«Тканые истории деревни Кузьмовыр»: начало проекта
«Тканые истории деревни Кузьмовыр» – так называется наш новый проект, работа над которым начинается в феврале. И, если вы до этого не знали, где в Игринском районе находится небольшая деревенька под названием Кузьмовыр, а также ее «соседи» – деревни Чуралуд и Байвал, которые тоже участвуют в проекте, то в течение этого года познакомитесь и с историями деревень, и с их талантливыми жителями-мастерами. А еще вы сможете наблюдать, как на наших и ваших глазах рождается новое творческое пространство в Кузьмовырском доме культуры.
Деревня Кузьмовыр Игринского района, вдохновившая нас на проект о тканых историях, находится всего в нескольких километрах от уже хорошо знакомого нам и вам Сепа, где мы вместе с местным сообществом занимались социокультурным проектированием в течение многих лет. Такое соседство не прошло бесследно ни для активных жителей Кузьмовыра, ни для нашей некоммерческой организации: мы какое-то время присматривались друг к другу, и в результате родился наш новый проект. О том, как все начиналось, рассказывает менеджер KAMA records Ольга Юминова.
– С жителями Кузьмовыра мы познакомились в 2018 году, когда в рамках проекта Sep Community работали над реновацией Сепского дома культуры. Ансамбль народной песни «Вишенка» Кузьмовырского дома культуры приехал на открытие первой очереди отремонтированного клуба – помню, это был канун Нового года, очень праздничное настроение… И затем активная часть жителей Кузьмовыра приезжала почти на все наши мероприятия в Сепе. Они участвовали в образовательных семинарах, арт-резиденциях, творческих мастерских... А два года назад ансамбль «Вишенка» стал лауреатом нашей премии «Хранители». И мы понимали, что кузьмовырцы очень хотят работать с нами. Они видели, как меняется Сеп, и им тоже что-то хотелось изменить в своей родной деревне. Но, как и многие другие, они не знали, с чего начать. И все-таки при этом – что меня подкупило больше всего! – они приезжали не только на праздники, но и наблюдали процесс работы над каждым проектом, участвовали в образовательных мероприятиях, круглых столах… Все это очень важно, поскольку именно там часто проговаривается основа стратегии. Так что в какой-то степени кузьмовырские жители были включены и в этот процесс, видели его изнутри. И для меня стало открытием, когда под руководством заведующей Кузьмовырским клубом Натальи Владимировны Русских местные рукодельницы создали капсульную коллекцию на основе старинного платья 1897 года. Они подошли к этому очень основательно – сняли лекала с платья, проработали модели новых платьев для каждой участницы ансамбля «Вишенка». Все это они сделали, конечно же, своими руками. И это, мне кажется, было неким прорывом, уходом от стереотипов и шаблонов, которыми часто мыслят и деревенские, и городские жители. Кузьмовырцы вышли за пределы этих стереотипов, по-другому взглянули на то, как они могут сохранить это старинное платье, дать ему новую жизнь.
Выступление Наталии Дзыги в деревне Кузьмовыр во время звуковой мастерской в Сепе «Архитектоника удмуртской песни» в 2022 году
С тех пор у нас вынашивалась эта идея – поработать над чем-нибудь совместно, возможно, создать новую коллекцию. Нужно сказать, что все наши проекты вынашиваются долго, и кузьмовырский, пожалуй, был самым длительным по такому «вынашиванию». Когда мы познакомились ближе, побывали в Кузьмовыре, провели предпроектные исследования, стало понятно, что там есть замечательный материал, есть история, связанная с развитием ткачества не только в деревне, но и в Игринском районе в целом, есть живущие до сих пор мастера и рукодельницы. Но Кузьмовыру, в котором нет даже отдельного здания клуба, необходимо какое-то обеспечение, чтобы поднять всю эту историю и показать ее миру. И, поскольку у нас уже был опыт создания Народного музея исчезнувших деревень в Сепе, мы загорелись идеей создать музей и в Кузьмовыре. К тому же эти две деревни находятся рядом, и польза от такого соседства двух деревенских музеев казалась несомненной, в том числе и для развития внутреннего туризма в районе.
