Пролетело яркое, творческое и трудовое лето наших тканых историй, наполненное множеством вдохновляющих событий. Мастерские с московскими, санкт-петербургскими и ижевскими кураторами, фольклорно-этнографические экспедиции, начало реконструкции и первая выставка будущего Музея тканых историй, студенческая практика в Кузьмовыре, заботливый уход за посадками знакового для нашего проекта льна, первые стежки будущей капсульной коллекции, подготовка к иммерсивному действу, премьера которого ожидает нас в конце осени, новые встречи и порой тоже неожиданно оказывающиеся новыми старые, уже, казалось бы, привычные знакомства…
Руководитель проектов «Тканые истории деревни Кузьмовыр» и «Музей тканых историй» Александр Юминов всегда в гуще всех этих событий, и расстояние от Нижнего Новгорода до Кузьмовыра для него – не такая уж и большая помеха.
– Александр Геннадьевич, поделитесь своими впечатлениями о творческом лете в Кузьмовыре. Вы были участником почти всех мастерских – делали свой зин, записывали в студии «Сеп» ансамбль традиционной песни «Важнин ключ» для иммерсивного действа, наблюдали за тем, как происходит обучение музейному хранению, как создается коллекция музея тканых историй… Что запомнилось вам больше всего?
После увлекательной мастерской с куратором Анной Мутиной
– Прежде всего я старался присутствовать всюду как руководитель проекта, потому что мне важно не только знать, что происходит, но и видеть, как реагируют на происходящее жители Кузьмовыра, Байвала, Чуралуда, Игры… Это первый год нашей работы с Кузьмовыром. И, хотя мы и были знакомы друг с другом раньше, но в качестве команды, которая работает над одним проектом, тесно взаимодействует и делает одно дело – это для всех нас установочный год. Мы присматриваемся друг к другу, причем и с точки зрения административных моментов. Да, приятно, когда ты творишь, когда происходят какие-то мероприятия, где собираются люди. Все это классно. Но взаимодействие с территорией, тем более такое тесное, которое мы обычно выстраиваем, требует и административной, и финансовой дисциплины. Это и правильное понимание того, как формировать архив – в основном этому учим инициативную группу мы с Верой Геоленовной Болдыревой. Это и работа с разного типа договорами и счетами, поскольку мы закупаем много разной техники и оборудования для мастерских и дальнейшей жизни этого места. Когда мы пришли в Кузьмовырский дом культуры, там был всего один древний компьютер. Сейчас мы приобрели два новых компьютера, два новых принтера, большой телевизор, который очень помогает нам в онлайновых встречах, звукозаписывающие устройства для экспедиций, современное швейное оборудование и множество другой важной техники, которую постепенно осваивают кузьмовырские участники проекта. Так что дисциплина и ответственность – очень важные показатели проектного взаимодействия.
Если же говорить о содержательной части наших событий, то я даже не могу выделить самое запомнившееся – настолько все они разные, и живые, и онлайновые. Мы всегда стараемся насыщать территорию не только инструментами, с помощью которых можно осуществить те задачи, которые заявлены в проекте, но и максимально расширять палитру специалистов, приезжающих туда. Для того, чтобы местное сообщество встретилось с ними, увидело другой, непривычный для себя мир. Среди тех, кто уже побывал в Кузьмовыре, есть и студенты разных вузов и специальностей из Нижнего Новгорода, Москвы, Ижевска… Это важно и для того, чтобы кузьмовырцы начинали привыкать к такому стороннему сотрудничеству, поскольку в этом есть большой положительный момент. Человек, приезжающий со стороны, не имеет замыленного взгляда и подмечает какие-то классные вещи, которые настолько привычны, что часто уже незаметны тем, кто проживает на этой территории. И по разговорам после каждой встречи, живой или онлайн, я знаю, что люди ярко откликаются и говорят, что эти встречи были им интересны и полезны. Встреча с Ириной Алексеевной Косаревой и Еленой Ивановной Ковычевой, с которыми они познакомились на конференции и которые летом приезжали в Кузьмовыр вместе со своими студентами-прикладниками из Удмуртского госуниверситета. Встреча с Анной Мутиной – кузьмовырская инициативная группа уже была знакома с ней в онлайн-формате, и все очень ждали ее приезда, и эта мастерская тоже была сногсшибательна. А что уж говорить про мастерскую «Делаем зин», которая охватила большой возрастной спектр! У нас есть зин, которая сделала четырехлетняя девочка. Пусть он состоит из одной странички и представляет собой рисунок. Но это все равно зин, потому что она сидела и рисовала его вместе с нами. И есть зин, сделанный 80-летней женщиной.
