15 июня в деревне Бараны́ Красногорского района после очень долгого перерыва прошел деревенский старообрядческий праздник – Вознесение Господне, возрождаемый в рамках проекта «Публичный архив традиционной культуры Удмуртии».
К празднику Вознесения сотрудники барановского Дома трех культур «Венок» вместе с Публичным архивом традиционной культуры Удмуртии и волонтерами основательно и трепетно готовились несколько месяцев. Бережно, порой по крупиночке, извлекали из памяти старожилов подробности старинного праздника, обращались к опыту коллег и старообрядческим традициям во время онлайн-семинаров, мастер-классов и встреч с экспертами, разучивали забытые песни, которые десятилетия, а то и столетия назад звучали на барановской земле…
И вот все сошлось – праздник состоялся!.. Настоящий, народный, деревенский, естественный, как дыхание. Где не бывает заготовленных «сценариев» и громких официальных речей, куда съезжаются дорогие гости и тоскующие по родине земляки порой за сотни километров, где поют и танцуют по велению души, где радуются жизни, встрече друг с другом и ощущают особенное чувство мира и единения от того, что всем хорошо здесь и сейчас – под щедрым июньским солнцем и высоким голубым небом, среди пышной летней зелени, возле прохлады сказочного деревенского пруда…
Празднично-песенное шествие по деревне
Тот, кто неплохо знаком с традициями Барано́в, наверняка спросит: а как же Петровское Заговенье – старообрядческий праздник, который проводится в деревне уже много лет и сегодня превратился в большой межрегиональный фестиваль? В том-то и дело, что у каждой деревни были свои «личные» праздники, и Заговенье исторически «принадлежит» соседним с Барана́ми, тоже старообрядческим, деревням – Ефремово и Захватаю. А в Барана́х таким традиционным летним праздником всегда было Вознесение Господне, отмечающееся на сороковой день после Пасхи. В конце прошлого столетия традиция прервалась – все мы знаем множество объективных причин тому. И так уж получилось, что в свое время Дом трех культур «Венок» начал возрождать деревенские праздники именно с «соседского» Заговенья. Но, видимо, душа Барано́в продолжала требовать своего, исконного Вознесения – и наконец-то время пришло и для него. Прежде всего, конечно, благодаря огромному желанию директора Дома трех культур «Венок» Екатерины Бобровой и ее коллег, давно мечтающих провести для жителей Барано́в не громкий фестиваль с туристическо-развлекательным акцентом, а именно настоящий сельский праздник для своих в его лучших, во многом уже полузабытых, традициях. Этой идеей вместе с Екатериной Павловной вдохновилась и загорелась научный руководитель Публичного архива Вера Геоленовна Болдырева, заразив энтузиазмом всю нашу проектную команду. Так в результате мечты о подлинном деревенском празднике на карте Публичного архива появилась лаборатория традиционной культуры Красногорского района и началось совместное возрождение барано́вского Вознесения.
Гости праздника у деревенского колодца
… И вот настал тот день, когда по улицам деревни идет яркое и веселое песенное шествие, с гармошкой и даже бубном, призывающее честной барано́вский народ на праздник. Шествие состоит прежде всего из тех самых дорогих гостей, которым все рады, потому что они приехали не только мед-чай пить, лепешками да жареными карасями закусывать, а водить хороводы и дарить песни, в том числе и давно забытые, но бытовавшие когда-то в деревне. Ансамбль традиционной песни «Важнин ключ» вместе со своим руководителем Верой Геоленовной Болдыревой где-то – почти полуподпольно, но это между нами! – раздобыл редкие записи 1970-х годов, сделанные в фольклорных экспедициях в Барана́х, и выучил те самые старинные песни. Фольклорные ансамбли «Родолад» и «Ленок», которыми руководит Айгуль Анатольевна Данилова, тоже долго готовились к Вознесению и разучивали песни здешних краев. Да песни-то какие чудные – большинство и местных жителей, и приезжих раньше их слыхом не слыхивали. А юные исполнители из ансамбля «Ленок» покорили сердца всех – и тем, что «уж больно хорошо поют», и детской искренностью, и благодарной радостью от участия в таком замечательном празднике. Фольклорный ансамбль «Вечёрка» поразил народно-танцевальным мастерством, увлекая и вовлекая в свой круг и ленивых, и отзывчивых. Не захочешь да спляшешь вместе с «Вечёркой»! Увлеченный исследователь традиционной культуры из Ижевска Татьяна Михайловна Коперская привезла с собой кое-какие экспонаты из своей коллекции старинных игрушек и платков, рассказывала о своих сокровищах всем заинтересованным, да еще испекла по праздничному случаю «вознесенское» печенье – «лесенки», которыми угощались все желающие.
