«Надоела ваша реклама». Возмущенная анонимка на советское радио в 1938 году
Реклама, конечно, двигатель торговли, но когда включаешь телевизор или радио на FM, а с относительно недавних пор и всякие RuTube с «замедленным», но пока еще не иноагентским YouTube – и там то и дело реклама. То ли дело было в советские времена. Никакой тебе рекламы по всем двум программам телевизора. И по радио только полезные, развивающие культурность и поднимающие образовательный уровень передачи, которые почему-то поднятию этого уровня у масс не очень помогали, что особенно наглядно проявилось на закате СССР – когда страна дружно бросилась «заряжать» банки Чумаком и «получать установки» от Кашпировского.
И что рекламы совсем не было? С некоторым удивлением узнал, что рекламы даже во времена товарища Сталина было столько, что народ писал «на радио» возмущенные анонимки на тему того, что «деньги уплачены, а слушать нечего». Вот такую анонимку получили в ноябре 1938 года сотрудники Ленинградского радиокомитета: «Я радиослушательница, да не я одна. Таких очень много, которые также до глубины возмущены Вашей передачей: ежедневно 10 минут музыки или песни и полчаса реклама и информация: «Кушайте соус кабуль-соя и крабы» — и каждый день по десять раз это безобразие, или: «Несите поношенную обувь, продайте им, а сами будете разувши» — или: «Идите купите в магазине, простойте в очереди 10 суток и, может быть, достанете небезопасно для жизни».
Только слышишь, все кто-то всё покупает от трудящих. А вот почему вы не рекламируете, где бы трудящий мог бы купить ботинки, галоши, брюки, хотя бы спецовку, уж о костюме и не думай, и спокойно, без мордобития, оскорбления, за свои трудовые деньги. Так радио вы себе поставили и платите денежки и тебя пичкают рекламой пустой и неверной. Спрос на рабочую силу — Вы можете слушать, но пойдите, Вам говорят: «не надо». Потом, под выходной и выходной день, где семья собирается вместе и хотела бы послушать что-нибудь хорошее веселое. Ну нет, Вам дадут раз двадцать соус-кабуль, крабы и еще всякой всячины, потом какую-либо старую пластинку заигранную до всякого шипения, допотопные вещи ни душе, ни сердцу. А есть хорошие вещи, но их дают так редко. Например, музик Брамса, Дунаевского и из оперет как Черный домино, увертюру, арии, Розо-мари, и вообще совсем не передают марши духового оркестра, мало очень русские песни народные, хора Пятницкого и других мало, украинские народные песни, пластинки Шаляпина, Собинова и все таких композиторов, которых мы не знаем, и выберут, что тоска, с ума сойдешь и будут пилить целый вечер.
Пора радио освежить свой репертуар, и как следует, и давать слушателю духовную пищу, да повеселей, и не то, чтобы целый день и вечер смычком ухо пилить. Например, хорошей передачи, концерты наших певцов как Печковского и других по городской трансляции очень дают мало, опереток почти совсем не передают, а насчет симфонии по радио — слушать трудно и скучно.
Слушательница…» Источник: ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 2в. Д. 2883. Л. 51. Копия, опубликовано в сборнике «Ленинград накануне Отечественной войны», 2022, стр.33-34
Немного пояснений: «Так радио вы себе поставили и платите денежки» - При Сталине радиоприемники подлежали обязательной регистрации и их требовалось не только купить в магазине, но и вносить ежемесячную плату за использование. Плату «за приемник» принимали на почте. Отменили регистрацию и абонентскую плату за приемники и телевизоры при Хрущеве. Правда, осталась еще плата за стационарную радиоточку в квартире и за коллективную антенну.
«Кушайте крабы» - это как раз реклама Тех Самых Крабов: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы». Не пользовались тогда популярностью эти крабы. Это сейчас они в разряд деликатесов перекочевали. А тогда все гораздо проще было – зарплаты у советских граждан в 1938 году были не самые высокие. Шиковать особо было не на что.
Зато до войны без проблем продавали соус кабуль-соя. Теперь этот соус проходит по разряду забытых раритетов, люди спорят, как его правильно готовить и на что он вообще похож. За 87 лет, прошедшие с тех пор про соус кабуль-соя благополучно забыли. А между прочим этот соус – один из ингредиентов классической версии салата «Ольвье», в том варианте, как эту закуску готовил знаменитый француз-повар в московском ресторане.
