Урок №6. Образ Садко в опере Н.А. Римского-Корсакова. Вновь приветствую вас, уважаемые родители. www.уроки-музыки.рф Сегодня мы продолжим путешествие в сказочный мир былинной оперы «Садко». Говоря о Садко, мы погружаемся в морскую стихию, созданную не только Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, но также русскими поэтами и художниками. Музыкальные темы программы «Уроки музыки» на протяжении всех 8 классов раскрывают детям мир живописи и поэзии. Они учатся понимать смыслы картин и стихотворений и слышать их отражение в музыкальных произведениях классических композиторов.
Лунным блеском озаренная, Синих вод равнина сонная Далеко ушла в туман… Дремлет, дышит, колыхается, И блестит, и разгорается Неоглядный океан…
Каким живым и одухотворенным поэт описал стихию океана…
Она и «дремлет» и «дышит» …
На уроке мы подробно разберем стихотворение Ивана Алексеевича Бунина, узнаем о большом цветовом разнообразии жемчуга и драгоценных камней, с которыми поэт сравнивает цвета морской глади и вернемся к музыке Римского-Корсакова, полюбившего море на всю жизнь. Этот композитор много раз изображал морские пейзажи и поэтому его даже назвали «композитором-моренистом». Напомню, что увертюра к опере «Садко» называется «окиян-море синее».
СЛАЙД 2. Но вот открывается занавес и перед нами предстает картина новгородского пира. Появляется гусляр Садко. Гости просят его спеть для них. Тогда он исполняет свою первую арию.
Поскольку слово «ария» вы будете встречать очень часто – познакомьтесь с его значением, представленным на слайде.
СЛАЙД 3. Ария – музыкальный портрет оперного героя. В арии Садко вы почувствуете характер новгородского гусляра. Здесь прозвучат мелодии, похожие на древние былинные сказы и другие жанры русских народных песен, о которых я подробно рассказываю в своей программе 4-го и 6-го классов.
Сама ария состоит из двух частей. Вторая часть начнется со слов «пробегали б мои бусы-корабли, объезжали б моря, моря синие». Начиная с этих слов, композитор изображает покачивание морских волн, спокойное плавание кораблей к далеким странам.
На уроке мы обсудим – почему речь Садко не понравилась новгородским купцам. Они прогоняют гусляра и он идет на берег Ильмень озера. Присев на бел-горюч камень, Садко поет проникновенную песню «Ой, ты, темная дубравушка», в которой изливает свою печаль и заветные думы.
В этой песне три куплета. Во всех куплетах мелодия гусляра остается одинаковой, но зато меняется оркестровое сопровождение. Как вы думаете – какой инструмент в симфоническом оркестре очень похож на звучание гуслей?
СЛАЙД 4. Конечно, это арфа. В первом куплете вы услышите именно ее аккомпанирующей голосу Садко. Во втором куплете к арфе добавятся скрипки. Их звучание будет много раз повторять один звук. В музыке такой прием игры называется «тремоло».
СЛАЙД 5. В третьем куплете присоединяются остальные струнные инструменты. Музыканты в этот момент не прикасаются смычком к струнам, а защипывают их пальцами. Такой прием игры называется «пиццикато».
Теперь послушайте, как исполняет эту песню Владимир Атлантов – обладатель высокого голоса, который называется «тенор».
Песня Садко пробуждает спящую природу. И тут начинается настоящее волшебство. Вода в озере начинает колыхаться, и плывущая вдали стая лебедей и серых утиц превращается в дочерей морского царя.
СЛАЙД 6. Одна из них – царевна Волхова пленяется веселой песней Садко. Какие музыкальные загадки скрыты в этом номере – ребята узнают на уроке и увидят постановку номера на сцене Большого театра.
О том, что случилось дальше с героем оперы – я расскажу в следующий раз. А сегодня вы не только познакомились с номерами оперы, но и узнали несколько новых музыкальных понятий.
Изучая программу «Уроки музыки», ребята не только осваивают очень много разных терминов, но запоминают их, благодаря разнообразным заданиям. Так они постепенно становятся грамотными слушателями классических произведений.
Уроки музыки
Уроки музыки 2 класс.
Урок №6. Образ Садко в опере Н.А. Римского-Корсакова.
Вновь приветствую вас, уважаемые родители. www.уроки-музыки.рф Сегодня мы продолжим путешествие в сказочный мир былинной оперы «Садко». Говоря о Садко, мы погружаемся в морскую стихию, созданную не только Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, но также русскими поэтами и художниками.