Мы знаем, что и Сеп, и Кузьмовыр, а также Байвал и Чуралуд – самые обычные деревни, где не родились какие-то выдающиеся деятели, где нет памятников архитектуры и старинных церквей, и даже мимо никто из исторических личностей не проезжал, как, например, в нашей Нижегородской губернии, где почти через каждую деревню проезжали либо цари, либо великие писатели… Но это не значит, что там нечего сохранять и нечего показывать. У каждой семьи, живущей там, есть своя история. И это для нас представляет ценность. Мы поняли это уже во время работы с Сепом: ведь Народный музей исчезнувших деревень – он тоже прежде всего про людей, про их жизнь, переживания… И я уверена, что в Кузьмовыре мы тоже найдем множество удивительных историй.
Людмила и Валерий Широбоковы, неизменные участники кузьмовырской делегации на мероприятиях в Сепе
– Почему тканые истории?..
– В процессе предпроектных исследований, которые мы провели с Натальей Владимировной Русских, мы еще раз убедились, что и Кузьмовыр, и Байвал, и Чуралуд – это деревни рукодельниц. Оказалось, что в Кузьмовыре, например, почти в каждом доме живут либо ткачихи, либо вышивальщицы, либо кружевницы. Эти места исторически были связаны с ткачеством, и в свое время Игринский центр ДПИ и ремесел значительно пополнил свои фонды именно благодаря кузьмовырским тканым изделиям. И мы выяснили, что и сегодня почти в каждой семье в этих деревнях есть сундук, где хранится тканое богатство в виде полотенец, скатертей, старинной одежды, просто отрезов полотнищ… И у каждой вещи есть своя история. В течение проектного года нам предстоит эти сундуки раскрыть, посмотреть на их содержимое, поговорить с их хозяевами и теми, кто создавал эти ткани, если они, конечно, еще живы… И – это уже не секрет! – мы подали заявку на конкурс Фонда Потанина для создания музея тканых историй в Кузьмовыре.
Хочется сказать, что в какой-то степени это новый опыт для нашей организации, потому что до этого мы занимались в основном нематериальным культурным наследием, а теперь переходим к материальному. Но переходим к этому все равно вместе с историями – рассказами мастеров и о мастерах, воспоминаниями… То есть музей у нас будет не сугубо краеведческий, не совсем про костюмы и ткани, а про людей, которые их создавали.
Презентация кузьмовырских «тканых» находок
– Какова же роль Публичного архива традиционной культуры Удмуртии в новом проекте? Многие его поклонники опасаются, что он может быть заброшен…
– Ни в коем случае! Наш Публичный архив состоит из локальных архивов районов, где мы создали лаборатории традиционной культуры. Это три района на севере Удмуртии – Игринский, Дебёсский и Красногорский – и два на юге – Алнашский и Сарапульский. В Игринском районе у нас есть фонд деревень Бачкеево, Сепа, ДКиС «Нефтяник». И сейчас мы создаем четвертый фонд в лаборатории Игринского района – деревни Кузьмовыр. В этот фонд мы будем складывать истории и материальные «объекты» в виде фотографии и паспортизации. Как создавать такой архив, мы вместе со специалистами, нашим научным руководителем Верой Геоленовной Болдыревой будем учить жителей Кузьмовыра, Чуралуда и Байвала – и учиться вместе с ними сами. И мы знаем, что люди в этих деревнях уже откликаются – они задолго до начала проекта начали приносить в Кузьмовырский клуб свои вещи из сундуков, а наши новые коллеги по проекту уже пытаются их описывать. Так что мы в течение года будем вместе изучать, как атрибутировать этот новый материал.
Кстати, думая над образовательной частью, мы пришли к выводу, что семинары и лекции в их традиционном виде – не очень правильная форма работы со взрослыми и часто пожилыми людьми в деревне. Выстраивание вертикальных связей, когда есть учитель и ученики, для нас не совсем подходит. Все-таки мы учимся все – и наши активисты учатся у специалистов, но и само местное сообщество тоже нас учит чему-то. Поэтому мы решили, что наши образовательные мероприятия мы назовем мастерскими. Нам кажется, это правильно, потому что так выстраиваются горизонтальные отношения. Наши образовательные мастерские плавно переходят в творческие – будет создана капсульная коллекция одежды, появятся на свет «зины» – своеобразные самиздатовские книжечки – с личными историями, будет поставлено иммерсивное действо, которое мы приурочим к открытию выставки в Кузьмовыре… Будет много всего интересного и творческого, и обо всем мы будем рассказывать нашим подписчикам.
– Наверное, излишне спрашивать, в каком настроении вы приступаете к началу проекта?