Студенты Высшей Школы Экономики Екатерина Ежова и Яна Максимова в Кузьмовыре
И еще мы с радостью отмечаем, как наша деятельность становится все более заметной в деревне. Наталья Русских, наш главный якорь и координатор всего, что происходит на месте, сказала после мастерской зинов: «Представляете, какого эмоционального накала должны быть рассказы детей и женщин, пришедших домой после мастерской, что на открытие выставки пришли дедушки и папы?». Это, на мой взгляд большая победа.
Папа смотрит зин дочери на выставке Зинковыр
– И та самая реакция на происходящее, что больше всего поразила лично вас?
– Да! К моменту открытия выставки я уже уехал из Кузьмовыра, но был на мастерских от начала и до конца. Выставку формировали наши московские кураторы, студенты-дизайнеры Зульфия Яхина, Полина Шустрова и Дарья Морозова. И появление на выставке пап для меня было невероятным моментом. Нужно быть настолько убедительным, чтобы завлечь деревенского папу, чтобы он оторвался от своей повседневной занятости, нашел время и силы для того, чтобы прийти посмотреть на то, что как будто бы с практической точки зрения ему совершенно не нужно. Но при этом он получил удовольствие, увидев, как его дочь или сын смогли так себя выразить. И вот это многого стоит, и это для меня самый выразительный, яркий и неожиданный момент.
Есть и кое-что печальное: очень обидно, что по стечению обстоятельств на мастерскую не смогла приехать ее главный куратор Ирина Драгунская. Но она была на связи с нами все эти дни онлайн – смотрела, контролировала процесс, что-то подсказывала. Думаю, что и ей обидно. Но мы не теряем надежды встретиться с ней в Кузьмовыре – вдруг у нас появится повод, чтобы сделать что-то на месте.
А все остальные события и вещи – да, они радостные и поразительные. Но самые яркие, наверное, как раз подобные неожиданные моменты, как с папами. Когда ты планируешь какое-то мероприятие и оно проходит именно так, как ты и хотел, безусловно, оно оставляет у тебя положительные эмоции. Но этого ты, в принципе, и ожидал, это запланировано. А вот когда случаются такие неожиданные приятные отклики, они по-хорошему выводят тебя из равновесия, и ты уже можешь оценить происходящее иначе, увидеть событие с другого вдохновляющего ракурса.
Мастерская «Делаем зин»
– С начала проекта прошло уже более полугода. Как раскрылось для вас за это время кузьмовырское сообщество?
– Во-первых, даже год, а уж тем более полгода проекта – это все-таки мало. Во-вторых, наша методология основывается на том, что со всей деревней мы работать не можем, это невозможно. Поэтому мы работаем с ядерным сообществом – оно, как и в Сепе, концентрируется вокруг сельского клуба. И опираемся на человека, который является главным мотором, организатором, логистом, идеологом этого ядерного сообщества. Это, конечно, заведующая Кузьмовырским домом культуры Наталья Владимировна Русских. Нам приятно, что она – человек молодой, современный, активный, надежный. И при всей своей загруженности повседневной работой она успевает делать все, что связано с нашей проектной деятельностью. И это здорово, когда ты понимаешь, что у тебя есть крепкий фундамент отношений.
