На одной волне

На одной волне - 970154028198
В минувшем году научно-практическая конференция «Традиционная культура в полиэтническом пространстве», которая по инициативе этномузыколога Веры Геоленовны Болдыревой ежегодно проводится на кафедре музыкального и сценического искусства Удмуртского государственного университета, впервые органично вошла в проектное поле «КАМА рекордз», став, среди прочего, площадкой для презентации деятельности наших лабораторий традиционной культуры, созданных в районах Удмуртии в течение последних лет. Эксперимент оказался успешным, и в этом году он вышел на новый уровень: в рамках проекта «Тканые истории деревни Кузьмовыр» в программу конференции была включена новая научная секция, посвященная декоративно-прикладному искусству и художественным ремеслам Удмуртии. Ее заседание прошло в поселке Игра в последний день конференции, 5 апреля.


Эту статью может увидеть больше людей
Настройте продвижение для привлечения внимания к публикации и роста числа подписчиков
Настроить продвижение
Реклама

16+
Бесплатный курс по психологии: с выдачей сертификата
Быстрый старт в профессии психолог. От теории к реальной помощи себе и людям!
Бесплатный 5-дневный курс
ii-pp.ru
Публичный архив традиционной культуры Удмуртии
ваш канал
Перейти в Студию
На одной волне
Вчера
5
10 мин
В минувшем году научно-практическая конференция «Традиционная культура в полиэтническом пространстве», которая по инициативе этномузыколога Веры Геоленовны Болдыревой ежегодно проводится на кафедре музыкального и сценического искусства Удмуртского государственного университета, впервые органично вошла в проектное поле «КАМА рекордз», став, среди прочего, площадкой для презентации деятельности наших лабораторий традиционной культуры, созданных в районах Удмуртии в течение последних лет. Эксперимент оказался успешным, и в этом году он вышел на новый уровень: в рамках проекта «Тканые истории деревни Кузьмовыр» в программу конференции была включена новая научная секция, посвященная декоративно-прикладному искусству и художественным ремеслам Удмуртии. Ее заседание прошло в поселке Игра в последний день конференции, 5 апреля.
Руководитель лаборатории традиционной культуры Красногорского района Екатерина Боброва рассказывает об одежде старообрядцев-филипповцев
Руководитель лаборатории традиционной культуры Красногорского района Екатерина Боброва рассказывает об одежде старообрядцев-филипповцев


Заседание традиционной фольклорной секции, открывшей конференцию, состоялось 3 апреля в стенах Института искусств и дизайна УдГУ. Среди ее докладчиков и выступающих, маститых ученых и начинающих исследователей, вновь были представители лабораторий традиционной культуры. Галина Опарина, руководитель Дебёсской лаборатории, проследила процесс взаимообогащения русской и удмуртской культур на примере праздника «Ӟуч шудон» деревни Нижний Шудзялуд. Руководитель лаборатории Игринского района Татьяна Мосова обратилась в своем выступлении к творческой биографии удмуртского поэта, баснописца, общественного деятеля Афанасия Лужанина, уроженца одной из исчезнувших деревень, имя которого носит Сепская библиотека. Степан Плотников, руководитель лаборатории Алнашского района, уже несколько лет изучающий удмуртский календарный праздник Акашка в своем районе, познакомил участников конференции с новыми аспектами исследований. Лабораторию Сарапульского района представила менеджер Юринского сельского дома культуры Наталья Теплякова, обратившись к теме игр и кукол в русской культуре.