Музыкальные темы программы «Уроки музыки» на протяжении всех 8 классов раскрывают детям мир живописи и поэзии. Они учатся понимать смыслы картин и стихотворений и слышать их отражение в музыкальных произведениях классических композиторов.
СЛАЙД 1. Прочитайте стихотворение Самуила Надсона:
Лунным блеском озаренная,
Синих вод равнина сонная
Далеко ушла в туман…
Дремлет, дышит, колыхается,
И блестит, и разгорается
Неоглядный океан…
Каким живым и одухотворенным поэт описал стихию океана…
Она и «дремлет» и «дышит» …
На уроке мы подробно разберем стихотворение Ивана Алексеевича Бунина, узнаем о большом цветовом разнообразии жемчуга и драгоценных камней, с которыми поэт сравнивает цвета морской глади и вернемся к музыке Римского-Корсакова, полюбившего море на всю жизнь. Этот композитор много раз изображал морские пейзажи и поэтому его даже назвали «композитором-моренистом». Напомню, что увертюра к опере «Садко» называется «окиян-море синее».
СЛАЙД 2. Но вот открывается занавес и перед нами предстает картина новгородского пира. Появляется гусляр Садко. Гости просят его спеть для них. Тогда он исполняет свою первую арию.
Поскольку слово «ария» вы будете встречать очень часто – познакомьтесь с его значением, представленным на слайде.
СЛАЙД 3. Ария – музыкальный портрет оперного героя. В арии Садко вы почувствуете характер новгородского гусляра. Здесь прозвучат мелодии, похожие на древние былинные сказы и другие жанры русских народных песен, о которых я подробно рассказываю в своей программе 4-го и 6-го классов.
Сама ария состоит из двух частей. Вторая часть начнется со слов «пробегали б мои бусы-корабли, объезжали б моря, моря синие». Начиная с этих слов, композитор изображает покачивание морских волн, спокойное плавание кораблей к далеким странам.
https://rutube.ru/video/5b82002a12d62cbc96976b20603c1ca5/
На уроке мы обсудим – почему речь Садко не понравилась новгородским купцам. Они прогоняют гусляра и он идет на берег Ильмень озера. Присев на бел-горюч камень, Садко поет проникновенную песню «Ой, ты, темная дубравушка», в которой изливает свою печаль и заветные думы.
В этой песне три куплета. Во всех куплетах мелодия гусляра остается одинаковой, но зато меняется оркестровое сопровождение. Как вы думаете – какой инструмент в симфоническом оркестре очень похож на звучание гуслей?
СЛАЙД 4. Конечно, это арфа. В первом куплете вы услышите именно ее
аккомпанирующей голосу Садко. Во втором куплете к арфе добавятся скрипки. Их звучание будет много раз повторять один звук. В музыке такой прием игры называется «тремоло».
СЛАЙД 5. В третьем куплете присоединяются остальные струнные инструменты. Музыканты в этот момент не прикасаются смычком к струнам, а защипывают их пальцами. Такой прием игры называется «пиццикато».
Теперь послушайте, как исполняет эту песню Владимир Атлантов – обладатель высокого голоса, который называется «тенор».
https://clck.ru/3Derqu
Песня Садко пробуждает спящую природу. И тут начинается настоящее волшебство. Вода в озере начинает колыхаться, и плывущая вдали стая лебедей и серых утиц превращается в дочерей морского царя.
СЛАЙД 6. Одна из них – царевна Волхова пленяется веселой песней Садко. Какие музыкальные загадки скрыты в этом номере – ребята узнают на уроке и увидят постановку номера на сцене Большого театра.
О том, что случилось дальше с героем оперы – я расскажу в следующий раз. А сегодня вы не только познакомились с номерами оперы, но и узнали несколько новых музыкальных понятий.
Изучая программу «Уроки музыки», ребята не только осваивают очень много разных терминов, но запоминают их, благодаря разнообразным заданиям. Так они постепенно становятся грамотными слушателями классических произведений.
#музыкальноеобразование#дополнительноеобразование#урокимузыки#семейноеобучение#домашнееобучение#образовательнаяпрограммаобучения#урокимузыки1класс#урокимузыки2класс#урокимузыки3класс#урокимузыки4класс#урокимузыкидома#урокимузыкионлайн#урокимузыкидляшкол#урокимузыкидляшкольников#урокимузыкидляпедагогов#урокимузыкидляшкольников#.