«Публичный архив традиционной культуры Удмуртии» – так называется образовательная мастерская научного руководителя проекта Веры Геоленовны Болдыревой, состоявшаяся 10 марта в Кузьмовырском сельском доме культуры. Ее участники – сотрудники Кузьмовырского СДК и сельской библиотеки, активисты местного сообщества и волонтеры, собирающие «тканые истории» деревень Кузьмовыр, Байвал и Чуралуд.
Однодневная мастерская условно была разделена на две части – теоретическую и практическую. Сначала слушатели познакомились с историей создания и концепцией Публичного архива, этапами его развития, самыми интересными и важными акциями, состоявшимися в течение шести лет существования архива. И, вот, казалось бы, парадокс: Кузьмовыр находится всего в десятке километров от Сепа, где архив появился на свет, а жители Кузьмовыра, оказываются, знают о нем не так уж много. Впрочем, подобное случается в жизни – пока ты не углублен в какую-то тему, то просто отбрасываешь ненужную информацию. А вот сейчас настал момент, когда эта информация, ее мельчайшие детали и подробности, стали и необходимыми, и важными, и – самое главное! – очень интересными, побуждающими к собственным размышлениям и новым идеям.
Переосмысление уже проведенных арт-событий вдохновляет на новые концепции
Поэтому рассказ Веры Геоленовны Болдыревой о том, как создавался Публичный архив, какие фольклорные и этнографические богатства содержатся в нем, на какие арт-резиденции, выставки и прочие культурные события они вдохновили тех, кто соприкоснулся с этими сокровищами, для некоторых слушателей мастерской стал небольшим открытием. Другие же, напротив, осмысливали знакомые события уже по-новому. Арт-резиденция и выставка «Сепские былички», цикл видеосюжетов «Исчезающие практики повседневности», акция, переросшая в выставку «Дразнилки, шумелки, вопилки. Да!». К тому же многие помнят, как однажды, в 2021 году, одна из акций Публичного архива «Узнай голос» состоялась прямо в стенах Кузьмовырского дома культуры. Во время этой встречи участники фольклорного ансамбля «Вишенка» опознавали голоса, записанные в далеком 1983 году во время экспедиции известного удмуртского фольклориста Риммы Аркадьевны Чураковой. И многие имена исполнителей тогда удалось восстановить.
Участники изучили и практические тонкости работы с нематериальной культурой
Но главная миссия Публичного архива, как отметила Вера Геоленовна в своем рассказе, все же не просто собирание и сохранение фольклорного и этнографического материала, а его актуализация, возвращение в современный мир, привнесение в него самых важных ценностей из прошлого – возможно, уже в обновленном формате, при этом гармонично сочетающемся с традиционной культурой.
Практическая часть мастерской включала в себя знакомство с составлением реестров Публичного архива, правилами описания объектов хранения. Здесь тоже есть много тонкостей и нюансов, свойственных лишь нашему архиву. Не нужно забывать, что начинался он именно как Публичный архив нематериальной культуры – это постепенно, особенно сейчас, в рамках проекта «Тканые истории деревни Кузьмовыр», мы включили в него и «материальность». Конечно, в целом архив составлен по подобию других фольклорных архивов, чтобы при необходимости можно было найти любой хранящийся в нем материал по запросу, шифру, названию папки… Но при этом в описании его материальных объектов акцент будет сделан не столько на сам предмет, сколько на историю, связанную с ним.
– Даже собирая конкретный материал, который, в отличие от песенного и устного фольклора, можно потрогать, нужно помнить, что мы прежде всего собираем память, воспоминания, – подчеркнула Вера Геоленовна Болдырева. – Именно личные истории нас интересуют больше всего. Поэтому нам с вами нет необходимости обучаться декоративно-прикладному искусству, связанному с ткачеством и шитьем, как и быть сведущими во всех тонкостях технологий. Пусть в этом разбираются искусствоведы. А мы должны прежде смотреть на того, кто дает нам этот материал, чтобы представить тот или иной предмет через человека, через призму его личной истории.
– Очень интересная мастерская, – таково мнение жительницы Кузьмовыра Эльвиры Иосифовны Ившиной. Она – участник фольклорного ансамбля «Вишенка», работает почтальоном. И, несмотря на рабочий график, смогла выкроить время в будний день, чтобы прийти на занятие. – Истории, видеосюжеты об исчезающих практиках... Лично для меня старину вспоминать вообще интересно. Мне даже кажется, что я родилась не в свое время. Мне бы туда, где был комсомол, где все вместе работали… Об этом времени мне рассказывают, и мне оно очень нравится. Сама я родилась в 1974 году, и только-только успела вступить в комсомол, как через месяц-два все рухнуло…
– А если говорить о совсем уж старине, ваших бабушках, прабабушках… Вы помните, например, как они пели?