Непосредственно с ядерным сообществом я встречаюсь, когда приезжаю в Кузьмовыр. И хочу сказать, что к настоящему моменту исчезла неопределенность в отношении того, чем каждый человек из этой инициативной группы хотел и мог бы заниматься в рамках проекта. А для нас личное желание играет очень большую роль, потому что в результате из него вытекает важный процесс присвоения результатов. Потому что, если они будут делать свою работу с любовью, а мы им будем подсказывать механику этих действий, то мы перестанем быть для этого сообщества людьми, которые что-то должны для них сделать. Организовать их, поставить в такое положение, когда у них и выхода другого не остается… Такого у нас нет. И сейчас все это определилось: каждый нашел в проекте свою нишу, где он силен, где ему нравится. И оставшиеся полгода до окончания проекта «Тканые истории деревни Кузьмовыр», который мы реализуем при поддержке Фонда президентских грантов, мы будем работать более увлеченно. Весной этого года у нас уже начался процесс создания Музея тканых историй при поддержке Фонда Потанина, и теперь наш архив, собираемый в рамках «Тканых историй», приобрел дополнительный смысл: у нас уже появился повод не просто собирать и каталогизировать материал, а анализировать, как мы будем использовать его в музее.
Рабочий момент мастерской «Особенности работы с коллекциями текстиля»
– Коль мы плавно перешли к Музею тканых историй, можно ли сказать, что его концепция уже вырисовывается?
– Мы же находимся на такой маленькой территории, где несмотря на существование небольшого любительского краеведения, не всегда понятно, что можно показывать. Нет коллекций и архивов – все материалы разрознены, случайны, никаким образом друг с другом не стыкуются, и, как правило, хаотичны. И поэтому мы, собирая новый материал, ждем, когда его накопится столько, чтобы нам стало ясно, что из этого можно сделать. И чем тщательнее, профессиональнее мы будем подходить к этому материалу, чем мы сейчас и занимаемся – учим жителей изучать себя, тем легче нам будет формировать концепцию. То есть мы не вырабатываем концепцию из воздуха, а возьмем ее из того, что жители Кузьмовыра нашли во время экспедиций. Единственное, что мы сейчас точно знаем – это будет музей про людей – но через ткань, через ткачество, а какие предметы, объекты будут иллюстрировать ту или иную историю, это уже вопрос ближайшего времени. Осенью мы должны сформировать четкое понимание того, что мы будем показывать. Затем мы все это передадим нашему главному художнику Петру Стабровскому, чтобы решить каким голосом будет говорить наш музей. И мы, так же, как и в случае создания Народного музея исчезнувших деревень в Сепе, постараемся добиться того, чтобы частная история маленькой деревни вдруг оказалась близкой достаточно широкой аудитории, чтобы в этотмузей было интересно приезжать и знакомиться с его ткаными историями.
Текст, фото – Светлана Мальцева.
Проект «Музей тканых историй деревни Кузьмовыр» реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Проект «Тканые истории деревни Кузьмовыр» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Публичный архив традиционной культуры Удмуртии
Наше тканое лето
Руководитель проектов «Тканые истории деревни Кузьмовыр» и «Музей тканых историй» Александр Юминов всегда в гуще всех этих событий, и расстояние от Нижнего Новгорода до Кузьмовыра для него – не такая уж и большая помеха.
– Александр Геннадьевич, поделитесь своими впечатлениями о творческом лете в Кузьмовыре. Вы были участником почти всех мастерских – делали свой зин, записывали в студии «Сеп» ансамбль традиционной песни «Важнин ключ» для иммерсивного действа, наблюдали за тем, как происходит обучение музейному хранению, как создается коллекция музея тканых историй… Что запомнилось вам больше всего?