– Мы очень долго ждали этого момента, и конечно, сейчас очень хочется начать работать. Мне нравятся наши новые участники проекта из Кузьмовыра, потому что я вижу, как они горят желанием что-то изменить в своей деревне, и они приступили к этому задолго до начала проекта. Более того, они сказали, что все равно будут делать это, вне зависимости, выиграем ли мы грант. Но мы выиграли, и это замечательно!.. Рада я и тому, что мы сохранили и свою старую команду, с которой успешно работаем над проектами в течение многих лет – это тоже очень важно. Поэтому – да, настроение у нас рабочее в самом хорошем смысле этого слова!
Публичный архив традиционной культуры Удмуртии
«Тканые истории деревни Кузьмовыр»: начало проекта
«Тканые истории деревни Кузьмовыр» – так называется наш новый проект, работа над которым начинается в феврале. И, если вы до этого не знали, где в Игринском районе находится небольшая деревенька под названием Кузьмовыр, а также ее «соседи» – деревни Чуралуд и Байвал, которые тоже участвуют в проекте, то в течение этого года познакомитесь и с историями деревень, и с их талантливыми жителями-мастерами. А еще вы сможете наблюдать, как на наших и ваших глазах рождается новое творческое пространство в Кузьмовырском доме культуры.Деревня Кузьмовыр Игринского района, вдохновившая нас на проект о тканых историях, находится всего в нескольких километрах от уже хорошо знакомого нам и вам Сепа, где мы вместе с местным сообществом занимались социокультурным проектированием в течение многих лет. Такое соседство не прошло бесследно ни для активных жителей Кузьмовыра, ни для нашей некоммерческой организации: мы какое-то время присматривались друг к другу, и в результате родился наш новый проект. О том, как все начиналось, рассказывает менеджер KAMA records Ольга Юминова.
– С жителями Кузьмовыра мы познакомились в 2018 году, когда в рамках проекта Sep Community работали над реновацией Сепского дома культуры. Ансамбль народной песни «Вишенка» Кузьмовырского дома культуры приехал на открытие первой очереди отремонтированного клуба – помню, это был канун Нового года, очень праздничное настроение… И затем активная часть жителей Кузьмовыра приезжала почти на все наши мероприятия в Сепе. Они участвовали в образовательных семинарах, арт-резиденциях, творческих мастерских... А два года назад ансамбль «Вишенка» стал лауреатом нашей премии «Хранители». И мы понимали, что кузьмовырцы очень хотят работать с нами. Они видели, как меняется Сеп, и им тоже что-то хотелось изменить в своей родной деревне. Но, как и многие другие, они не знали, с чего начать. И все-таки при этом – что меня подкупило больше всего! – они приезжали не только на праздники, но и наблюдали процесс работы над каждым проектом, участвовали в образовательных мероприятиях, круглых столах… Все это очень важно, поскольку именно там часто проговаривается основа стратегии. Так что в какой-то степени кузьмовырские жители были включены и в этот процесс, видели его изнутри. И для меня стало открытием, когда под руководством заведующей Кузьмовырским клубом Натальи Владимировны Русских местные рукодельницы создали капсульную коллекцию на основе старинного платья 1897 года. Они подошли к этому очень основательно – сняли лекала с платья, проработали модели новых платьев для каждой участницы ансамбля «Вишенка». Все это они сделали, конечно же, своими руками. И это, мне кажется, было неким прорывом, уходом от стереотипов и шаблонов, которыми часто мыслят и деревенские, и городские жители. Кузьмовырцы вышли за пределы этих стереотипов, по-другому взглянули на то, как они могут сохранить это старинное платье, дать ему новую жизнь.
Мы знаем, что и Сеп, и Кузьмовыр, а также Байвал и Чуралуд – самые обычные деревни, где не родились какие-то выдающиеся деятели, где нет памятников архитектуры и старинных церквей, и даже мимо никто из исторических личностей не проезжал, как, например, в нашей Нижегородской губернии, где почти через каждую деревню проезжали либо цари, либо великие писатели… Но это не значит, что там нечего сохранять и нечего показывать. У каждой семьи, живущей там, есть своя история. И это для нас представляет ценность. Мы поняли это уже во время работы с Сепом: ведь Народный музей исчезнувших деревень – он тоже прежде всего про людей, про их жизнь, переживания… И я уверена, что в Кузьмовыре мы тоже найдем множество удивительных историй.