Этнохореограф Юлия Богданова и ее семья
«Зажигали» народ, «растапливали» то самое легкое недоверие – чего же ждать от нового «старого» обещанного праздника, который не похож на обычные концертно-развлекательные? – вместе с сотрудниками Дома трех культур «Венок» и деревенскими волонтерами гости-ансамбли. Они очень хотели приехать на Вознесение – и почерпнуть силы от старообрядческой деревни, и поделиться своей энергетикой. И это было прекрасно, и лед недоверчивого ожидания растаял очень быстро – в хороводе, танцах, песнях, играх… Все почувствовали, что они – не зрители, а именно участники общего деревенского события, даже если пока не могут смело пуститься в пляс или во весь голос подпеть – опять же пока – незнакомым или забытым песням. Кто-то, особенно из самых старших, и не собирался идти на праздник по жаре, но все-таки не удержался, услышав песни, выглянул из своего дома – и оказался в гуще событий. «Мы пришли на песни!» Да, песни в Барана́х любят! Пусть уже и не все поют, но душа-то помнит, откликается!
Екатерина Никандровна и Алексей Михайлович Конышевы приехали на праздник из соседней деревни Багыр.
– Мама отсюда родом, а живем мы в соседней деревне, – говорит Екатерина Никандровна. – Что бы мы хотели от такого праздника? Прежде всего, вспомнить, как это было, потому что мы уже этого почти не застали. Когда наши родители пели-танцевали, мы маленькие были. Но что-то помним, конечно! У нас папа очень хорошо пел и на таких праздниках всегда был запевалой. Его даже специально ждали, когда он придет.
За кулисами праздника
Еще один уроженец здешних мест, Александр Васильевич Конышев, приехал из Глазова. А его старая знакомая, с которой он не виделся много лет, Нина Даниловна Скобкарева – родом из исчезнувшей деревни Лупашино. Оба – со старообрядческими корнями, из многодетных семей. Конышев – распространенная фамилия в этих краях.
– Конышевы в основном вот по этой улице жили, в деревне старой, – говорит Александр Васильевич. – В одном конце – Конышевы, в другом – Гагарины. Помню, как проходили такие праздники, конечно! Как раз заканчивалась посевная, а сенокос еще не начался. Приезжали к нам гости большими семьями – из Прохорова, Лупашина…
– Родители наши очень хорошо пели! – вспоминает Нина Даниловна. – Они эти праздники ждали, потому что кроме работы мало что видели. А в эти праздники они немножко расслаблялись, отдыхали, видались друг с другом. А потом опять следующая пора, сенокос, и, считай, до октября не погуляешь… И сегодня пусть мы даже не танцуем, не поем вместе со всеми. Но нам интересно! И с земляками повидаться. Вот с этим земляком мы так давно не виделись, что даже заново представляемся друг другу!
Сначала – слушатели, затем – участники
Артемий Филаретович Бушков приехал на Вознесение с супругой из Архангельского. Родом он тоже из старообрядцев, из деревни Захватай, хотя, как он говорит, мало там жил, рано уехал – армия, институт… Но, конечно, помнит, как проходили праздники в деревне, как молодежь собиралась на вечёрки…
– У нас три праздника в деревне было – Масленица, Заговенье и Троица, – говорит он. – Гости приезжали даже из дальних Смольников – деревня в Дебёсском районе, 70 километров отсюда. Бывало, и пешком ходили – из Захватая в Смольники. Сейчас многие традиции исчезают, что ли… Я занимался историей своей деревни Захватай. Оказывается, наши предки приехали из Кировской области. Шесть мужиков бородатых. Посмотрели место, понравилось – организовали деревню Захватай. Поехали домой, привезли все семьи сюда, и с тех пор деревня стала существовать. Это еще до революции было… Раньше деревня была большая – сорок домов. А сейчас, грешным делом, осталось семь.