В целом же почти все участники фольклорной секции, особенно начинающие исследователи, так или иначе связаны и с нашими проектами, посвященными нематериальному культурному наследию, и с нашими лабораториями. И большинство имен в «повестке дня» конференции – неслучайные для нас и Публичного архива традиционной культуры Удмуртии люди, все они хорошо знакомы нам, уважаемы и любимы. Руководитель фольклорного ансамбля «Сорока», лауреат нашей премии «Хранители» Марина Роготнева, этнохореограф Юлия Богданова, магистрант Российской академии музыки имени Гнесиных Кристина Романова, студенты УдГУ, участники ансамбля «Важнин ключ» Елизавета Смирнова и Александра Конышева, студенты музыкального колледжа, они же певуньи ансамбля «Сорока» Алиса Трудолюбова, Полина Николаева, Софья Дубовцева… Не раз обращались мы за экспертным мнением и к кандидату филологических наук Ирине Пчеловодовой, и к доктору искусствоведения Ирине Нуриевой… Вот она, еще одна важная миссия Публичного архива традиционной культуры – помогать находить единомышленников, объединять фольклорное сообщество.

Второй день конференции – традиционно выездной, экспедиционный, включающий в себя творческую встречу с деревенским фольклорным коллективом. На сей раз путь из Ижевска был неблизкий, в деревню Ныргында Каракулинского района, где произошло душевное и в то же время наполненное новой информацией знакомство с ярким марийским фольклорным ансамблем «Ныргындыш сем» под руководством Жанны Якимовой.

И, наконец, самый долгожданный – и самый ответственный для нас! – последний день конференции: выездная секция «Декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла Удмуртии», состоявшая 5 апреля в стенах Игринской районной библиотеки имени Кедра Митрея.

С волнением ожидали этого события все участники проекта «Тканые истории деревни Кузьмовыр», и прежде всего кузьмовырские активисты, с любовью подготовившие небольшую и содержательную выставку к открытию секции. Экспонаты – ткани и старинная одежда из кузьмовырских сундуков и амбаров, народные костюмы, изделия современных мастеров по аутентичным мотивам… Выставка стала ярким штрихом к каскаду выступлений и докладов секции, дополнила особую атмосферу, которая каким-то чудесным образом сразу же создалась в аудитории. Да не смутят вас высокие слова и громкие эпитеты – но на самом деле все так и было!

День оказался насыщенным – прозвучало тринадцать выступлений, посвященных различным теоретическим и практическим аспектам, а также видам декоративно-прикладного творчества, – от ткачества, шитья и ювелирных изделий до изделий из соломки. И каждое из них вызвало искренний интерес слушателей – звучали вопросы, подчас переходившие в бурные обсуждения и дружеские дискуссии, на ходу рождались творческие идеи и даже возможные будущие проекты…

