Комментарии
- Сб 13:32Геннадий ТорбанСемитские черты Иванам от искусства в антисемитской стране очень мешали.При этом они забывали .что царская династия последних 300 лет к русскому этносу вообще мало отношения имеет
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Калейдоскоп истории. Обо всём понемногу.
Несыгранная роль Фаины Раневской
27 августа — день рождения Фаины Раневской (1896—1984) — актрисы, у которой было довольно необычное амплуа — она в советскую эпоху не имела себе равных в образе различных старорежимных дам и старух, живших в эпоху «до исторического материализма» (на что указывает, кстати, и её чеховский сценический псевдоним из «Вишнёвого сада»). Ну, а что тут удивительного, в СССР сохранилось очень много, как тогда говорили, «родимых пятен прошлого», и материал для их показа не переводился всю советскую эпоху, а на её закате стал, пожалуй, даже множиться и возрастать пока не затопил собой всё.Для замысла Эйзенштейна Фаина Георгиевна снялась в фотопробах. От этих проб сохранилась фотографии:
Так выглядела бы Фаина Георгиевна в роли «главной злодейки» фильма о Грозном. Но увы... Она не прошла кинопробы. Их должны были утверждать в Москве (съёмки производились в эвакуации, в Алма-Ате), и из столицы, от главы комитета по кинематографии Ивана Большакова, прилетел неожиданный ответ: нет! А объяснение прозвучало примерно такое: «Это что ещё за новости? Чтобы такая гротесковая актриса играла Ефросинью?».
Между тем 24 октября 1942 года Иван Большаков направил секретарю ЦК ВКП(б) письмо:
«Тов. Щербакову А.С.
Эйзенштейн очень просит утвердить на роль Ефросиньи, в фильме «Иван Грозный», актрису Раневскую. Он прислал фотографии Раневской в роли Ефросиньи, которые я направляю Вам.
Кроме того, он прислал её пробу на плёнке, которую я пошлю Вам завтра.
Мне кажется, что семитские черты у Раневской очень ярко выступают, особенно на крупных планах, и поэтому утверждать Раневскую на роль Ефросиньи не следует, хотя Эйзенштейн будет апеллировать во все инстанции».
А Раневская до конца жизни не могла забыть эту свою несыгранную роль. Когда ей задавали о ней вопросы, она обрывала разговор словами: «Вспоминать о тех пробах мне трудно, но и забыть их — тоже».