Нина Фокеевна Злобина – коренная жительница деревни Бараны, всю жизнь, почти 60 лет, прожила здесь. Она – одна из помощниц и волонтеров Дома трех культур «Венок».
– С детства, молодости я любила петь, – признается она. – Выступала, на концерты ездила. У нас был хор, мы хороводы водили… Была у нас такая певунья, сейчас уж ее нет в живых, – Мария Федотовна Веретенникова. Она была очень голосистая женщина, всех нас заводила. И все песни знала!
Нужен ли праздник деревне? Конечно, нужен! Он объединяет нас, поднимает все, что мы потеряли. Все наши остаточки мы словно поднимаем со дна и продолжаем отдавать своим детям. Вспоминаем, собираем все старинное. И мне кажется, это очень доброе дело. Ведь сейчас же все есть – музыка, все такое… А раньше и играли, и пели, и веселились. И веселее нас были! Где-то схватили ложки, погремели, покрышечками постучали, все пляшут и поют, и довольные. А мы уже не можем так. Связь потерялась… Мы поздно спохватились, многое из жизни ушло. Но мы стараемся наверстать – хотя бы нашим детям, внукам останется это все. И мне кажется, в этом доброта очень большая, в песне нашей русской. Любовь, доброта… и грусть – все есть. А вот петь русские народные песни уже не можем так, с такой душой, как наши мамы, бабушки пели. У нас уже не получается. Хотя и голоса вроде бы красивые, а спеть красиво русскую народную песню уже не можем…
Качельные песни
Всплакнула, слушая старинные песни и вспоминая свое детство (да и вообще прожитую жизнь!), 86-летняя жительница Баранов Тамара Степановна Чупина. В Баранах она живет давно, а родом из деревни Новое Кычино Красногорского района.
– У нас в деревне одна улица староверская была, другая удмуртская, – рассказывает она. – И все мы говорили на удмуртском языке. Я даже в детстве не знала, что у нас русские есть! И вот слушаю эти песни, вспоминаю… Как в Троицу хоровод водили, такой большой праздник устраивали по всей улице. Давно деревни нету…
Из соседнего Багыра приехала на праздник Мария Тимофеевна Перминова – совсем еще молодая пенсионерка по нынешним временам, но настоящий кладезь воспоминаний о старообрядческом детстве!
– Бабушка моя до ста лет жила, а мама в 90 лет умерла, – говорит она. – Сама я багырская. Бабушку мою звали Василиса Ивановна Астраханцева. Она всегда говорила: «Мы с Поморья, с Белого моря, не забывайте!» И рассказывала: «Мы с тятей вечером пойдем на пруд, на бусы (две долбленые, соединенные между собой лодки, – бусы назывались) он фонарь поставит. Рыба плывет на свет, а он ее острогой бьет». Бабушка ныряла, собирала рыбу. Ничего не боялась! А еще на зиму солили, сушили, вялили рыбу, грибы, все заготавливали. Она все говорила – на Ордец за боровой ягодой ездили. Но где этот Ордец – я до сих пор не знаю. Боровая ягода – это черника, брусника, клюква… Говорит, логушками (логушка – это небольшой бочонок) готовили, и рыбу, и ягоду. И скот держали…. Нужны ли такие праздники? Да как не нужны! Все равно раньше очень хорошо было! У нас у пруда черемуха, березы, гармошка… Еще я замужем была, все это было. А все, сейчас уже нет. Вымирает деревня…
Но мы в этот день увидели деревню живую, со старообрядческим сдержанным характером, дышащую полной грудью, с недоверчивой радостью вслушивающуюся в родные песни, которые так органично звучат на барано́вской красивой земле! Шелестят в листве старинных деревьев, разносятся над ровной гладью разморенного летней жарой пруда, напоминают о старых временах, когда и работали до упаду, и веселились так, что любо-дорого. И даже покорившие всех барано́вские славные качели, кажется, встрепенулись по-особому, раскачивая маленьких певцов и певуний ансамбля «Ленок»!
И пусть сегодня все по-другому, и прежних времен, конечно же, не вернуть, но возрождение деревенского праздника – это не слепое повторение того, что когда-то бытовало, а бережное возвращение новым поколениям лучших традиций прошлого, несущих свет, добро, любовь, благодарность жизни и миру. Именно такое возрождение праздника случилось в Баранах на празднике Вознесения. И оно будет продолжаться.
