Презентация сборника «Кузебай Герд. Продолжение» состоялась в стенах книжной лавки, которая тоже носит имя этого выдающегося человека – «Кузебай». Кто-то решит, что место для презентации нашего издания мы выбрали именно поэтому – из-за названия!
В действительности же это одно из тех удивительных внешних совпадений, за которым стоит совпадение внутреннее, «КАМА рекордз» и сообщества магазина «Кузебай», – взгляда на современную культуру, интереса друг к другу, желания осваивать новые интеллектуальные пространства. А имя Кузебая Герда просто связало все эти совпадения в один узел. Чем интересны друг другу «КАМА рекордз» и «Кузебай», читайте в интервью владельца книжной лавки «Кузебай» Германа Суслова.
Уже несколько презентаций изданий «КАМА рекордз» состоялись в интеллектуальном, уютном, располагающем к размышлениям и мирным дискуссиям пространстве ижевской книжной лавки «Кузебай».
А совсем недавно благодаря сотрудничеству с «Кузебаем» каталоги наших проектов были представлены на ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction в Москве. Но в результате партнерство с книжным магазином оказалось для нас чем-то гораздо большим, чем просто дружеское пространство. Прежде всего оно нам подарило новый, более глубокий взгляд со стороны на издания и издательскую деятельность «КАМА рекордз» в целом. Об этом – в интервью владельца книжной лавки «Кузебай» Германа Суслова.–
Герман, как и когда состоялось ваше знакомство с «КАМА рекордз»?
– Несколько лет назад благодаря ижевскому независимому театру Les partisans, Центру современной драматургии и режиссуры и подготовке документального спектакля pro.MUSIC я узнал о том, что была такая длительная история ижевской электронной музыки, о личности Александра Юминова, о программе «Рыба Морзе» и о том, чем сегодня занимается Александр Геннадьевич. И это уже тогда было разговором не только об электронной музыке, но современной ижевской сцене, которая включала в себя современную удмуртскую культуру при каком-то вкраплении традиционной. Часть проектов Les partisans были направлены на изучение удмуртской культуры. И, например, у театра был такой спектакль «Колбаса. Фрагменты», где я впервые услышал слово «крезь».
А лично с Александром Геннадьевичем и всеми проектами «КАМА рекордз» мы познакомились полтора года назад, когда готовились к книжному фестивалю «Кузебай». Мы с коллегами и единомышленниками знали, что есть такой Народный музей исчезнувших деревень, и бывали там не один раз. И подумали: вот было бы здорово в рамках нашего фестиваля устроить поездку в Сеп, в музей, для наших друзей и волонтеров, чтобы показать пример того, как делаются проекты. Что успешный проект – это основательность и долгая история, что все это появляется не за один день. И мы съездили в Сеп, походили по экскурсиям, по маршрутам с аудиогидами, по выставке «Здравствуй, дорогая Клаву!». Каталоги проектов появились в нашем книжном магазине… Потом на нашем фестивале состоялась лекция Александра Юминова – правда, она была ближе к ижевскому бренду – электронной музыке. Тогда мы близко подружились и «завязали» после фестиваля узелок на память, что наши отношения надо бы продолжить. Вот с тех времен все и началось – знакомство с Александром Геннадьевичем, через него – с деревней Сеп, с Верой Геоленовной Болдыревой, «Важниным ключом»… Мне кажется, что для нас большая честь оказаться площадкой для таких встреч.
– Для нас сотрудничество с «Кузебаем» – это прежде всего ваше замечательное пространство и понимание наших проектов, ваш круг посетителей книжной лавки, новые люди, новые вопросы… А что дает такая дружба вашему книжному магазину?
– Процесс создания нашего книжного магазина в свое время начался с того, что мы занимались сначала современной ижевской поэзией, затем – драматургией. Я уже говорил о театре Les partisans, где все это зародилось. Соответственно, поэзию, драматургию, прозу и какие-то популярные научные работы мы искали и до появления магазина. Была библиотека Центра современной драматургии и режиссуры, был какой-то театральный мерч, и мы продавали книжки местных издательств и авторов. Любое местное издание нам было невероятно радостно найти, даже если оно было сделано «на коленке». Какой-нибудь местный поэт что-нибудь издал, и пусть издание не самое лучшее, но зато поэт хороший и контент классный. И про издания «КАМА рекордз» мы узнали даже раньше нашего сотрудничества. Как только они появились у нас в магазине на полках, сразу же вызвали очень живой интерес. Вы знаете, есть люди, которые специально охотятся за книжками, изданными не в Москве, не в Петербурге, а в местных небольших издательствах, и формируют персональные библиотеки, исходя именно из этих предпочтений. Самое первое, что вызвало интерес – это серия альманахов «Аутентичная география», четыре выпуска про удмуртскую культуру, подготовленных с участием Школы Родченко. И все последующие издания подтверждали первую радость от знакомства, усиливали ее с разных сторон. Как и бокс-сеты «Болякъес» и «Бускельес»… Вся эта история очень крутая, и я не знаю подобных проектов ни в отношении содержания, ни в отношении формы.
