В первые дни Рождественского поста в музее открылась выставка о епископах-духовных писателях, служивших в Уфимской епархии.

И это не случайно. Многие из них знали и любили творчество С.Т. Аксакова и его сыновей-славянофилов.
«Слово он умел согласовывать всегда с делом, и в этом красота и правда его жизни. Юношески-жизнерадостный всегда, бесхитростно просто и доверчиво относившийся ко всем, христиански сострадательный, кроткий, правдивый, беспредельно-добрый, он умел покорять себе сердца не только взрослых, но и детей. <…> Он умел ценить, понимать и наслаждаться чудной красотой великого Божьего мира», — таким рисовал образ «подлинно-русского писателя-христианина» в своем «Слове об Аксакове» в 1909 году архимандрит Мефодий (Красноперов), ректор Уфимской духовной семинарии, - «Аксаков полюбил до конца жизни все родное, русское, русскую природу, сельский труд, русский быт, родной уклад жизни — полюбил свое Отечество, свою дорогую Родину. Чтобы выразить свое внимание великому нашему писателю, человеку, чтобы порадовать его бессмертный дух и самим взять спасительный урок христианской жизни, постараемся, братья, обратить серьезное внимание на воспитание и совершенствование лучших, фундаментальных в жизни человека возрастов детства и юности... давайте им здоровую духовную пищу!»
Святитель Мефодий (Красноперов), который был сам так похож характером на С.Т. Аксакова, служил до принятия епископства в Уфимской епархии более 8 лет до 1913 года, он был убит в 1921 году и впоследствии прославлен в лике святых как священномученик. Из десяти епископов-писателей, служивших в Уфимской епархии, пять было прославлено в лике святых.
Кураторскую экскурсию по выставке провела старший научный сотрудник музея Татьяна Петрова. Она рассказала об иерархии в Православной церкви, о передаче Божией благодати от первых апостолов до священников наших дней через рукоположение епископов, архиереев. Их трудами устраивается церковная жизнь в подведомственной епархии. Епархии объединены в митрополии, которые возглавляют митрополиты. Митрополии Русской православной церкви объединены в Московский патриархат. Во главе его стоит Патриарх всея Руси. Границы епархий и митрополий со временем менялись для удобства их управлением. Уфимская епархия выделилась в самостоятельную в 1859 году, и в ней после этого служило немало епископов - духовных писателей.
Одним из первых епископов на новой кафедре стал владыка Петр (Екатериновский). Он писал книги для монашества, которые не устарели и сегодня. Много лет подвизавшийся в Оптиной Пустыни, он писал книги об устроении монашеской жизни. Свои сочинения он жертвовал в пользу Оптиной пустыни. В Уфимской епархии он прослужил семь лет.
Его сменил на Уфимской кафедре епископ Никанор (Бровкович), который также прослужил здесь семь лет. Уфимская епархия стала первым его самостоятельным архиерейским постом. Он был инициатором периодического издания «Уфимские епархиальные ведомости», где печатались проповеди миссионеров, что прославило газету по всей России. Епископ Никанор был философом-богословом, и впоследствии стал доктором богословия. Основной труд епископа Никанора «Позитивная философия и сверхчувственное бытие» в трёх томах — философский труд, в котором автор попытался с научных позиций обосновать существование Бога и бессмертия человеческой души.
Продолжила рассказ о духовных писателях - епископах Ирина Николаевна Ентальцева, заведующая библиотекой Крестовоздвиженского храма, которая предоставила немало экспонатов для этой выставки. Она рассказала о прославленном миссионере, епископе Дионисии (Хитрове), которого называли апостолом Якутии, он повторил там подвиг святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создав якутскую азбуку, чтобы перевести на якутский язык Священное Писание и богослужебные тексты, участвовал в их переводе. Он обратил в православие десятки тысяч людей, по его инициативе строились храмы и школы, он устраивал церковную жизнь в самых глухих местах в Якутии, и затем, в конце его жизни, когда по состоянию здоровья он был переведен в Уфу - и в Уфимской епархии. Его миссионерские записи и дневники выходили в «Уфимских епархиальных ведомостях», а сам он продолжал миссионерские поездки и в старости, став Уфимским епископом. Шеститомник его трудов «Стопами миссионера» издан недавно, и готовятся материалы к прославлению его в лике святых.
