«Важнин ключ» – в студии «Сеп»

«Важнин ключ» – в студии «Сеп» - 5371587022502
Продолжается подготовка к иммерсивному действу по мотивам тканых историй, котороемы увидим осенью. В июне в студии «Сеп» состоялась запись песен из Публичного архива традиционной культуры Удмуртии в исполнении ансамбля традиционной песни «Важнин ключ». В течение трех дней исполнители Александра Конышева, Степан Плотников и Елизавета Смирнова и звукорежиссерская группа в составе Александра Юминова, Веры Болдыревой и Алексея Мокрушина записали… тридцать песен! Далеко не все они войдут в саундтрек будущего действа – в процессе работы над ним режиссер Михаил Бегишев вместе с руководителем ансамбля Верой Геоленовной Болдыревой выберут треки, необходимые для «тканой» постановки. А все остальное пополнит воспроизводящий фонд Публичного архива. И, возможно, составит музыкальный альбом студенческого ансамбля «Важнин ключ», участники которого в этом году выпускаются из Удмуртского государственного университета.
Процесс записи —создание музыкального полотна к «Тканым историям»
Процесс записи —создание музыкального полотна к «Тканым историям»
Но запись «Важнина ключа» в студии «Сеп» началась не сразу. Во-первых, дорога из Ижевска до деревни Сеп, где располагается наша студия звукозаписи, не такая уж и короткая – около ста километров. Во-вторых, дорога эта лежит мимо нашей «тканой» деревни Кузьмовыр. В-третьих… мы же не ищем легких и коротких путей! Да еще так совпало, что запись происходила в праздничные выходные, посвященные Дню России. А в Кузьмовыр в эти дни как раз собрался велопешеходный пробег, организуемый газетой Игринского района «Светлый путь».

– Мы все очень хотим, чтобы «Важнин ключ» спел для участников пробега и кузьмовырских жителей, коль представился такой замечательный случай! – решительно сказала директор Кузьмовырского дома культуры Наталья Русских. И как тут откажешь?
«Важнин ключ» и жители Кузьмовыра
«Важнин ключ» и жители Кузьмовыра
Так что перед студийной записью в Сепе ансамбль «Важнин ключ» заехал в Кузьмовыр и спел для деревенских жителей – и удмуртские, и русские, и самые любимые, и даже самые сложные песни из своего репертуара. Получилась своеобразная небольшая генеральная репетиция записи – с благодарными и даже восторженными слушателями, аплодисментами, живым откликом, тем самым, от сердца к сердцу. Прозвучало несколько крезей и голо́сов в исполнении «Важнина ключа» – а это высший пилотаж в удмуртской традиционной музыкальной культуре, искусство импровизационного пения, ушедшее в прошлое, владеют которым сегодня – если владеют! – единицы. А вот «Важнин ключ» за годы учебы на кафедре музыкального и сценического искусства УдГУ под чутким педагогическим началом Веры Геоленовны Болдыревой сумел приблизиться к этим высотам.
Вера Геоленовна и Александра Конышева
Вера Геоленовна и Александра Конышева

Работа в студии «Сеп» была напряженной. Тот, кто хотя бы раз побывал в роли исполнителя перед микрофоном в настоящей студии звукозаписи перед требовательным звукорежиссером, знает, какой на самом деле это выматывающий труд. Дубли тех песен, что не получились с первого, а то и второго, и третьего раза, поиск верной интонации и нужного звучания… Но наши ребята справились прекрасно. Тридцать песен за три дня – впечатляющий результат!

– Ну, вообще-то в репертуаре «Важнина ключа» пятьдесят песен, – улыбается Вера Геоленовна Болдырева. А мы уже и не удивляемся – вот бы еще пару деньков, записали бы и все пятьдесят!

Александра Конышева
Александра Конышева
– Для меня это первый опыт записи в звукостудии, – признается Елизавета Смирнова. – И опыт очень интересный, хороший и полезный. Поначалу было очень сложно понимать себя, даже слышать себя непривычно. Кто же любит слушать свой голос со стороны? А тут… И я боялась сначала этой аппаратуры. А потом все равно привыкаешь, каждый день записываешь, и не по разу, и по десять раз одну песню. Устаешь, конечно. Но это приятная усталость. И когда потом слушаешь все, что получается, это тоже вдохновляет на дальнейшую запись.
Елизавета Смирнова
Елизавета Смирнова
Вас в «Важнине ключе» сегодня – всего три человека. Лиза, как бы ты охарактеризовала свой ансамбль, его суть? Все-таки вы провели вместе четыре студенческих года. В одном ансамбле!

– Сначала было очень трудно спеваться. А вот сейчас, под конец учебы, уже спелись, чувствуем друг друга. И не хочется расставаться.

