Эмоционировать мы научаемся гораздо раньше, чем мыслить. Базовая безопасность формируется в самом раннем младенческом возрасте. И где не обнаруживается безопасность, мы чувствуем страх. Где нам комфортно и безопасно – спокойствие и умиротворение. Мы чувствуем боль, и чтобы это изменить приходит эмоция злости, которая и побуждает малыша голосить во все горло, чтобы значимый взрослый помог убрать боль. Обратите внимание, какой набор эмоций и чувств здесь уже перечислен: страх, спокойствие, злость, безопасность, опасение, тревога, умиротворение. Эмоции имеют животное начало, являются побуждением к действию. Они первичнее мышления – более глубинного, осознанного и целеустремлённого процесса. Проблема в том, что наш мозг заточен на экономию энергии. Возможно, слово «проблема» не совсем корректное в данном контексте, ведь в экономии энергии есть существенные плюсы. Но проблемой это становится для адаптации. Мозг в самом своём зачатке соединяет эмоцию и поведение, приведшее к желаемому, и закрепляет этот механизм как рабочий. В дальнейшем при столкновении с небезопасностью, например, мы избираем уже имеющийся механизм поведения. Если рассматривать наше поведение с точки зрения реакций «бей, беги, замри», можно понять, какой механизм мы выбираем чаще всего. «Бей, беги, замри» - поведенческие реакции на опасность. Так получается, что эмоция, возникающая в нас, вызывает полное доверие. Люди не привыкли сомневаться в собственных эмоциях. Если человек чувствует страх и он привык на страх реагировать избеганием, он уходит в избегание. Выглядит это у всех по-разному. Кто-то, чувствуя назревающий конфликт, переводит тему разговора, старается закончить разговор совсем или выбирает больше никогда не общаться с этим человеком. А еще бывает, что человек чувствует вину, когда его обвиняют. И он так сильно привык к этому механизму, что начинает нападать на себя каждый раз, когда кто-то его обвинил. Без разбора, без анализа. Или на обнаружение какого-то факта о себе человек привык чувствовать стыд. Причем, удивительно, но порой даже на обнаружение положительного факта человек может чувствовать стыд. Например, коллега Маруси обнаружил её креативность и изобретательность. Он так и говорит во всеуслышание: о, Маруся, ты такая креативная и изобретательная. А Марусе хочется сбежать от стыда. Она тут же старается преуменьшить свою креативность и изобретательность, обесценить, сказать, что все так умеют и в этом нет ничего удивительного и стоящего внимания. Попробуйте отслеживать свои эмоции и побуждения. На что вас побуждает та или иная эмоция. Этот практический опыт поможет расширить поведенческие ограничения и увидеть выбор; «А как я хочу себя повести?» Любовь Кицкан, интегративный психолог-консультант Записаться ко мне на консультацию можно сообщением в WhatsApp +7 958 640-39-77 Telegram @liubovkickan
Психолог Любовь Кицкан
Как на нас влияют эмоции
Эмоционировать мы научаемся гораздо раньше, чем мыслить.
Базовая безопасность формируется в самом раннем младенческом возрасте. И где не обнаруживается безопасность, мы чувствуем страх. Где нам комфортно и безопасно – спокойствие и умиротворение. Мы чувствуем боль, и чтобы это изменить приходит эмоция злости, которая и побуждает малыша голосить во все горло, чтобы значимый взрослый помог убрать боль. Обратите внимание, какой набор эмоций и чувств здесь уже перечислен: страх, спокойствие, злость, безопасность, опасение, тревога, умиротворение.
Эмоции имеют животное начало, являются побуждением к действию. Они первичнее мышления – более глубинного, осознанного и целеустремлённого процесса.
Проблема в том, что наш мозг заточен на экономию энергии. Возможно, слово «проблема» не совсем корректное в данном контексте, ведь в экономии энергии есть существенные плюсы. Но проблемой это становится для адаптации. Мозг в самом своём зачатке соединяет эмоцию и поведение, приведшее к желаемому, и закрепляет этот механизм как рабочий. В дальнейшем при столкновении с небезопасностью, например, мы избираем уже имеющийся механизм поведения. Если рассматривать наше поведение с точки зрения реакций «бей, беги, замри», можно понять, какой механизм мы выбираем чаще всего. «Бей, беги, замри» - поведенческие реакции на опасность.
Так получается, что эмоция, возникающая в нас, вызывает полное доверие. Люди не привыкли сомневаться в собственных эмоциях. Если человек чувствует страх и он привык на страх реагировать избеганием, он уходит в избегание. Выглядит это у всех по-разному. Кто-то, чувствуя назревающий конфликт, переводит тему разговора, старается закончить разговор совсем или выбирает больше никогда не общаться с этим человеком.
А еще бывает, что человек чувствует вину, когда его обвиняют. И он так сильно привык к этому механизму, что начинает нападать на себя каждый раз, когда кто-то его обвинил. Без разбора, без анализа.
Или на обнаружение какого-то факта о себе человек привык чувствовать стыд. Причем, удивительно, но порой даже на обнаружение положительного факта человек может чувствовать стыд.
Например, коллега Маруси обнаружил её креативность и изобретательность. Он так и говорит во всеуслышание: о, Маруся, ты такая креативная и изобретательная. А Марусе хочется сбежать от стыда. Она тут же старается преуменьшить свою креативность и изобретательность, обесценить, сказать, что все так умеют и в этом нет ничего удивительного и стоящего внимания.
Попробуйте отслеживать свои эмоции и побуждения. На что вас побуждает та или иная эмоция.
Этот практический опыт поможет расширить поведенческие ограничения и увидеть выбор; «А как я хочу себя повести?»
Любовь Кицкан, интегративный психолог-консультант
Записаться ко мне на консультацию можно сообщением в
WhatsApp +7 958 640-39-77
Telegram @liubovkickan