Вот такая интересная анонимка из далекого 1938 года. С проблемами почти как у нас по большому счету. Только у нас теперь не радиоприемники, а телевизоры с сотней телеканалов, стриминговые сервисы и прочие радости. А все равно зрители сидят на диване, переключают пультом каналы и твердят: «Опять смотреть нечего» :)
Калейдоскоп истории. Обо всём понемногу.
«Надоела ваша реклама». Возмущенная анонимка на советское радио в 1938 году
Реклама, конечно, двигатель торговли, но когда включаешь телевизор или радио на FM, а с относительно недавних пор и всякие RuTube с «замедленным», но пока еще не иноагентским YouTube – и там то и дело реклама. То ли дело было в советские времена. Никакой тебе рекламы по всем двум программам телевизора. И по радио только полезные, развивающие культурность и поднимающие образовательный уровень передачи, которые почему-то поднятию этого уровня у масс не очень помогали, что особенно наглядно проявилось на закате СССР – когда страна дружно бросилась «заряжать» банки Чумаком и «получать установки» от Кашпировского.С некоторым удивлением узнал, что рекламы даже во времена товарища Сталина было столько, что народ писал «на радио» возмущенные анонимки на тему того, что «деньги уплачены, а слушать нечего». Вот такую анонимку получили в ноябре 1938 года сотрудники Ленинградского радиокомитета:
«Я радиослушательница, да не я одна. Таких очень много, которые также до глубины возмущены Вашей передачей: ежедневно 10 минут музыки или песни и полчаса реклама и информация: «Кушайте соус кабуль-соя и крабы» — и каждый день по десять раз это безобразие, или: «Несите поношенную обувь, продайте им, а сами будете разувши» — или: «Идите купите в магазине, простойте в очереди 10 суток и, может быть, достанете небезопасно для жизни».
Только слышишь, все кто-то всё покупает от трудящих. А вот почему вы не рекламируете, где бы трудящий мог бы купить ботинки, галоши, брюки, хотя бы спецовку, уж о костюме и не думай, и спокойно, без мордобития, оскорбления, за свои трудовые деньги.
Так радио вы себе поставили и платите денежки и тебя пичкают рекламой пустой и неверной. Спрос на рабочую силу — Вы можете слушать, но пойдите, Вам говорят: «не надо». Потом, под выходной и выходной день, где семья собирается вместе и хотела бы послушать что-нибудь хорошее веселое. Ну нет, Вам дадут раз двадцать соус-кабуль, крабы и еще всякой всячины, потом какую-либо старую пластинку заигранную до всякого шипения, допотопные вещи ни душе, ни сердцу. А есть хорошие вещи, но их дают так редко. Например, музик Брамса, Дунаевского и из оперет как Черный домино, увертюру, арии, Розо-мари, и вообще совсем не передают марши духового оркестра, мало очень русские песни народные, хора Пятницкого и других мало, украинские народные песни, пластинки Шаляпина, Собинова и все таких композиторов, которых мы не знаем, и выберут, что тоска, с ума сойдешь и будут пилить целый вечер.
Пора радио освежить свой репертуар, и как следует, и давать слушателю духовную пищу, да повеселей, и не то, чтобы целый день и вечер смычком ухо пилить. Например, хорошей передачи, концерты наших певцов как Печковского и других по городской трансляции очень дают мало, опереток почти совсем не передают, а насчет симфонии по радио — слушать трудно и скучно.
Слушательница…»
Источник: ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 2в. Д. 2883. Л. 51. Копия, опубликовано в сборнике «Ленинград накануне Отечественной войны», 2022, стр.33-34
«Так радио вы себе поставили и платите денежки» - При Сталине радиоприемники подлежали обязательной регистрации и их требовалось не только купить в магазине, но и вносить ежемесячную плату за использование. Плату «за приемник» принимали на почте. Отменили регистрацию и абонентскую плату за приемники и телевизоры при Хрущеве. Правда, осталась еще плата за стационарную радиоточку в квартире и за коллективную антенну.
«Кушайте крабы» - это как раз реклама Тех Самых Крабов: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы». Не пользовались тогда популярностью эти крабы. Это сейчас они в разряд деликатесов перекочевали. А тогда все гораздо проще было – зарплаты у советских граждан в 1938 году были не самые высокие. Шиковать особо было не на что.