– Как пела бабушка, уже не помню. Но помню, как пела моя мама в молодости, и у нее тоже были такие грустные песни. Моя мама, Лидия Иосифовна Русских, тоже мастерица. У нее очень много сохранилось, вышитого ею. Нынче ей исполнится 85 лет. Но она до сих рукодельничает, вяжет круглые половики.
Знакомство с правилами составления реестров публичного архива
– Моя бабушка, Елизавета Федоровна Кондратьева, живет в Пежвае. Она тоже когда-то и пела, и выступала, – говорит еще один активный представитель кузьмовырского сообщества Ангелина Геннадьевна Белых. – И мне тоже было интересно услышать про Публичный архив, и особенно про то, что делали в старину. Хотя многое из того, что мы сегодня увидели в фильмах про исчезающие практики, когда-то делали и мы сами. Но тогда это нам казалось обыденным, привычным. А сейчас смотришь на это и воспринимаешь уже по-другому: оказывается, это так интересно!
– Мне очень хочется, чтобы люди, наши жители, заинтересовались своей историей, чтобы они сами активнее включились в процесс ее изучения. Пока, если честно, тяжело раскачивать их, но мы все равно раскачиваем! – делится своими мыслями, а также впечатлениями о мастерской Людмила Серафимовна Широбокова, давний друг проектов «КАМА рекордз». А своим кузьмовырским она знакома не только как участник ансамбля «Вишенка» и активный участник всех деревенских событий, но и как блогер, а также один из авторов страницы Кузьмовырского СДК «ВКонтакте». – Для меня очень важно, что мы начали учиться архивации материала. Мы же начали собирать материал давно, еще до проекта, и как-то даже сами пытались провести архивацию, но тогда, как я говорю, мне нужна была помощь друга. И вот сейчас, после мастерской Веры Геоленовны, многое стало понятнее, в том числе и в структуре архива, где есть аудиофонд, рукописный фонд, видеофонд, фотофонд… Еще мне понравилось, что сегодня в процессе занятия мы все вместе придумали название для нашего объединения, нашего фонда и лаборатории – Лаборатория тканых историй!
Архивация и структурирование фондов помогают привнести в современный мир самые важные ценности из прошлого
…Цикл образовательных мастерских продолжается. Следующее занятие будет посвящено изучению фольклорно-этнографической экспедиционной практики на примере конкретной экспедиции, которую под руководством Веры Геоленовны Болдыревой проведут участники мастерской.
Текст, фото – Светлана Мальцева
Проект «Тканые истории деревни Кузьмовыр» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Публичный архив традиционной культуры Удмуртии
Весна. Время учиться новому!
«Публичный архив традиционной культуры Удмуртии» – так называется образовательная мастерская научного руководителя проекта Веры Геоленовны Болдыревой, состоявшаяся 10 марта в Кузьмовырском сельском доме культуры. Ее участники – сотрудники Кузьмовырского СДК и сельской библиотеки, активисты местного сообщества и волонтеры, собирающие «тканые истории» деревень Кузьмовыр, Байвал и Чуралуд.
Однодневная мастерская условно была разделена на две части – теоретическую и практическую. Сначала слушатели познакомились с историей создания и концепцией Публичного архива, этапами его развития, самыми интересными и важными акциями, состоявшимися в течение шести лет существования архива. И, вот, казалось бы, парадокс: Кузьмовыр находится всего в десятке километров от Сепа, где архив появился на свет, а жители Кузьмовыра, оказываются, знают о нем не так уж много. Впрочем, подобное случается в жизни – пока ты не углублен в какую-то тему, то просто отбрасываешь ненужную информацию. А вот сейчас настал момент, когда эта информация, ее мельчайшие детали и подробности, стали и необходимыми, и важными, и – самое главное! – очень интересными, побуждающими к собственным размышлениям и новым идеям.
Поэтому рассказ Веры Геоленовны Болдыревой о том, как создавался Публичный архив, какие фольклорные и этнографические богатства содержатся в нем, на какие арт-резиденции, выставки и прочие культурные события они вдохновили тех, кто соприкоснулся с этими сокровищами, для некоторых слушателей мастерской стал небольшим открытием. Другие же, напротив, осмысливали знакомые события уже по-новому. Арт-резиденция и выставка «Сепские былички», цикл видеосюжетов «Исчезающие практики повседневности», акция, переросшая в выставку «Дразнилки, шумелки, вопилки. Да!». К тому же многие помнят, как однажды, в 2021 году, одна из акций Публичного архива «Узнай голос» состоялась прямо в стенах Кузьмовырского дома культуры. Во время этой встречи участники фольклорного ансамбля «Вишенка» опознавали голоса, записанные в далеком 1983 году во время экспедиции известного удмуртского фольклориста Риммы Аркадьевны Чураковой. И многие имена исполнителей тогда удалось восстановить.