– Прежде всего я старался присутствовать всюду как руководитель проекта, потому что мне важно не только знать, что происходит, но и видеть, как реагируют на происходящее жители Кузьмовыра, Байвала, Чуралуда, Игры… Это первый год нашей работы с Кузьмовыром. И, хотя мы и были знакомы друг с другом раньше, но в качестве команды, которая работает над одним проектом, тесно взаимодействует и делает одно дело – это для всех нас установочный год. Мы присматриваемся друг к другу, причем и с точки зрения административных моментов. Да, приятно, когда ты творишь, когда происходят какие-то мероприятия, где собираются люди. Все это классно. Но взаимодействие с территорией, тем более такое тесное, которое мы обычно выстраиваем, требует и административной, и финансовой дисциплины. Это и правильное понимание того, как формировать архив – в основном этому учим инициативную группу мы с Верой Геоленовной Болдыревой. Это и работа с разного типа договорами и счетами, поскольку мы закупаем много разной техники и оборудования для мастерских и дальнейшей жизни этого места. Когда мы пришли в Кузьмовырский дом культуры, там был всего один древний компьютер. Сейчас мы приобрели два новых компьютера, два новых принтера, большой телевизор, который очень помогает нам в онлайновых встречах, звукозаписывающие устройства для экспедиций, современное швейное оборудование и множество другой важной техники, которую постепенно осваивают кузьмовырские участники проекта. Так что дисциплина и ответственность – очень важные показатели проектного взаимодействия.
Если же говорить о содержательной части наших событий, то я даже не могу выделить самое запомнившееся – настолько все они разные, и живые, и онлайновые. Мы всегда стараемся насыщать территорию не только инструментами, с помощью которых можно осуществить те задачи, которые заявлены в проекте, но и максимально расширять палитру специалистов, приезжающих туда. Для того, чтобы местное сообщество встретилось с ними, увидело другой, непривычный для себя мир. Среди тех, кто уже побывал в Кузьмовыре, есть и студенты разных вузов и специальностей из Нижнего Новгорода, Москвы, Ижевска… Это важно и для того, чтобы кузьмовырцы начинали привыкать к такому стороннему сотрудничеству, поскольку в этом есть большой положительный момент. Человек, приезжающий со стороны, не имеет замыленного взгляда и подмечает какие-то классные вещи, которые настолько привычны, что часто уже незаметны тем, кто проживает на этой территории. И по разговорам после каждой встречи, живой или онлайн, я знаю, что люди ярко откликаются и говорят, что эти встречи были им интересны и полезны. Встреча с Ириной Алексеевной Косаревой и Еленой Ивановной Ковычевой, с которыми они познакомились на конференции и которые летом приезжали в Кузьмовыр вместе со своими студентами-прикладниками из Удмуртского госуниверситета. Встреча с Анной Мутиной – кузьмовырская инициативная группа уже была знакома с ней в онлайн-формате, и все очень ждали ее приезда, и эта мастерская тоже была сногсшибательна. А что уж говорить про мастерскую «Делаем зин», которая охватила большой возрастной спектр! У нас есть зин, которая сделала четырехлетняя девочка. Пусть он состоит из одной странички и представляет собой рисунок. Но это все равно зин, потому что она сидела и рисовала его вместе с нами. И есть зин, сделанный 80-летней женщиной.
– Да! К моменту открытия выставки я уже уехал из Кузьмовыра, но был на мастерских от начала и до конца. Выставку формировали наши московские кураторы, студенты-дизайнеры Зульфия Яхина, Полина Шустрова и Дарья Морозова. И появление на выставке пап для меня было невероятным моментом. Нужно быть настолько убедительным, чтобы завлечь деревенского папу, чтобы он оторвался от своей повседневной занятости, нашел время и силы для того, чтобы прийти посмотреть на то, что как будто бы с практической точки зрения ему совершенно не нужно. Но при этом он получил удовольствие, увидев, как его дочь или сын смогли так себя выразить. И вот это многого стоит, и это для меня самый выразительный, яркий и неожиданный момент.
Есть и кое-что печальное: очень обидно, что по стечению обстоятельств на мастерскую не смогла приехать ее главный куратор Ирина Драгунская. Но она была на связи с нами все эти дни онлайн – смотрела, контролировала процесс, что-то подсказывала. Думаю, что и ей обидно. Но мы не теряем надежды встретиться с ней в Кузьмовыре – вдруг у нас появится повод, чтобы сделать что-то на месте.