У Степана Плотникова, еще одного участника «Важнина ключа» и руководителя лаборатории традиционной культуры Алнашского района, в отличие от Лизы, уже есть некоторый опыт студийной работы. Его музыкальный альбом «Сям-йылол», изданный на лейбле «Дукес», стал лучшим акустическим альбомом 2024 года по версии российского чарта по фольклорной и этнической музыке Russian World Music Chart.
Степан Плотников
Степан Плотников
– Для меня во время записи в студии «Сеп» случились открытия с технической стороны, – говорит Степан. – Я не знал, что можно дважды записывать, наложением, дабл-треком. И этот инструмент открыл новые возможности для крезей и голосов. Нас всего трое, а крези слушаются очень хорошо, когда многоголосье, когда поют много человек. А тут при дабл-трекинге получилось, что у нас шесть голосов. И – да, крезь – это импровизация, и повторно для дабл-трека мы пели уже другое, не то же самое. Так что этот опыт, конечно, понравился. В таком объеме записываться сложно, но очень даже интересно. Действительно какие-то новые возможности. И есть такое ощущение, что ты о себе как будто что-то новое узнал. Это, конечно, надо еще осмыслить через какое-то время.
Каждая импровизация в традиционном пении неповторима по своей природе, и ее фиксация в записи –своего рода чудо
Каждая импровизация в традиционном пении неповторима по своей природе, и ее фиксация в записи –своего рода чудо


– Получается, что звукозапись раскрывает тебя и как человека?

– Да, конечно. К тому же мы еще записывали по несколько дублей. Этот процесс тоже нас обучал одновременно. Непривычно было слушать себя в наушниках... Свой голос больше узнали.

– А как бы ты охарактеризовал свой ансамбль?

– Мы все разные. Мы не такие, что находим какое-то общее решение, если есть проблема. Нет, каждый думает о своем, каждый отстаивает свое мнение. Это очень сложно. И при этом мы умеем это делать, оставаясь ансамблем.

– Это как в крезе. Каждый поет о своем, но все вместе звучат гармонично.

– Да. Оказалось, что крезь – это путь к познанию себя, путь к объединению. На самом деле мы очень долго спевались. Первый, второй, третий курс… Порой тяжело было спеваться. А когда мы начали учить крези, они действительно помогли нам в этом.
Ансамбль «Важнин ключ» в процессе записи своего обширного репертуара
Ансамбль «Важнин ключ» в процессе записи своего обширного репертуара
… Еще один участник звукозаписывающего процесса – но уже с другой стороны студии, человек за пультом. Звукорежиссер Алексей Мокрушин – ровесник наших исполнителей. Несмотря на молодость, он уже опытный профессионал, которому в том числе приходилось записывать и фольклорные коллективы. Правда, не в таком объеме и не так плотно, как в этот раз.
Алексей Мокрушин за пультом
Алексей Мокрушин за пультом
– Изначально, когда мне предложили поучаствовать в записи, я думал, что это будет обычная фольклорная музыка, которую, честно скажу, я раньше не очень-то слушал, – делится он своими впечатлениями о трех днях записи в Сепе. – Я вообще думал, что мы будем бабушек записывать. «Ладно, – думаю, – приеду, как на дачу, с бабушками поживу три дня». В результате оказалось, что «бабушки» совсем даже и не бабушки. И среди них даже «дедушка» один оказался молодой… А так очень понравилось! Вообще фольклорная музыка открылась с другой стороны. Прямо… вау! Я никогда раньше не вникал в такое, не интересовался. А эта музыка, оказалось, очень самобытная, и многое может рассказать и дать почувствовать сама по себе.

– Что самое сложное для звукорежиссера в такой ситуации? Может быть, есть какая-то особенность?
– Сложность и особенность в том, что музыка не пишется под клик, и, если нам нужно собрать несколько голосов от исполнителей, они должны сами уметь четко «под себя» петь. Не все на самом деле это могут. Нам повезло, наши исполнители это умеют. И как таковых особых проблем не оказалось. Единственная особенность музыки – она не ритмичная. То есть ритмичная, но там свой ритм – без ритма, без темпа, без метра. И самобытная.

– Наверное, почти каждый раз звукорежиссер, записывая тот или иной коллектив, чему-то учится в профессиональном плане. Может быть, не всегда, но в лучших случаях это так. А ты что-то полезное для себя извлек из этого процесса звукозаписи?

– У нас был очень небольшой состав ансамбля, всего три человека. И микрофонов я тоже использовал немного. Поэтому сама по себе запись с технической точки зрения для меня, пожалуй, ничего особенно нового не представляла. А вот со стороны философии и расширения кругозора она очень многое дала.
Отслушивание записей - важная часть работы для звукорежиссера и музыкантов
Отслушивание записей - важная часть работы для звукорежиссера и музыкантов
…Результаты студийной записи последнего состава ансамбля «Важнин ключ», безотказно и самоотверженно сопровождавшего нас в течение четырех лет проектной работы, мы увидим и услышим этой осенью, на премьере иммерсивного действа «Тканых историй деревни Кузьмовыр». И, хотя в этом году участники ансамбля «Важнин ключ», каждого из которых мы успели полюбить за минувшие годы творческой дружбы, выпускаются из стен Удмуртского госуниверситета, отправляясь в собственное большое плавание, мы не только грустим, расставаясь с ними. Желая ребятам доброго пути, мы верим в то, что обязательно встретимся с ними в наших следующих проектах – даже если они уже не будут тем самым замечательным, талантливым, уникальным «Важниным ключом».

Текст, фото – Светлана Мальцева.

Проект «Музей тканых историй деревни Кузьмовыр» реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Проект «Тканые истории деревни Кузьмовыр» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

#ПА #ПубличныйАрхив #KAMArecords #НКО #ТканыеИстории #Наследие #Традиции #Кузьмовыр #фондпотанина #музейбезграниц #музей4_0 #ФондПрезидентскихГрантов #ФПГ

Комментарии

Комментариев нет.