Сеты «Болякъес» и «Бускельес»
– Это очень важно для нас, потому что немногие на самом деле обращают внимание на издательскую часть наших проектов. Хотя далеко не каждый проект готов рассказывать о себе в издании, а в каталогах «КАМА рекордз» подробно представлена вся наша работа, вся наша история.
–Да, проектов очень много разных и интересных. Я больше знаком с театральными, но есть какие-то другие истории – фестивали, выставки… Так много всего достойного случилось, что, к сожалению, никогда не было архивировано, музеефицировано. Например, о многом, что происходило в Ижевске, в Удмуртии, мы не знаем вообще, поскольку не присутствовали там лично. А здесь, в изданиях «КАМА рекордз», все круто, есть информация даже о выставке, которая, казалось бы, такая капсулированная история, вещь в себе. Случилась выставка, музеефикация этих фронтовых писем… И вот выставка закрыта, музей свернут в архив, а эту информацию, благодаря каталогу, можно передать дальше, она становится уже исследовательским источником. Это суперважная вещь, которую, мне кажется, сложно переоценить.
Когда мы начинали создавать книжный магазин, мы искали независимые ижевские издательства. У нас есть, грубо говоря, «зависимые» – это прежде всего государственные издательства, университетские, в которых в очень редких случаях выпускают что-то личное… И я бы определил «КАМА рекордз» как независимое фронтирное издательство – если бы существовало такое определение, то, без сомнения, «КАМА рекордз» можно было бы назвать ключевым издательством в Ижевске, в Удмуртии. Это именно то, что считается независимым и то, что ищут книжные магазины в каждом городе. Но на самом деле это большая редкость.
– Мы привыкли к свои каталогам, изданиям, и воспринимаем их спокойно, как должное. А они, оказывается, почти раритеты!..
– Да, и мало того, что раритеты, но это и высокий уровень не только исследовательского, научного подхода, но и исполнения всего этого. Верстка, дизайн, типографская печать – все выполнено очень качественно.
Будущий (а, возможно, уже и действующий) раритет — бокс-сет udm.update
– Герман, лично вас, как издателя и книготорговца, какое из наших последних изданий впечатлило больше всего?
– Подробнее я, пожалуй, успел познакомиться с последним методическим пособием – «Работа над первоисточником в фольклорном ансамбле». Мне кажется, что работы такого подробного «инструктажного» типа очень редко можно найти. Исследования на эти темы, конечно, выходят, но так, чтобы это было применимо на практике, буквально «вручную», – редко. Замечательный каталог выставки «Здравствуй, дорогая Клаву!». Я же оцениваю книги не только как «вещь в себе», но и немного в контексте. Вот, например, выставки, которые происходят в Ижевске, в Удмуртии. Иногда там есть очень достойные истории, остающиеся без каталогов. Или, напротив, вполне проходные выставки, где тоже выпускают каталоги, но получается так, что за пределами выставки и говорить не о чем, а каталог – чаще всего это просто набор картинок – есть… И еще для меня важно и полезно в изданиях «КАМА рекордз» – отторжимость информации. Можно открыть первую, вторую, третью страницу издания, посмотреть содержание – и все понятно, все становится на свои места, нет необходимости создавать «пояснительную бригаду», искать что-то на карте Удмуртии, думать о том, что хотели сказать авторы. Все само по себе отторжимое. Это редкое явление для сегодняшнего дня, когда деятели искусства, популяризаторы науки считают, что они говорят о чем-то очевидном, что все в теме, все понимают так же, как и они, о чем они говорят и что имеют в виду. К сожалению, этот подход сегодня сквозит всюду. А в изданиях «КАМА рекордз», несмотря на то, что темы поднимаются глубокие и сложные, можно прочесть о них, не имея специального образования. И решить для себя, в зависимости от сферы интересов, стоит ли углубляться в них дальше. В целом же лучшие издания «КАМА рекордз» мне сложно выделить, они все интересны по-своему.
Издания «КАМА рекордз»
Беседовала Светлана Мальцева.