А все остальные события и вещи – да, они радостные и поразительные. Но самые яркие, наверное, как раз подобные неожиданные моменты, как с папами. Когда ты планируешь какое-то мероприятие и оно проходит именно так, как ты и хотел, безусловно, оно оставляет у тебя положительные эмоции. Но этого ты, в принципе, и ожидал, это запланировано. А вот когда случаются такие неожиданные приятные отклики, они по-хорошему выводят тебя из равновесия, и ты уже можешь оценить происходящее иначе, увидеть событие с другого вдохновляющего ракурса.
– Во-первых, даже год, а уж тем более полгода проекта – это все-таки мало. Во-вторых, наша методология основывается на том, что со всей деревней мы работать не можем, это невозможно. Поэтому мы работаем с ядерным сообществом – оно, как и в Сепе, концентрируется вокруг сельского клуба. И опираемся на человека, который является главным мотором, организатором, логистом, идеологом этого ядерного сообщества. Это, конечно, заведующая Кузьмовырским домом культуры Наталья Владимировна Русских. Нам приятно, что она – человек молодой, современный, активный, надежный. И при всей своей загруженности повседневной работой она успевает делать все, что связано с нашей проектной деятельностью. И это здорово, когда ты понимаешь, что у тебя есть крепкий фундамент отношений.
Непосредственно с ядерным сообществом я встречаюсь, когда приезжаю в Кузьмовыр. И хочу сказать, что к настоящему моменту исчезла неопределенность в отношении того, чем каждый человек из этой инициативной группы хотел и мог бы заниматься в рамках проекта. А для нас личное желание играет очень большую роль, потому что в результате из него вытекает важный процесс присвоения результатов. Потому что, если они будут делать свою работу с любовью, а мы им будем подсказывать механику этих действий, то мы перестанем быть для этого сообщества людьми, которые что-то должны для них сделать. Организовать их, поставить в такое положение, когда у них и выхода другого не остается… Такого у нас нет. И сейчас все это определилось: каждый нашел в проекте свою нишу, где он силен, где ему нравится. И оставшиеся полгода до окончания проекта «Тканые истории деревни Кузьмовыр», который мы реализуем при поддержке Фонда президентских грантов, мы будем работать более увлеченно. Весной этого года у нас уже начался процесс создания Музея тканых историй при поддержке Фонда Потанина, и теперь наш архив, собираемый в рамках «Тканых историй», приобрел дополнительный смысл: у нас уже появился повод не просто собирать и каталогизировать материал, а анализировать, как мы будем использовать его в музее.
– Мы же находимся на такой маленькой территории, где несмотря на существование небольшого любительского краеведения, не всегда понятно, что можно показывать. Нет коллекций и архивов – все материалы разрознены, случайны, никаким образом друг с другом не стыкуются, и, как правило, хаотичны. И поэтому мы, собирая новый материал, ждем, когда его накопится столько, чтобы нам стало ясно, что из этого можно сделать. И чем тщательнее, профессиональнее мы будем подходить к этому материалу, чем мы сейчас и занимаемся – учим жителей изучать себя, тем легче нам будет формировать концепцию. То есть мы не вырабатываем концепцию из воздуха, а возьмем ее из того, что жители Кузьмовыра нашли во время экспедиций. Единственное, что мы сейчас точно знаем – это будет музей про людей – но через ткань, через ткачество, а какие предметы, объекты будут иллюстрировать ту или иную историю, это уже вопрос ближайшего времени. Осенью мы должны сформировать четкое понимание того, что мы будем показывать. Затем мы все это передадим нашему главному художнику Петру Стабровскому, чтобы решить каким голосом будет говорить наш музей. И мы, так же, как и в случае создания Народного музея исчезнувших деревень в Сепе, постараемся добиться того, чтобы частная история маленькой деревни вдруг оказалась близкой достаточно широкой аудитории, чтобы в этотмузей было интересно приезжать и знакомиться с его ткаными историями.
Текст, фото – Светлана Мальцева.
Проект «Музей тканых историй деревни Кузьмовыр» реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Проект «Тканые истории деревни Кузьмовыр» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
#ПА #ПубличныйАрхив #KAMArecords #НКО #ТканыеИстории #Наследие #Традиции #Кузьмовыр #фондпотанина #музейбезграниц #музей4_0 #ФондПрезидентскихГрантов #ФПГ