– В процессе предпроектных исследований, которые мы провели с Натальей Владимировной Русских, мы еще раз убедились, что и Кузьмовыр, и Байвал, и Чуралуд – это деревни рукодельниц. Оказалось, что в Кузьмовыре, например, почти в каждом доме живут либо ткачихи, либо вышивальщицы, либо кружевницы. Эти места исторически были связаны с ткачеством, и в свое время Игринский центр ДПИ и ремесел значительно пополнил свои фонды именно благодаря кузьмовырским тканым изделиям. И мы выяснили, что и сегодня почти в каждой семье в этих деревнях есть сундук, где хранится тканое богатство в виде полотенец, скатертей, старинной одежды, просто отрезов полотнищ… И у каждой вещи есть своя история. В течение проектного года нам предстоит эти сундуки раскрыть, посмотреть на их содержимое, поговорить с их хозяевами и теми, кто создавал эти ткани, если они, конечно, еще живы… И – это уже не секрет! – мы подали заявку на конкурс Фонда Потанина для создания музея тканых историй в Кузьмовыре.
Хочется сказать, что в какой-то степени это новый опыт для нашей организации, потому что до этого мы занимались в основном нематериальным культурным наследием, а теперь переходим к материальному. Но переходим к этому все равно вместе с историями – рассказами мастеров и о мастерах, воспоминаниями… То есть музей у нас будет не сугубо краеведческий, не совсем про костюмы и ткани, а про людей, которые их создавали.
– Ни в коем случае! Наш Публичный архив состоит из локальных архивов районов, где мы создали лаборатории традиционной культуры. Это три района на севере Удмуртии – Игринский, Дебёсский и Красногорский – и два на юге – Алнашский и Сарапульский. В Игринском районе у нас есть фонд деревень Бачкеево, Сепа, ДКиС «Нефтяник». И сейчас мы создаем четвертый фонд в лаборатории Игринского района – деревни Кузьмовыр. В этот фонд мы будем складывать истории и материальные «объекты» в виде фотографии и паспортизации. Как создавать такой архив, мы вместе со специалистами, нашим научным руководителем Верой Геоленовной Болдыревой будем учить жителей Кузьмовыра, Чуралуда и Байвала – и учиться вместе с ними сами. И мы знаем, что люди в этих деревнях уже откликаются – они задолго до начала проекта начали приносить в Кузьмовырский клуб свои вещи из сундуков, а наши новые коллеги по проекту уже пытаются их описывать. Так что мы в течение года будем вместе изучать, как атрибутировать этот новый материал.
Кстати, думая над образовательной частью, мы пришли к выводу, что семинары и лекции в их традиционном виде – не очень правильная форма работы со взрослыми и часто пожилыми людьми в деревне. Выстраивание вертикальных связей, когда есть учитель и ученики, для нас не совсем подходит. Все-таки мы учимся все – и наши активисты учатся у специалистов, но и само местное сообщество тоже нас учит чему-то. Поэтому мы решили, что наши образовательные мероприятия мы назовем мастерскими. Нам кажется, это правильно, потому что так выстраиваются горизонтальные отношения. Наши образовательные мастерские плавно переходят в творческие – будет создана капсульная коллекция одежды, появятся на свет «зины» – своеобразные самиздатовские книжечки – с личными историями, будет поставлено иммерсивное действо, которое мы приурочим к открытию выставки в Кузьмовыре… Будет много всего интересного и творческого, и обо всем мы будем рассказывать нашим подписчикам.
– Наверное, излишне спрашивать, в каком настроении вы приступаете к началу проекта?
– Мы очень долго ждали этого момента, и конечно, сейчас очень хочется начать работать. Мне нравятся наши новые участники проекта из Кузьмовыра, потому что я вижу, как они горят желанием что-то изменить в своей деревне, и они приступили к этому задолго до начала проекта. Более того, они сказали, что все равно будут делать это, вне зависимости, выиграем ли мы грант. Но мы выиграли, и это замечательно!.. Рада я и тому, что мы сохранили и свою старую команду, с которой успешно работаем над проектами в течение многих лет – это тоже очень важно. Поэтому – да, настроение у нас рабочее в самом хорошем смысле этого слова!
Фото из архива KAMA records.
Проект «Тканые истории деревни Кузьмовыр» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
#ПА #ПубличныйАрхив #KAMArecords #НКО #ТканыеИстории #Наследие #Традиции #Кузьмовыр #ФондПрезидентскихГрантов #ФПГ