Проект «Публичный архив традиционной культуры севера Удмуртии» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Проект «Публичный архив традиционной культуры Удмуртии» реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Публичный архив традиционной культуры Удмуртии
«КАМА рекордз» и «Кузебай»: история дружбы
Презентация сборника «Кузебай Герд. Продолжение» состоялась в стенах книжной лавки, которая тоже носит имя этого выдающегося человека – «Кузебай». Кто-то решит, что место для презентации нашего издания мы выбрали именно поэтому – из-за названия!В действительности же это одно из тех удивительных внешних совпадений, за которым стоит совпадение внутреннее, «КАМА рекордз» и сообщества магазина «Кузебай», – взгляда на современную культуру, интереса друг к другу, желания осваивать новые интеллектуальные пространства. А имя Кузебая Герда просто связало все эти совпадения в один узел. Чем интересны друг другу «КАМА рекордз» и «Кузебай», читайте в интервью владельца книжной лавки «Кузебай» Германа Суслова.
Уже несколько презентаций изданий «КАМА рекордз» состоялись в интеллектуальном, уютном, располагающем к размышлениям и мирным дискуссиям пространстве ижевской книжной лавки «Кузебай».
А совсем недавно благодаря сотрудничеству с «Кузебаем» каталоги наших проектов были представлены на ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction в Москве. Но в результате партнерство с книжным магазином оказалось для нас чем-то гораздо большим, чем просто дружеское пространство. Прежде всего оно нам подарило новый, более глубокий взгляд со стороны на издания и издательскую деятельность «КАМА рекордз» в целом. Об этом – в интервью владельца книжной лавки «Кузебай» Германа Суслова.–
Герман, как и когда состоялось ваше знакомство с «КАМА рекордз»?
– Несколько лет назад благодаря ижевскому независимому театру Les partisans, Центру современной драматургии и режиссуры и подготовке документального спектакля pro.MUSIC я узнал о том, что была такая длительная история ижевской электронной музыки, о личности Александра Юминова, о программе «Рыба Морзе» и о том, чем сегодня занимается Александр Геннадьевич. И это уже тогда было разговором не только об электронной музыке, но современной ижевской сцене, которая включала в себя современную удмуртскую культуру при каком-то вкраплении традиционной. Часть проектов Les partisans были направлены на изучение удмуртской культуры. И, например, у театра был такой спектакль «Колбаса. Фрагменты», где я впервые услышал слово «крезь».
А лично с Александром Геннадьевичем и всеми проектами «КАМА рекордз» мы познакомились полтора года назад, когда готовились к книжному фестивалю «Кузебай». Мы с коллегами и единомышленниками знали, что есть такой Народный музей исчезнувших деревень, и бывали там не один раз. И подумали: вот было бы здорово в рамках нашего фестиваля устроить поездку в Сеп, в музей, для наших друзей и волонтеров, чтобы показать пример того, как делаются проекты. Что успешный проект – это основательность и долгая история, что все это появляется не за один день. И мы съездили в Сеп, походили по экскурсиям, по маршрутам с аудиогидами, по выставке «Здравствуй, дорогая Клаву!». Каталоги проектов появились в нашем книжном магазине… Потом на нашем фестивале состоялась лекция Александра Юминова – правда, она была ближе к ижевскому бренду – электронной музыке. Тогда мы близко подружились и «завязали» после фестиваля узелок на память, что наши отношения надо бы продолжить. Вот с тех времен все и началось – знакомство с Александром Геннадьевичем, через него – с деревней Сеп, с Верой Геоленовной Болдыревой, «Важниным ключом»… Мне кажется, что для нас большая честь оказаться площадкой для таких встреч.
– Для нас сотрудничество с «Кузебаем» – это прежде всего ваше замечательное пространство и понимание наших проектов, ваш круг посетителей книжной лавки, новые люди, новые вопросы… А что дает такая дружба вашему книжному магазину?
