Мы знаем, какая реакция была у многих наших читателей, когда они увидели здание будущего музея тканых историй в Кузьмовыре на фотографиях в интервью Александра и Ольги Юминовых. «И в этой избушке?..» Но… не все таково, каким кажется на первый взгляд. И «избушка» не так проста, и профессионалы-реорганизаторы настроены оптимистично, и наша проектная команда полна энтузиазма.
13 июня в Кузьмовыре прошла рабочая встреча по организации будущего музейного пространства руководителя проекта «Музей тканых историй» Александра Юминова, начальника управления культуры, туризма и молодежной политики администрации Игринского района Елены Кошиной, начальника хозяйственно-эксплуатационного отдела Игринского молодежного центра «Лига» Евгения Зыкова, пермского художника и дизайнера Петра Стабровского и местной общественности. С чего начать реконструкцию здания, которую сейчас кузьмовырские жители называют «табанницей», поскольку там в основном готовят табани и перепечи в русской печи для туристов и гостей деревни и там же накрывают для них столы? Как безболезненно разобрать лишние стены, увеличить высоту потолка, укрепить пол, провести отопление, создать современное экспозиционное пространство, сохранив при этом историческую самобытность деревенской избы?
Петр Стабровский, Елена Кошина и Александр Юминов
Состоялся совместный – пока прежде всего технический – внимательный осмотр здания. Строительных и прочих вопросов по организации инфраструктуры в старом реконструируемом помещении – множество, и очевидно, что работы хватит всем – и профессионалам-строителям от Игринского района, и волонтерам. Но у нашей проектной команды есть успешный опыт создания Народного музея исчезнувших деревень в здании Сепской библиотеки, глобальной реновации Сепского центрального сельского дома культуры. С каждым годом совершенствуется в решении подобных задач, реконструируя культурно-досуговые и музейные помещения, наш верный и надежный партнер – управление культуры, туризма и молодежной политики Игринского района.
– На ваш взгляд, насколько реально превратить это старое здание в современный музей?
– Вполне реально. Почему нет? – уверенно отвечает начальник хозяйственно-эксплуатационного отдела Игринского молодежного центра «Лига» Евгений Сергеевич Зыков. – Главное – приложить руки. Было бы желание – можно все сделать. Ну и ресурсы, конечно, и материалы… Все от этого складывается, все ремонты.
Осмотр будущего музейного пространства перед демонтажем
– Что будет самым сложным в этом процессе?
– Самое сложное – аккуратно все демонтировать, чтобы потом восстановить. Демонтировать потолок, сохранив при этом стропильную систему. Утеплить крышу, сделать прошив… Полы не трогаем, только шлифуем. Входную часть, «предбанник», тоже – утепляем только верхнюю часть. Так что главное – восстановить все, максимально сохранив старину.
– Евгений Сергеевич, судя по всему, для вас подобная задача реконструкции старых зданий под учреждения культуры – не новая.
– Приходилось, сталкивались. Один из ярких примеров – музей исчезнувших деревень в Сепе. Так что опыт уже есть.
Идет демонтаж здания. Печка уже разобрана
Пермский художник, лауреат различных премий в области современного искусства и дизайна Петр Стабровский, в отличие от нас и хозяйственников, увидел будущее музейное помещение, в котором ему предстоит создавать экспозиционное пространство, впервые. Но с Петром мы тоже хорошо знакомы. Он – участник нашего проекта «Секретная карта деревни Сеп», и в местных краях ему уже доводилось бывать – правда, пока только в Сепе. А еще Петр Стабровский – уникальный художник. Он художник по свету – в музейных проектах он занимается освещением экспозиционных пространств. Может быть, кто-нибудь из вас, уважаемые читатели, уже побывал в первом в России мультисенсорном музее «Щелкунчик» в музее-усадьбе П. И. Чайковского в Воткинске? Так вот, Петр Стабровский был в команде профессионалов, создававших этот необычный музей. А сейчас он с нами – в проекте «Музей тканых историй».
– Когда говорили о здании, меня все пугали маленькой избушкой, – улыбается Петр. – Но не такая уж она и маленькая! И есть возможность сделать там большой зал с высоким потолком. Это на самом деле подарок. Редко такое бывает. Если, правда, получится… Потому что объем многое решает. Если мы уберем, поднимем потолок, пространственное ощущение будет более возвышенное. А так, конечно, много вопросов, но они, думаю, постепенно будут разрешаться. Пока я не совсем понимаю историю, но понимаю то, что она сейчас будет складываться. И я этому очень рад, потому что тогда одно на другое может влиять и перемешиваться. И может получиться более комплексный органический продукт.
Петр Стабровский и Александр Юминов настроены оптимистично
После рабочей встречи и изучения здания музея тканых историй Петр Стабровский задержался в Кузьмовыре, чтобы изучить, потрогать будущие тканые экспонаты, ближе познакомиться с кузьмовырскими участниками проекта, чему те были очень рады.
