Развивающие игры для детей дошкольного возраста

Развивающие игры для детей дошкольного возраста - 5375312619483

Развивающие игры для детей 4 лет

В период четырех лет ребенок начинает активно развивать координацию движений и произвольное внимание — способность осознанно направлять свое внимание на объект и удерживать концентрацию.
В этом возрасте дети лучше воспринимают информацию через практику, действие и телесное взаимодействие. Игра должна быть насыщенной, включать динамичные задания с яркими элементами, стимулирующими мелкую моторику и воображение.
Четыре года — это возраст активного развития речи, воображения и начала осознанного общения. В этот период мозг ребенка особенно восприимчив к ролевым играм.
В 4 года дети начинают понимать правила, но еще не могут их строго соблюдать. Важно не давить на результат, а поддерживать интерес к процессу

Игры на мелкую моторику и логику
Для детей четырех лет подойдут игры, развивающие мелкую моторику и сенсорное восприятие. Это, например:
простые конструкторы с крупными деталями;
пазлы до 35 элементов;
мозаика;
сенсорные коробки — емкости, заполненные материалами разной формы, структуры, цвета и консистенции, например смесью круп, в том числе окрашенных в разные оттенки;
сложные сортеры по цвету, форме, размеру;
лото;
домино с картинками;
простые шашки.

Игры на развитие речи
Развитие речи — один из ключевых навыков в этом возрасте. Родителю особенно важно в этот период активно общаться с детьми, задавать им вопросы и самому развернуто отвечать на те, что заданы ребенком. Обогащать словарный запас ребенок может и в игре с взрослым.

«Кто кем был?»
В эту игру можно играть как дома, так и на улице. В домашних условиях можно показывать предметы, о которых идет речь, на карточках или в книге.
Как играть:
Назовите ребенку несколько слов, обозначающих разные предметы, и спросите: как он думает, кем или чем они были раньше? Например, дерево было желудем, птица — яйцом.
Помогите ребенку составить правильные ассоциации.

«На что похоже...»
Эта игра поможет ребенку разнообразить речь, сделать ее более богатой. А вдобавок поможет осознать свои эмоции и чувства.
Как играть
Спросите у ребенка, на что похожи ощущения, которые он испытывает. Например: «На что похожа любовь?», «На что похожа злость?»
Помогите ребенку составить образное, яркое описание. Например, злость похожа на ежика: она такая же колючая. Любовь похожа на солнце — она теплая и ласковая.

Сюжетно-ролевые игры
Дети в этом возрасте обожают подражать взрослым, поэтому начинают любить игры, имитирующие взрослую жизнь, — например, походы в офис, в магазин, к врачу. Такому возрасту подходят следующие игры:
сюжетно-ролевые — с куклами (дочки-матери, «поход к врачу»);
сюжетно-ролевые — с машинками (в парковку, в автомойку);
в школу/детский сад;
в магазин;
отправляемся в поход — что взять с собой.
Такие игры в том числе довольно терапевтичны, отметил Шестаков. Например, играя в доктора, ребенок прорабатывает возможную «боязнь белого халата». Играя в дочки-матери — осознает и принимает социальные нормы. А при игре в магазин — учится общаться и считать.

Развивающие игры для детей 5 лет

В пять лет дети уже начинают осваивать более сложные формы игр. У них развивается умение ориентироваться в пространстве и времени. Актуальны будут игры на внимание, развитие памяти, небольшие головоломки, игры с правилами.

«Пятилетие — время развития логического мышления и усложнения социальных навыков. Ребенок уже может концентрироваться на задаче 10-15 минут, понимает причинно-следственные связи. Это идеальный возраст для введения игр с простыми правилами и элементами соревнования», — пояснил Шестаков.

В этот период важно поддерживать в ребенке уверенность в своих силах, чтобы способствовать развитию его психологической устойчивости

Игры на внимание
Для пятилетних актуальны игры, развивающие оперативную память, внимание, причинно-следственные связи. Вдобавок к тем, во что играл ваш ребенок в четыре года, это могут быть также:
простые настольные игры с карточками — например, «Соображарий», «Черепашьи бега»;
лабиринты;
«Я смотрю и нахожу...» — поиск и называние разных предметов; особенно хорошо играть в дороге, когда можно обратить внимание на то, что за окном машины или поезда;
простой маджонг — поиск парных картинок;
поиск изображений по заданию в виммельбухах (это книги почти без текста, но с очень детализированными иллюстрациями, они тренируют словарный запас и внимательность);
пазлы на 60-100 деталей;
шашки;
шахматы с упрощенными правилами.
Даже без специальных игрушек с ребенком в этом возрасте можно тренировать внимание. Например, с помощью таких игр:

«Что пропало?»
Как играть
Положите на стол несколько предметов — это могут быть игрушки, фломастеры, наклейки. Для начала можно положить четыре-пять предметов.
Предложите ребенку в течение минуты хорошо рассмотреть и запомнить их.
Попросите ребенка закрыть глаза и уберите один предмет.
Задача ребенка — определить, что пропало.
С каждым разом можно увеличить количество предметов, а вместе с этим усложняйте задание.