Живой формат профессионального общения сразу же определила ведущая секции Вера Геоленовна Болдырева. Откроем небольшой секрет – она, музыкант и фольклорист, посвятившая всю жизнь работе с нематериальным культурным достоянием, очень волновалась, приглашая на конференцию профессионалов в области «материального наследия», мэтров декоративно-прикладного искусства и ремесел: не случится ли недопонимания фольклористов и прикладников? Но результат превзошел все ожидания – не только в плане насыщенности информации, но и в общении.
Выступление заведующей кафедрой декоративно-прикладного искусства и народных промыслов УдГУ Елены Ковычевой
Выступление заведующей кафедрой декоративно-прикладного искусства и народных промыслов УдГУ Елены Ковычевой
Елена Ивановна Ковычева, доктор искусствоведения, заведующая кафедрой декоративно-прикладного искусства и народных промыслов УдГУ, обратилась в своем докладе прежде всего к возрождению образовательного направления в сфере декоративно-прикладного творчества, которое во многом было утеряно в минувшие десятилетия. И вот сейчас в Институте искусств и дизайна Удмуртского госуниверситета происходит его восстановление, возвращение в учебную программу. Это и экспедиционная студенческая практика, и научные исследования через практику, и создание «ремесленных» творческих мастерских в стенах вуза... Очень актуальная тема и прекрасное начинание нашего университета! Забегая далеко вперед, скажем, что давний и верный друг наших проектов Елена Ивановна Ковычева и ее студенты будут участвовать в «Тканых историях» – этим летом их ждет экспедиционная практика в Кузьмовыре, Байвале и Чуралуде.
преподаватели УдНУ Анна Головизнина и Дарья Чуракова представляют проект цифрового атласа «Графические орнаментальные коды территорий Удмуртии»
преподаватели УдНУ Анна Головизнина и Дарья Чуракова представляют проект цифрового атласа «Графические орнаментальные коды территорий Удмуртии»
Пока же отметим, что образовательный аспект в той или иной степени на секции представляли и другие выступающие – молодые преподаватели и студенты Удмуртского госуниверситета. Небольшую, но очень живую дискуссию вызвал доклад ассистентов кафедры декоративно-прикладного искусства и народных промыслов УдГУ Анны Головизниной, Дмитрия Дриаева и Дарьи Чураковой о разработке цифрового атласа «Графические орнаментальные коды территорий Удмуртии». Менеджер Костинского сельского дома культуры Сарапульского района, студентка-заочница УдГУ Вероника Коробкова рассказала о том, как они вместе с коллегами реконструируют технологию кубовой набойки, начиная с этапа исследования ее истории на территории Удмуртии до собственно технологии окрашивания. Доклад Полины Степановой, студентки-заочницы Института искусств и дизайна УдГУ и методиста по лоскутному шитью Игринского музейно-ремесленного туристического центра, был посвящен истории и современному бытованию традиционного нагрудника «муресазь» северных удмуртов.
директор Дебесского районного дома ремесел Светлана Владыкина
директор Дебесского районного дома ремесел Светлана Владыкина

Также о северном нагруднике («уйпал муресазь»), о пути его прочтения и о том, как его восстановление происходит в Дебёсах, рассказала директор Дебёсского районного дома ремесел Светлана Владыкина. Нужно ли говорить, что и дебёсские, и игринские реставраторы, обращаясь к этой теме, демонстрировали не только фотографии своего творчества, но и сшитые нагрудники? И вот, казалось бы, какие дискуссии может вызвать такой скромный предмет одежды, как нагрудник, да еще и не такой уж, в общем-то, распространенный в современной жизни? Оказалось, что может! И еще какие!
Ольга Брызгалова демонстрирует реконструированный костюм северных удмуртов
Ольга Брызгалова демонстрирует реконструированный костюм северных удмуртов

К теме реконструкции удмуртского костюма обратилась в своем выступлении методист Игринского районного музейно-ремесленного туристического центра Ольга Брызгалова. Демонстрация реплик старинных костюмов, мужского и женских, процесс облачения (довольно длительного, кстати!) в эти костюмы молодых участников конференции превратились в настоящее небольшое представление – увлекательное, без сомнения, для каждого исследователя традиционной культуры.
Ювелирные украшения мастерской «Ибыр весь»
Ювелирные украшения мастерской «Ибыр весь»
Доклад художника по металлу, основателя и руководителя мастерской этнических украшений «Ибыр весь» Василия Степанова оказался зрелищным и интересным не только потому, что в нем были представлены авторские ювелирные коллекции изделий из перегородчатой эмали, при виде которых дрогнет сердце каждой истинной женщины. А мы знаем – чего уж скрывать! – что декоративно-прикладным искусством в нашем мире, во всяком случае, в Удмуртии, занимаются преимущественно женщины, потому и аудитория конференции была в основном женской. Нет, рассказ Василия Петровича увлек прежде всего обращением к этапам становления мастерской на основе исследований, тщательного и внимательного изучения археологических находок, удмуртских символов и орнаментов.
Мастер Елена Чермянина рассказывает о технологии изготовления художественных изделий из соломки
Мастер Елена Чермянина рассказывает о технологии изготовления художественных изделий из соломки
Еще одним открытием – во всяком случае, для некоторых из слушателей! – стала «золотая соломка», о которой рассказала ведущий методист Дебёсского районного дома ремесел Елена Чермянина. Замечательный мастер и художник, она занимается изготовлением художественных изделий из соломки уже более 30 лет. И тоже прежде всего через исследование – не только изучая технологию, но и обращаясь к мировой культуре, археологическим находкам, народному костюму, глубинной символике.