… Между тем хозяйственные работы по демонтажу здания и очистке его от ненужных вещей уже начались. К этой работе подключились и волонтеры, а также школьники Игринского района, участвующие в программе по организации временного трудоустройства подростков «Льняная нить. Возрождение традиций». Эта программа, разработанная Натальей Русских, стала победителем грантового конкурса Агентства по молодежной политике Удмуртской Республики. Текст, фото – Светлана Мальцева.
Проект «Музей тканых историй деревни Кузьмовыр» реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Проект «Тканые истории деревни Кузьмовыр» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Публичный архив традиционной культуры Удмуртии
Начинаем демонтаж здания
13 июня в Кузьмовыре прошла рабочая встреча по организации будущего музейного пространства руководителя проекта «Музей тканых историй» Александра Юминова, начальника управления культуры, туризма и молодежной политики администрации Игринского района Елены Кошиной, начальника хозяйственно-эксплуатационного отдела Игринского молодежного центра «Лига» Евгения Зыкова, пермского художника и дизайнера Петра Стабровского и местной общественности. С чего начать реконструкцию здания, которую сейчас кузьмовырские жители называют «табанницей», поскольку там в основном готовят табани и перепечи в русской печи для туристов и гостей деревни и там же накрывают для них столы? Как безболезненно разобрать лишние стены, увеличить высоту потолка, укрепить пол, провести отопление, создать современное экспозиционное пространство, сохранив при этом историческую самобытность деревенской избы?
Состоялся совместный – пока прежде всего технический – внимательный осмотр здания. Строительных и прочих вопросов по организации инфраструктуры в старом реконструируемом помещении – множество, и очевидно, что работы хватит всем – и профессионалам-строителям от Игринского района, и волонтерам. Но у нашей проектной команды есть успешный опыт создания Народного музея исчезнувших деревень в здании Сепской библиотеки, глобальной реновации Сепского центрального сельского дома культуры. С каждым годом совершенствуется в решении подобных задач, реконструируя культурно-досуговые и музейные помещения, наш верный и надежный партнер – управление культуры, туризма и молодежной политики Игринского района.
– На ваш взгляд, насколько реально превратить это старое здание в современный музей?
– Вполне реально. Почему нет? – уверенно отвечает начальник хозяйственно-эксплуатационного отдела Игринского молодежного центра «Лига» Евгений Сергеевич Зыков. – Главное – приложить руки. Было бы желание – можно все сделать. Ну и ресурсы, конечно, и материалы… Все от этого складывается, все ремонты.
– Самое сложное – аккуратно все демонтировать, чтобы потом восстановить. Демонтировать потолок, сохранив при этом стропильную систему. Утеплить крышу, сделать прошив… Полы не трогаем, только шлифуем. Входную часть, «предбанник», тоже – утепляем только верхнюю часть. Так что главное – восстановить все, максимально сохранив старину.
– Евгений Сергеевич, судя по всему, для вас подобная задача реконструкции старых зданий под учреждения культуры – не новая.
– Приходилось, сталкивались. Один из ярких примеров – музей исчезнувших деревень в Сепе. Так что опыт уже есть.
– Когда говорили о здании, меня все пугали маленькой избушкой, – улыбается Петр. – Но не такая уж она и маленькая! И есть возможность сделать там большой зал с высоким потолком. Это на самом деле подарок. Редко такое бывает. Если, правда, получится… Потому что объем многое решает. Если мы уберем, поднимем потолок, пространственное ощущение будет более возвышенное. А так, конечно, много вопросов, но они, думаю, постепенно будут разрешаться. Пока я не совсем понимаю историю, но понимаю то, что она сейчас будет складываться. И я этому очень рад, потому что тогда одно на другое может влиять и перемешиваться. И может получиться более комплексный органический продукт.
После рабочей встречи и изучения здания музея тканых историй Петр Стабровский задержался в Кузьмовыре, чтобы изучить, потрогать будущие тканые экспонаты, ближе познакомиться с кузьмовырскими участниками проекта, чему те были очень рады.
… Между тем хозяйственные работы по демонтажу здания и очистке его от ненужных вещей уже начались. К этой работе подключились и волонтеры, а также школьники Игринского района, участвующие в программе по организации временного трудоустройства подростков «Льняная нить. Возрождение традиций». Эта программа, разработанная Натальей Русских, стала победителем грантового конкурса Агентства по молодежной политике Удмуртской Республики.
Текст, фото – Светлана Мальцева.
Проект «Музей тканых историй деревни Кузьмовыр» реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Проект «Тканые истории деревни Кузьмовыр» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
#ПА #ПубличныйАрхив #KAMArecords #НКО #ТканыеИстории #Наследие #Традиции #Кузьмовыр #фондпотанина #музейбезграниц #музей4_0 #ФондПрезидентскихГрантов #ФПГ