никак не помогали.
В 1953 году писатель Константин Симонов, главный редактор «Литературной газеты», передал материалы читательской дискуссии в ЦК партии.
В конце учебного года-1953/54 почти в 600 школах Москвы были проведены родительские собрания на тему того, как именно дальше проводить учебный процесс. Хотя голоса раздавались разные, 1 июля 1954 года вышло постановление Совета Министров СССР № 1342 «О введении совместного обучения в школах Москвы, Ленинграда и других городов».
Эксперимент заканчивался, причем так же спешно, как и начинался, — вернуть все на круги своя предписывалось за два месяца. Единственные, кому разрешалось доучиться прежним порядком, были ученики и ученицы выпускных классов.
Обратная встряска длилась около года. Если ученики младших классов привыкали быстрее, то тем, кто раздельным порядком прошел почти весь курс средней школы, пришлось труднее. Но дальше все стабилизировалось.
А споры не прекратились, и даже сегодня порой звучат голоса о необходимости вернуться к раздельному обучению. Правда, до новых больших проб и ошибок дело пока не дошло.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ
Вопросы, ответы, викторины и интересные факты обо всем на свете. Любознательный? Подпишись на телеграм-канал Вопрос-Ответ
Подпишитесь на канал,
чтобы не пропустить новые публикации
Подписаться
Комментарии358