Справедливая вдова против законов бизнеса: жизнь и решения Софьи Строгановой

Эта красавица — богатейшая женщина страны, мать и жена, литератор и глубокий эконом — прожила неудачную жизнь. Но это не значит, что с неё не стоит брать пример.
«Портрет графини С. В. Строгановой», Жан Монье, 1808 год. © Русский музей, Санкт-Петербург
«Портрет графини С. В. Строгановой», Жан Монье, 1808 год. © Русский музей, Санкт-Петербург
Рай
Редко, но так бывает: человек, у которого есть всё, хочет большего — и не обязательно для себя. Воспитанная в европах на идеалах Просвещения, княжна Сонечка Голицына была из таких.

За границей она получила большое и разностороннее образование, но в 15 лет вернулась в Россию, не зная нашего языка. И вроде бы не беда, тогдашняя русская аристократия даже с кухарками говорила по-французски (какой стыд, кстати). Но Сонечка не только выучила родную речь от а до я, но и вбила золотой костыль успеха, представив блестящий перевод второй части «Божественной комедии» Данте (а чем заняты наши дети-подростки?).

Софья Владимировна была какой-то сверхчеловек. От её красоты, например, у великого поэта Гавриила Державина помешалось в голове. Его стихотворение «К Софье» звучит как церковный гимн (или он всегда так писал? Неважно):
О, сколь, София! ты приятна
В невинной красоте твоей,
Как чистая вода прозрачна,
Блистая розовой зарей!
Составив блестящую партию молодому графу Павлу Строганову, она стала ему нежной любовницей. Сохранилось около 500 писем супругов друг другу, написанных будто солнечным светом и розовым маслом.

В первые, самые блестящие годы правления Александра I молодые Строгановы были дружны со столь же молодой императорской четой. Одно время властитель даже строил Софье амурные козни. Мемуарист Филипп Вигель писал: «Александр I был очень увлечен Софьей Владимировной <...> и особенно обращал на нее взоры <...>. Но графиня сумела себя вести с большим достоинством и сохранить дружественное расположение с царской четой»

Каков класс — мило отказала императору.
«Портрет графа П. А. Строганова», Жан Монье, 1808 год. © Русский музей, Санкт-Петербург
«Портрет графа П. А. Строганова», Жан Монье, 1808 год. © Русский музей, Санкт-Петербург
Вместо всего этого графиня родила пятерых детей — старшего мальчика и четырёх девочек. И все они пережили младенчество, что для начала 19 века — подвиг и чудо. А ещё Софья Владимировна писала акварелью тонкие пейзажи и держала лучший в Петербурге литературный салон.

Не удивлюсь, если выяснится, что Строганова ещё и летать умела.

Ад
Но как оно и бывает, большая война подрубила эти крылья. Граф Павел Александрович, командовавший кавалерийским корпусом, взял с собой в Заграничный поход русской армии против Наполеона 19-летнего сына Сашу. 7 марта 1814 года в сражении под Краоном Саша погиб, сражённый ударом ядра в голову. Отец доставил тело сына в Россию и через три года умер сам, от горя и чахотки.

Если к энциклопедической статье «Удар судьбы» надо будет подверстать конкретный пример из жизни, то я предлагаю выбрать этот.
«Портрет графа А.П. Строганова», миниатюра. Неизвестный художник, перв. четв. XIX в. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Портрет графа А.П. Строганова», миниатюра. Неизвестный художник, перв. четв. XIX в. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Тебе 42 года, ты потеряла и мужа, и наследника. И тебе разом досталась ответственность за 127 090 душ крепостных людей. А также сельхозпредприятия и торговые заведения в Нижегородской губернии. А ещё движимое и недвижимое имущество в Пермском, Оханском, Соликамском, Кунгурском и Екатеринбургском уездах Пермской губернии.

Земли, леса, сенные покосы, соляные промыслы, чугуноплавильные и железоделательные заводы. И (восклицательным знаком на этом торте) — казенные и частные долги на 1,893 млн рублей серебром. Граф Павел был легкомысленным управленцем.

Ты стоишь по колено в рухнувшей бизнес-империи, а на плечах твоих, привыкших к лирическим пейзажам, расположились четыре несовершеннолетние дочери.

Что ж, Софья Владимировна засучила рукава и принялась работать. Она выстроила централизованную структуру своего хозяйства: пять территориально-хозяйственных округов через два управления подчинялись Главной Санкт-Петербургской конторе. Для решения мелких вопросов в регионах присутствия были учреждены выборные органы местного самоуправления: один представитель от десяти домохозяйств (включая крепостные).

Строганова снизила оброк, но ввела обязательное страхование недвижимости в своих землях: 1% от цены здания в год. И когда в 1842 году столица пермских владений Строгановых Усолье выгорела в страшном пожаре, честно потратила 23827 руб. 82 коп. страховых денег на восстановление домов крестьян и промысловых работников.
Строгановский дворец (Невский проспект, 17, Санкт-Петербург), из которого Софья Владимировна 27 лет и 8 месяцев управляла своей империей
Строгановский дворец (Невский проспект, 17, Санкт-Петербург), из которого Софья Владимировна 27 лет и 8 месяцев управляла своей империей
Специалистов для управления бизнес-империей должны были поставлять организованные Софьей Владимировной Земледельческая школа в Москве и Горнозаводская школа в Санкт-Петербурге. Студентов для этих вузов графиня выращивала в собственном хозяйстве, в оплачиваемых из её кармана двухклассных приходских школах.

А ещё графиня учредила особый «ссудный и коммерческий» капитал для своих крепостных, вложив в него 50 тыс. рублей: крестьяне могли получить тут ссуду до 300 рублей под 4% годовых на хозяйственные нужды и развитие мелкого предпринимательства. Строганова даже повелела давать вольную отдельным категориям своих работников (вместе с женами и малолетними детьми) за 20-40 лет трудового стажа. И платила им пенсии.

Просвещённая Россия рукоплескала опытам графини. В 1837 году в зале собраний Вольного экономического общества в Петербурге установили её бюст. Параллельно, кстати, Софья Владимировна вырастила и выдала замуж всех дочек. Всех четырёх — очень удачно.

В марте 1845 года 69-летняя графиня умерла от паралича сердца. Сумма только казённых долгов Строгановского майората на тот момент составляла уже 2,5 млн рублей — почти на 0,6 млн больше, чем до начала реформ.
«Портрет Софьи Владимировны Строгановой», неизвестный художник, нач. 1830-х гг. © Пермский краеведческий музей
«Портрет Софьи Владимировны Строгановой», неизвестный художник, нач. 1830-х гг. © Пермский краеведческий музей
Я 18 лет служил деловым журналистом, так что в этом месте рассказа начинаю испытывать смешанные чувства. Чтобы жить, хозяйство должно зарабатывать. В противном случае все громкие экономические преобразования с их прогрессивной пенсионной системой следует считать неудачными. А империя Софьи Владимировны, получается, тратила больше, чем зарабатывала.

С другой стороны, главному поверенному в Ильинском управлении Строгановского майората графиня так сформулировала свою экономическую политику: «Больше всего заботиться о благосостоянии вверенных ему крепостных людей, а затем уже о доходах с имения». Да, благосостояние обеспечивалось за счёт ссуд в Заёмном банке и оплачивать этот пир духа пришлось следующим поколениям Строгановых.

Ну и ладно, потомки всё равно остались чудовищно богаты. Немножко меньше, чем могли бы. Но за более справедливые принципы распределения результатов труда не грех и немножко заплатить.

К. Вишнепольский

Комментарии

Комментариев нет.