Был представлен на конференции и наш проект «Тканые истории деревни Кузьмовыр» – менеджер Кузьмовырского сельского дома культуры Наталья Русских не только рассказала о том, как родилась идея «Тканых историй», на каком этапе проект находится сегодня и что может появиться в Кузьмовыре в недалеком будущем, но и вместе с замечательными кузьмовырскими волонтерами продемонстрировала первый опыт капсульной коллекции.
Менеджер Кузьмовырского СДК Наталья Русских рассказывает о проекте «Тканые истории деревни Кузьмовыр»
Менеджер Кузьмовырского СДК Наталья Русских рассказывает о проекте «Тканые истории деревни Кузьмовыр»

Платья из первой капсульной коллекции Кузьмовырского СДК
Отдельной, завершающей «главой» секции стали выступления, посвященные русской традиционной культуре. Вместе со старшим научным сотрудником архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай» Аллой Макшаковой слушатели окунулись в мир старообрядческого сарафана! На самом деле, конечно, не только сарафана – на примере русского традиционного костюма, конструкции старинных рубах, платьев, тканых поясов, обнаруженных на территории Игринского района, Алла Алексеевна выявила некоторые особенности традиции севера Удмуртии, который сегодня, к сожалению, очень мало изучен.
Платья из первой капсульной коллекции Кузьмовырского СДК
Платья из первой капсульной коллекции Кузьмовырского СДК
Доклад старшего научного сотрудника архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай» Аллы Макшаковой посвящен особенностям русского традиционного костюма Игринского района
Доклад старшего научного сотрудника архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай» Аллы Макшаковой посвящен особенностям русского традиционного костюма Игринского района
Менеджер Дома трех культур «Венок», руководитель лаборатории традиционной культуры Красногорского района Екатерина Боброва в качестве иллюстрации к своему докладу о традиционной одежде старообрядцев-филипповцев Красногорского района привезла из Баранов старообрядческие сарафаны и полотенца, в том числе найденные в экспедициях последних лет. Эти экспонаты тоже вызвали живой интерес и обсуждение технологий, применяемых при их изготовлении.

Необычайно увлекательным и познавательным для тех, кто занимается реконструкцией народного костюма, стало выступление Валентины Харисовой, участницы ансамбля «Родолад» и, как она называет себя, швеи-самоучки. Это замечательный опыт и ценный материал, представленный не только в выкройках, фотографиях и описаниях, но и в конкретных костюмах, сшитых Валентиной Викторовной, в которых сегодня щеголяют участники многих русских фольклорных коллективов.

Валентина Харисова демонстрирует сшитую ею «парочку»
Валентина Харисова демонстрирует сшитую ею «парочку»
…День конференции в Игре оказался и длинным, вместившим в себя море информации, и очень коротким, потому что всем ее участникам, несмотря на усталость, хотелось еще больше общения и обсуждений. Об этом скажут сами участники секционного заседания в небольших интервью – следите за нашими публикациями!

А пока мы благодарим за помощь в организации выездной сессии конференции в Игре начальника управления культуры, туризма и молодежной политики администрации Игринского района Елену Владимировну Кошину, директора Игринской центральной районной библиотеки имени Кедра Митрея Ларису Ивановну Мягкову и директора Игринского музейно-ремесленного туристического центра Елену Михайловну Чиркову.

Текст, фото – Светлана Мальцева.

Проект «Тканые истории деревни Кузьмовыр» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

#ПА #ПубличныйАрхив #KAMArecords #НКО #ТканыеИстории #Наследие #Традиции #Кузьмовыр #ФондПрезидентскихГрантов #ФПГ

Комментарии

Комментариев нет.