Епископ Иустин ( Полянский), назначенный после него на Уфимскую кафедру, был талантливым писателем - популяризатором, он умел перелагать святоотеческие труды для народного чтения. Писал он и о местночтимых святых и иконах, праздниках, писал и духовные стихи, и молитвы. Его сочинения вышли в 12 томах, а сам он был прославлен в лике святых. Во всех местах своего служения владыка Иустин был неутомимым строителем и благоустроителем: возводил новые храмы, благоустраивал монастыри и архиерейские дома, разводил сады, открывал типографии, учреждал епархиальные братства, способствовал открытию новых школ, подготовке преподавателей. Он прослужил в Уфе всего четыре года и по старости лет и слабости здоровья ушёл на покой, в затвор.
Митрополит Антоний (Храповицкий), всемирно известный церковный деятель, богослов, педагог, последователь ранних славянофилов, считавший Аксаковых лучшими русскими людьми, когда в начале 20 века был назначен епископом на Уфимскую кафедру, проповедовал на родине Аксаковых их идеи словом и делом. Он приехал служить сюда вместе со своими лучшими учениками, будущими епископами-священномучениками - Андроником (Никольским), Фаддеем (Успенским), вскоре приехал к ним и Мефодий (Красноперов). Все они публиковали свои первые проповеди в «Уфимских епархиальных ведомостях», были преподавателями Уфимской духовной семинарии, Андроник и Мефодий - её ректорами, все они внесли весомый вклад в развитие церковной педагогики и миссионерского дела. Были учениками владыки Антония (Храповицкого) и епископы Уфимские Андрей (Ухтомский) и Симон (Шлеев), много трудов положившие на воссоединение старообрядцев с православной церковью в рамках единоверия. Епископ Уфимский Симон (Шлеев) был убит в Уфе по дороге из храма и прославлен в лике святых как священномученик.
Тема «Духовные писатели-епископы, служившие в Уфимской епархии» оказалась настолько неисчерпаемой, что собравшиеся решили продолжить знакомство с этими подвижниками и собраться еще раз в середине декабря, чтобы поговорить о священномучениках Андронике (Никольском), Фаддее (Успенском), архиепископе Андрее (Ухтомском). Следите за нашими анонсами.
На выставке представлены книги духовных писателей -епископов, современные и дореволюционные издания из библиотеки Крестовоздвиженской церкви, церковные облачения и утварь из фондов Национального музея, а также многочисленные фотографии, в том числе уфимских храмов, разрушенных в советское время, из фондов нашего музея.

В первые дни Рождественского поста в музее открылась выставка о епископах-духовных писателях, служивших в Уфимской епархии. - 968947564888
В первые дни Рождественского поста в музее открылась выставка о епископах-духовных писателях, служивших в Уфимской епархии. - 968947567704
В первые дни Рождественского поста в музее открылась выставка о епископах-духовных писателях, служивших в Уфимской епархии. - 968947570520
В первые дни Рождественского поста в музее открылась выставка о епископах-духовных писателях, служивших в Уфимской епархии. - 968947572312
В первые дни Рождественского поста в музее открылась выставка о епископах-духовных писателях, служивших в Уфимской епархии. - 968947574616
В первые дни Рождественского поста в музее открылась выставка о епископах-духовных писателях, служивших в Уфимской епархии. - 968947576920
В первые дни Рождественского поста в музее открылась выставка о епископах-духовных писателях, служивших в Уфимской епархии. - 968947579992
В первые дни Рождественского поста в музее открылась выставка о епископах-духовных писателях, служивших в Уфимской епархии. - 968947581784

Комментарии

Комментариев нет.