Восстанавливаем деревенский праздник - 962886061222

Восстанавливаем деревенский праздник

Доклад руководителя лаборатории традиционной культуры Красногорского района Екатерины Бобровой, прозвучавший на конференции «Традиционная культура в полиэтническом пространстве», был посвящен восстановлению старообрядческого деревенского праздника Вознесения Господня в деревне Бараны Красногорского района. Праздник восстанавливается в рамках проекта «Публичный архив традиционной культуры Удмуртии». И живой рассказ Екатерины Павловны о том, как идет подготовка к этому событию, интересен не только участникам проекта, но и всем нашим читателям.

– Материалы полевых исследований Вятского государственного университета убедительно свидетельствуют о том, что одним из способов сохранения культурных традиций старообрядчества являлась система праздников. В каждой деревне в то или иное время проводился какой-либо праздник.
Женщины деревни Бараны на сенокосе. Первый ряд: Анна Гагарина, Анна Конышева (Кондрашиха – раньше в деревне жену часто называли по мужу. Имена женщин и фамилии могли повторяться, поэтому, например, если муж Кондрат, то жена Кондрашиха), Евдокия Левоновна
Женщины деревни Бараны на сенокосе. Первый ряд: Анна Гагарина, Анна Конышева (Кондрашиха – раньше в деревне жену часто называли по мужу. Имена женщин и фамилии могли повторяться, поэтому, например, если муж Кондрат, то жена Кондрашиха), Евдокия Левоновна
На территории нашего поселения в деревне Лупашино летом праздновали «Пятое» – отмечался он на пятой неделе после Пасхи. В двух деревнях – Старо-Беляево и Кулемино – третьего июня проходил «Царь Константин». В Смольниках праздновали «Шестое» – на шестой неделе от Пасхи, в Захватае, Ефремово и Шишах – Заговенье. В такие праздничные дни в одну деревню съезжались все соседи – так сохранялась духовная и родственная связь между селениями.

На один из таких восстановленных праздников и у нас в деревню Бараны съезжаются гости со всей округи. Это праздник Заговенье – он был восстановлен в 2008 году. Но это все-таки не Барановский праздник, и жители деревни Бараны невольно стали заложниками этого события. Получилось так, что они проводят праздник для других, между тем как у них есть свой праздник – Вознесения Господня. Он проходит на сороковой день после Пасхи и всегда приходится на четверг. В этом году Вознесение Господне отмечается у нас 13 июня.
Семья жителей деревни Бараны. Первый ряд: Вера Аносовна и Ефтей Демитриевич Конышевы, второй ряд: сын Петр Ефтеевич с женой Соломонидой и их дочери Анна и Люба. Фотография 1960-х годов
Семья жителей деревни Бараны. Первый ряд: Вера Аносовна и Ефтей Демитриевич Конышевы, второй ряд: сын Петр Ефтеевич с женой Соломонидой и их дочери Анна и Люба. Фотография 1960-х годов
Идея восстановления этого праздника появилась года два назад, и вот в июне этого года он будет проведен впервые. Нам очень повезло, что в декабре 2023 года мы стали участниками проекта «Публичный архив традиционной культуры севера Удмуртии», а восстановление и проведение праздника Вознесения в деревне Бараны прописано в календарном плане. И сейчас у нас появились единомышленники и помощники, к которым всегда можно обратиться за помощью.

Важной составляющей сбора информации, конечно же, является общение со старожилами деревни. И в первую очередь мы пошли к ним. Одной из информантов была Надежда Михайловна Логинова (1956 г.р.), которая родилась, выросла и живет в деревне Бараны. У нее оказалась богатая коллекция старых фотографий. Одна из них была сделана во время праздника Вознесение, когда в дом ее родителей съехались родственники. Фото сделано примерно в 1961 году. А ещё она рассказала нам, чем угощали гостей: пекли много разных пирогов (пироги были верховые – с сушеной малиной, черемухой, брусникой), шаньги с картофельной начинкой, жарили морковь, рыбу в сметане, пекли лепешки перед русской печкой, варили квас, на столе всегда стоял самовар.
Жители деревни Бараны Михаил Анкудинович Гагарин и Акила Анкудинович Гагарин
Жители деревни Бараны Михаил Анкудинович Гагарин и Акила Анкудинович Гагарин
Чем старше были наши информанты, тем ценнее и интереснее оказывался полученный от них материал. От Ангелины Иосифовны Матушкиной 1946 года рождения (ей 78 лет) мы узнали, что на празднике играли в такую игру, как чига́рыш, одинарный и двойной, а еще играли леменью (вставали шеренгами и происходило какое-то действие) Она помнит, как назывались игры, но не совсем помнит процесс игры, и это нам еще предстоит выяснить.

А самая возрастная собеседница, 96-летняя Анна Левонтьевна Конышева, в девичестве Перминова, родилась в 1928 году в деревне Кулемино – это деревня тогда находилась на нашей территории. В 1947 году она вышла замуж в деревню Бараны. Анна Левонтьевна рассказала, как проходил праздник, из каких деревень приезжали гости. Водили много хороводов, но вставали в один хоровод, так как деревня Бараны была совсем небольшая. Она вспомнила одну из хороводных песен – «Ты заря», игру «Трубочка» и игру чига́рыш. Гостей кормили несколько раз, еду подогревали в русской печи. На праздник в русской печи пекли пряженое печенье. Также она рассказала, как они ходили на праздники в другие деревни, и самый длинный поход был в дальние Смольники Дебёсского района. А дальние, потому что у нас тоже была деревня Смольники. Мы давно интересовались, где же проходила эта дорога, и об этом мы тоже узнали от нее. Из Баранов они шли на Прохорово, дальше, как она назвала, шли «по грани» до Менила Игринского района, потом опять шли «по грани» до Зуры, а от Зуры на Смольники. Выходили рано, часов в пять или шесть, и к вечеру доходили до Смольников. По дороге садились отдыхать. Свои красивые наряды, сарафаны, несли в узелках. Перед деревней переодевались и шли на праздник. Так же и обратно: как выходили из деревни, так снова переодевались в простую одежду.
Екатерина Боброва беседует с Надеждой Михайловной Логиновой о праздниках деревни Бараны
Екатерина Боброва беседует с Надеждой Михайловной Логиновой о праздниках деревни Бараны
Фотографии из архива Дома трех культур «Венок».

Проект «Публичный архив традиционной культуры севера Удмуртии» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Проект «Публичный архив традиционной культуры Удмуртии» реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

#ПА #ПубличныйАрхив #KAMArecords #Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #НКО #фондкультурныхинициатив #грантдлякреативныхкоманд #фондпотанина25

Комментарии

Комментариев нет.