– Процесс создания нашего книжного магазина в свое время начался с того, что мы занимались сначала современной ижевской поэзией, затем – драматургией. Я уже говорил о театре Les partisans, где все это зародилось. Соответственно, поэзию, драматургию, прозу и какие-то популярные научные работы мы искали и до появления магазина. Была библиотека Центра современной драматургии и режиссуры, был какой-то театральный мерч, и мы продавали книжки местных издательств и авторов. Любое местное издание нам было невероятно радостно найти, даже если оно было сделано «на коленке». Какой-нибудь местный поэт что-нибудь издал, и пусть издание не самое лучшее, но зато поэт хороший и контент классный. И про издания «КАМА рекордз» мы узнали даже раньше нашего сотрудничества. Как только они появились у нас в магазине на полках, сразу же вызвали очень живой интерес. Вы знаете, есть люди, которые специально охотятся за книжками, изданными не в Москве, не в Петербурге, а в местных небольших издательствах, и формируют персональные библиотеки, исходя именно из этих предпочтений. Самое первое, что вызвало интерес – это серия альманахов «Аутентичная география», четыре выпуска про удмуртскую культуру, подготовленных с участием Школы Родченко. И все последующие издания подтверждали первую радость от знакомства, усиливали ее с разных сторон. Как и бокс-сеты «Болякъес» и «Бускельес»… Вся эта история очень крутая, и я не знаю подобных проектов ни в отношении содержания, ни в отношении формы.
–Да, проектов очень много разных и интересных. Я больше знаком с театральными, но есть какие-то другие истории – фестивали, выставки… Так много всего достойного случилось, что, к сожалению, никогда не было архивировано, музеефицировано. Например, о многом, что происходило в Ижевске, в Удмуртии, мы не знаем вообще, поскольку не присутствовали там лично. А здесь, в изданиях «КАМА рекордз», все круто, есть информация даже о выставке, которая, казалось бы, такая капсулированная история, вещь в себе. Случилась выставка, музеефикация этих фронтовых писем… И вот выставка закрыта, музей свернут в архив, а эту информацию, благодаря каталогу, можно передать дальше, она становится уже исследовательским источником. Это суперважная вещь, которую, мне кажется, сложно переоценить.
Когда мы начинали создавать книжный магазин, мы искали независимые ижевские издательства. У нас есть, грубо говоря, «зависимые» – это прежде всего государственные издательства, университетские, в которых в очень редких случаях выпускают что-то личное… И я бы определил «КАМА рекордз» как независимое фронтирное издательство – если бы существовало такое определение, то, без сомнения, «КАМА рекордз» можно было бы назвать ключевым издательством в Ижевске, в Удмуртии. Это именно то, что считается независимым и то, что ищут книжные магазины в каждом городе. Но на самом деле это большая редкость.
– Мы привыкли к свои каталогам, изданиям, и воспринимаем их спокойно, как должное. А они, оказывается, почти раритеты!..
– Да, и мало того, что раритеты, но это и высокий уровень не только исследовательского, научного подхода, но и исполнения всего этого. Верстка, дизайн, типографская печать – все выполнено очень качественно.
– Подробнее я, пожалуй, успел познакомиться с последним методическим пособием – «Работа над первоисточником в фольклорном ансамбле». Мне кажется, что работы такого подробного «инструктажного» типа очень редко можно найти. Исследования на эти темы, конечно, выходят, но так, чтобы это было применимо на практике, буквально «вручную», – редко. Замечательный каталог выставки «Здравствуй, дорогая Клаву!». Я же оцениваю книги не только как «вещь в себе», но и немного в контексте. Вот, например, выставки, которые происходят в Ижевске, в Удмуртии. Иногда там есть очень достойные истории, остающиеся без каталогов. Или, напротив, вполне проходные выставки, где тоже выпускают каталоги, но получается так, что за пределами выставки и говорить не о чем, а каталог – чаще всего это просто набор картинок – есть… И еще для меня важно и полезно в изданиях «КАМА рекордз» – отторжимость информации. Можно открыть первую, вторую, третью страницу издания, посмотреть содержание – и все понятно, все становится на свои места, нет необходимости создавать «пояснительную бригаду», искать что-то на карте Удмуртии, думать о том, что хотели сказать авторы. Все само по себе отторжимое. Это редкое явление для сегодняшнего дня, когда деятели искусства, популяризаторы науки считают, что они говорят о чем-то очевидном, что все в теме, все понимают так же, как и они, о чем они говорят и что имеют в виду. К сожалению, этот подход сегодня сквозит всюду. А в изданиях «КАМА рекордз», несмотря на то, что темы поднимаются глубокие и сложные, можно прочесть о них, не имея специального образования. И решить для себя, в зависимости от сферы интересов, стоит ли углубляться в них дальше. В целом же лучшие издания «КАМА рекордз» мне сложно выделить, они все интересны по-своему.
Проект «Публичный архив традиционной культуры севера Удмуртии» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Проект «Публичный архив традиционной культуры Удмуртии» реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
#ПА #ПубличныйАрхив #KAMArecords #Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #НКО #фондкультурныхинициатив #грантдлякреативныхкоманд #фондпотанина25