Но главная миссия Публичного архива, как отметила Вера Геоленовна в своем рассказе, все же не просто собирание и сохранение фольклорного и этнографического материала, а его актуализация, возвращение в современный мир, привнесение в него самых важных ценностей из прошлого – возможно, уже в обновленном формате, при этом гармонично сочетающемся с традиционной культурой.
Практическая часть мастерской включала в себя знакомство с составлением реестров Публичного архива, правилами описания объектов хранения. Здесь тоже есть много тонкостей и нюансов, свойственных лишь нашему архиву. Не нужно забывать, что начинался он именно как Публичный архив нематериальной культуры – это постепенно, особенно сейчас, в рамках проекта «Тканые истории деревни Кузьмовыр», мы включили в него и «материальность». Конечно, в целом архив составлен по подобию других фольклорных архивов, чтобы при необходимости можно было найти любой хранящийся в нем материал по запросу, шифру, названию папки… Но при этом в описании его материальных объектов акцент будет сделан не столько на сам предмет, сколько на историю, связанную с ним.
– Даже собирая конкретный материал, который, в отличие от песенного и устного фольклора, можно потрогать, нужно помнить, что мы прежде всего собираем память, воспоминания, – подчеркнула Вера Геоленовна Болдырева. – Именно личные истории нас интересуют больше всего. Поэтому нам с вами нет необходимости обучаться декоративно-прикладному искусству, связанному с ткачеством и шитьем, как и быть сведущими во всех тонкостях технологий. Пусть в этом разбираются искусствоведы. А мы должны прежде смотреть на того, кто дает нам этот материал, чтобы представить тот или иной предмет через человека, через призму его личной истории.
– Очень интересная мастерская, – таково мнение жительницы Кузьмовыра Эльвиры Иосифовны Ившиной. Она – участник фольклорного ансамбля «Вишенка», работает почтальоном. И, несмотря на рабочий график, смогла выкроить время в будний день, чтобы прийти на занятие. – Истории, видеосюжеты об исчезающих практиках... Лично для меня старину вспоминать вообще интересно. Мне даже кажется, что я родилась не в свое время. Мне бы туда, где был комсомол, где все вместе работали… Об этом времени мне рассказывают, и мне оно очень нравится. Сама я родилась в 1974 году, и только-только успела вступить в комсомол, как через месяц-два все рухнуло…
– А если говорить о совсем уж старине, ваших бабушках, прабабушках… Вы помните, например, как они пели?
– Как пела бабушка, уже не помню. Но помню, как пела моя мама в молодости, и у нее тоже были такие грустные песни. Моя мама, Лидия Иосифовна Русских, тоже мастерица. У нее очень много сохранилось, вышитого ею. Нынче ей исполнится 85 лет. Но она до сих рукодельничает, вяжет круглые половики.
– Моя бабушка, Елизавета Федоровна Кондратьева, живет в Пежвае. Она тоже когда-то и пела, и выступала, – говорит еще один активный представитель кузьмовырского сообщества Ангелина Геннадьевна Белых. – И мне тоже было интересно услышать про Публичный архив, и особенно про то, что делали в старину. Хотя многое из того, что мы сегодня увидели в фильмах про исчезающие практики, когда-то делали и мы сами. Но тогда это нам казалось обыденным, привычным. А сейчас смотришь на это и воспринимаешь уже по-другому: оказывается, это так интересно!
– Мне очень хочется, чтобы люди, наши жители, заинтересовались своей историей, чтобы они сами активнее включились в процесс ее изучения. Пока, если честно, тяжело раскачивать их, но мы все равно раскачиваем! – делится своими мыслями, а также впечатлениями о мастерской Людмила Серафимовна Широбокова, давний друг проектов «КАМА рекордз». А своим кузьмовырским она знакома не только как участник ансамбля «Вишенка» и активный участник всех деревенских событий, но и как блогер, а также один из авторов страницы Кузьмовырского СДК «ВКонтакте». – Для меня очень важно, что мы начали учиться архивации материала. Мы же начали собирать материал давно, еще до проекта, и как-то даже сами пытались провести архивацию, но тогда, как я говорю, мне нужна была помощь друга. И вот сейчас, после мастерской Веры Геоленовны, многое стало понятнее, в том числе и в структуре архива, где есть аудиофонд, рукописный фонд, видеофонд, фотофонд… Еще мне понравилось, что сегодня в процессе занятия мы все вместе придумали название для нашего объединения, нашего фонда и лаборатории – Лаборатория тканых историй!
…Цикл образовательных мастерских продолжается. Следующее занятие будет посвящено изучению фольклорно-этнографической экспедиционной практики на примере конкретной экспедиции, которую под руководством Веры Геоленовны Болдыревой проведут участники мастерской.
Текст, фото – Светлана Мальцева
Проект «Тканые истории деревни Кузьмовыр» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
#ПА #ПубличныйАрхив #KAMArecords #НКО #ТканыеИстории #Наследие #Традиции #Кузьмовыр #ФондПрезидентскихГрантов #ФПГ