Праздник удался!
Текст, фото – Светлана Мальцева.
Проект «Публичный архив традиционной культуры севера Удмуртии» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Проект «Публичный архив традиционной культуры Удмуртии» реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Публичный архив традиционной культуры Удмуртии
Праздник Вознесения в Баранах: как это было
15 июня в деревне Бараны́ Красногорского района после очень долгого перерыва прошел деревенский старообрядческий праздник – Вознесение Господне, возрождаемый в рамках проекта «Публичный архив традиционной культуры Удмуртии».К празднику Вознесения сотрудники барановского Дома трех культур «Венок» вместе с Публичным архивом традиционной культуры Удмуртии и волонтерами основательно и трепетно готовились несколько месяцев. Бережно, порой по крупиночке, извлекали из памяти старожилов подробности старинного праздника, обращались к опыту коллег и старообрядческим традициям во время онлайн-семинаров, мастер-классов и встреч с экспертами, разучивали забытые песни, которые десятилетия, а то и столетия назад звучали на барановской земле…
И вот все сошлось – праздник состоялся!.. Настоящий, народный, деревенский, естественный, как дыхание. Где не бывает заготовленных «сценариев» и громких официальных речей, куда съезжаются дорогие гости и тоскующие по родине земляки порой за сотни километров, где поют и танцуют по велению души, где радуются жизни, встрече друг с другом и ощущают особенное чувство мира и единения от того, что всем хорошо здесь и сейчас – под щедрым июньским солнцем и высоким голубым небом, среди пышной летней зелени, возле прохлады сказочного деревенского пруда…
Екатерина Никандровна и Алексей Михайлович Конышевы приехали на праздник из соседней деревни Багыр.
– Мама отсюда родом, а живем мы в соседней деревне, – говорит Екатерина Никандровна. – Что бы мы хотели от такого праздника? Прежде всего, вспомнить, как это было, потому что мы уже этого почти не застали. Когда наши родители пели-танцевали, мы маленькие были. Но что-то помним, конечно! У нас папа очень хорошо пел и на таких праздниках всегда был запевалой. Его даже специально ждали, когда он придет.
– Конышевы в основном вот по этой улице жили, в деревне старой, – говорит Александр Васильевич. – В одном конце – Конышевы, в другом – Гагарины. Помню, как проходили такие праздники, конечно! Как раз заканчивалась посевная, а сенокос еще не начался. Приезжали к нам гости большими семьями – из Прохорова, Лупашина…
– Родители наши очень хорошо пели! – вспоминает Нина Даниловна. – Они эти праздники ждали, потому что кроме работы мало что видели. А в эти праздники они немножко расслаблялись, отдыхали, видались друг с другом. А потом опять следующая пора, сенокос, и, считай, до октября не погуляешь… И сегодня пусть мы даже не танцуем, не поем вместе со всеми. Но нам интересно! И с земляками повидаться. Вот с этим земляком мы так давно не виделись, что даже заново представляемся друг другу!
Артемий Филаретович Бушков приехал на Вознесение с супругой из Архангельского. Родом он тоже из старообрядцев, из деревни Захватай, хотя, как он говорит, мало там жил, рано уехал – армия, институт… Но, конечно, помнит, как проходили праздники в деревне, как молодежь собиралась на вечёрки…
– У нас три праздника в деревне было – Масленица, Заговенье и Троица, – говорит он. – Гости приезжали даже из дальних Смольников – деревня в Дебёсском районе, 70 километров отсюда. Бывало, и пешком ходили – из Захватая в Смольники. Сейчас многие традиции исчезают, что ли… Я занимался историей своей деревни Захватай. Оказывается, наши предки приехали из Кировской области. Шесть мужиков бородатых. Посмотрели место, понравилось – организовали деревню Захватай. Поехали домой, привезли все семьи сюда, и с тех пор деревня стала существовать. Это еще до революции было… Раньше деревня была большая – сорок домов. А сейчас, грешным делом, осталось семь.
Нина Фокеевна Злобина – коренная жительница деревни Бараны, всю жизнь, почти 60 лет, прожила здесь. Она – одна из помощниц и волонтеров Дома трех культур «Венок».