Ассоциации
Как играть
Загадайте простое понятие — например, яблоко.
Предложите ребенку назвать ассоциации к этому слову. Например, сладкое, красное, растет на дерево, витаминное.
В следующий раз можете сами перечислить ребенку ассоциации, а он пусть угадает, какое слово за ними скрывается. Например, бумажная, с картинками, со сказками — это книга.

Развивающие игры для детей 6 лет

Для шестилетних детей игры становятся более коллективными. В этом возрасте дети могут уже осваивать довольно сложные игры с элементами стратегии, они осознают основные социальные нормы. Важное значение здесь имеет развитие коммуникативных навыков, поэтому игры, которые требуют взаимодействия с другими детьми, будут полезны.

В предшкольный период формируется произвольное внимание и самоконтроль. Дети готовы к более сложным заданиям, требующим планирования и последовательности действий. Важно не перегружать, но и не недооценивать их возможности.

Для детей шести лет рекомендованы игры на развитие творческого мышления, самостоятельного планирования и воображения. Например:
наборы для строительства из мелких деталей;
наборы для творчества (лепка, простые картины по номерам);
игры в театр с небольшими сценками;
логические головоломки;
обучающие квесты;
простые настольные игры;
шахматы с полными правилами;
пазлы на 150+ деталей;
слова — как классическая версия, так и с измененными правилами, например игра в синонимы или антонимы;
мелкая мозаика.

В этом возрасте особенно хорошо играть с ребенком в игры, в которых сочетаются умственная и физическая активность. Например, «Правда или неправда».

Правда или неправда?
В эту игру особенно весело играть с большой компанией детей. Изначально ведущим может быть взрослый или старший ребенок из компании, а после игроки могут меняться ролями по очереди.
Как играть
Ведущему нужно назвать какой-то простой факт — например, коровы умеют летать.
Задача игроков — правильно отреагировать на сказанное. Если то, что сказал ведущий, неправда — затопать ногами, а если правда — хлопать в ладоши.

Универсальные игры для детей 4, 5 и 6 лет

Развивающие игры — это не только спокойные занятия дома за столом или в детской. Заниматься развитием логики и памяти ребенка можно и на улице, в ходе активных игр — например, в салочки или прятки. Такие игры подходят ребятам всех указанных возрастов — как 4-5, так и 6 лет.

«Съедобное — несъедобное»
Для этой игры нужен мяч, играть можно вдвоем и большими компаниями.
Как играть
Участники располагаются полукругом или строятся в ряд лицом к ведущему — лучше, чтобы для начала это был взрослый. Ведущий держит мяч в руках.
Ведущий по очереди бросает мяч участникам, одновременно называя любой объект или предмет (например, яблоко, диван, конфета, карандаш). Называйте знакомые детям предметы, чтобы игроки смогли уловить и полностью осознать суть игры.
Если называется съедобный предмет, ребенок должен поймать мяч.
Если назван несъедобный предмет, мяч нужно отбить.
Если игрок ошибся, он исполняет какое-нибудь задание (например, отжаться пять раз) или сам становится ведущим.

«Красный свет, зеленый свет»
Игра подходит минимум для трех игроков: чем больше, тем веселее.
Как играть
Один из участников (взрослый или старший ребенок) назначается ведущим — «светофором». Остальные игроки размещаются на стартовой линии подальше от «светофора».
«Светофор» поворачивается лицом к игрокам и громко произносит фразу: «Зеленый свет!». Все игроки начинают двигаться к нему, а «светофор» — медленно отворачиваться от них. Задача игроков — как можно ближе подойти к ведущему.
Внезапно «светофор» произносит: «Красный свет!» — и быстро поворачивается лицом к игрокам. Те, кто продолжает двигаться, возвращаются на исходную точку. Задача — успеть осалить ведущего до того, как «светофор» объявит запрет движения.
Первый игрок, успевший дотронуться до ведущего, становится новым «светофором», и игра возобновляется.

«Горячо — холодно»
Для этой игры понадобится любой предмет — игрушка, книга или даже камень необычной формы. Игроков — минимум двое.
Как играть
Среди детей выберите одного игрока, которому предстоит искать спрятанный предмет.
Другие участники заранее должны спрятать «сокровище» там, где водящий не видит. Когда все будет готово, предложите игроку начать поиски предмета.
Игрок отправляется на поиски, пытаясь определить, куда могли спрятать предмет. А остальные помогают ему, давая подсказки определенными словами:
«Холодно!» — если игрок ушел далеко от предмета.
«Теплее!» — если игрок на верном пути.
«Жарко!» — если игрок совсем близко к предмету.
«Горячо!» — если игрок буквально возле спрятанного предмета.
Когда водящий находит спрятанный предмет, он становится победившим и выбирает нового водящего.

Как выбрать развивающую игру для ребенка
Главный принцип — наблюдать за ребенком. Если он легко отвлекается, начните с коротких игр. Если любит фантазировать — выбирайте ролевые игры. Застенчивому ребенку не нужно навязывать групповые активности — это может только усилить тревожность.