– С детства, молодости я любила петь, – признается она. – Выступала, на концерты ездила. У нас был хор, мы хороводы водили… Была у нас такая певунья, сейчас уж ее нет в живых, – Мария Федотовна Веретенникова. Она была очень голосистая женщина, всех нас заводила. И все песни знала!
Нужен ли праздник деревне? Конечно, нужен! Он объединяет нас, поднимает все, что мы потеряли. Все наши остаточки мы словно поднимаем со дна и продолжаем отдавать своим детям. Вспоминаем, собираем все старинное. И мне кажется, это очень доброе дело. Ведь сейчас же все есть – музыка, все такое… А раньше и играли, и пели, и веселились. И веселее нас были! Где-то схватили ложки, погремели, покрышечками постучали, все пляшут и поют, и довольные. А мы уже не можем так. Связь потерялась… Мы поздно спохватились, многое из жизни ушло. Но мы стараемся наверстать – хотя бы нашим детям, внукам останется это все. И мне кажется, в этом доброта очень большая, в песне нашей русской. Любовь, доброта… и грусть – все есть. А вот петь русские народные песни уже не можем так, с такой душой, как наши мамы, бабушки пели. У нас уже не получается. Хотя и голоса вроде бы красивые, а спеть красиво русскую народную песню уже не можем…
– У нас в деревне одна улица староверская была, другая удмуртская, – рассказывает она. – И все мы говорили на удмуртском языке. Я даже в детстве не знала, что у нас русские есть! И вот слушаю эти песни, вспоминаю… Как в Троицу хоровод водили, такой большой праздник устраивали по всей улице. Давно деревни нету…
Из соседнего Багыра приехала на праздник Мария Тимофеевна Перминова – совсем еще молодая пенсионерка по нынешним временам, но настоящий кладезь воспоминаний о старообрядческом детстве!
– Бабушка моя до ста лет жила, а мама в 90 лет умерла, – говорит она. – Сама я багырская. Бабушку мою звали Василиса Ивановна Астраханцева. Она всегда говорила: «Мы с Поморья, с Белого моря, не забывайте!» И рассказывала: «Мы с тятей вечером пойдем на пруд, на бусы (две долбленые, соединенные между собой лодки, – бусы назывались) он фонарь поставит. Рыба плывет на свет, а он ее острогой бьет». Бабушка ныряла, собирала рыбу. Ничего не боялась! А еще на зиму солили, сушили, вялили рыбу, грибы, все заготавливали. Она все говорила – на Ордец за боровой ягодой ездили. Но где этот Ордец – я до сих пор не знаю. Боровая ягода – это черника, брусника, клюква… Говорит, логушками (логушка – это небольшой бочонок) готовили, и рыбу, и ягоду. И скот держали…. Нужны ли такие праздники? Да как не нужны! Все равно раньше очень хорошо было! У нас у пруда черемуха, березы, гармошка… Еще я замужем была, все это было. А все, сейчас уже нет. Вымирает деревня…
Но мы в этот день увидели деревню живую, со старообрядческим сдержанным характером, дышащую полной грудью, с недоверчивой радостью вслушивающуюся в родные песни, которые так органично звучат на барано́вской красивой земле! Шелестят в листве старинных деревьев, разносятся над ровной гладью разморенного летней жарой пруда, напоминают о старых временах, когда и работали до упаду, и веселились так, что любо-дорого. И даже покорившие всех барано́вские славные качели, кажется, встрепенулись по-особому, раскачивая маленьких певцов и певуний ансамбля «Ленок»!
И пусть сегодня все по-другому, и прежних времен, конечно же, не вернуть, но возрождение деревенского праздника – это не слепое повторение того, что когда-то бытовало, а бережное возвращение новым поколениям лучших традиций прошлого, несущих свет, добро, любовь, благодарность жизни и миру. Именно такое возрождение праздника случилось в Баранах на празднике Вознесения. И оно будет продолжаться.
Текст, фото – Светлана Мальцева.
Проект «Публичный архив традиционной культуры севера Удмуртии» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Проект «Публичный архив традиционной культуры Удмуртии» реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
#ПА #ПубличныйАрхив #KAMArecords #Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #НКО #фондкультурныхинициатив #грантдлякреативныхкоманд #фондпотанина25